Elena Soboleva: “Feelings played a big role in my becoming a TA student“
- Authors: Mkhitaryan A.O.
- Issue: Vol 2, No 1 (2022)
- Pages: 52-55
- Section: "I'm OK, You're OK"
- URL: https://ta-journal.ru/TAR/article/view/107310
- DOI: https://doi.org/10.56478/taj-107310
- ID: 107310
Cite item
Full Text
Abstract
An interview with Elena Soboleva, a teacher certified by the European Association of Transactional Analysis, about how she chose the Transactional Analysis modality and the specifics of her teaching.
Keywords
Full Text
Елена СОБОЛЕВА
Тренер и супервизор в области психотерапии — практический психолог, СТА (Р) TSTA(P), вице-президент EATA (Европейской Ассоциации Транзактного Анализа); Ассоциированный член Международной Ассоциации Транзактного Анализа ITAA. Член Совета СОТА, Президент СОТА (2006-2010 гг.), обладатель Серебряной медали Сертификационного Комитета (СОС ) ЕАТА, автор и тренер учебных программ по ТА, имеет публикации. Страничка ВКонтакте: https://vk.com/id55868480 . Электронная почта: leavelobos@yandex.ru
— С чего начались ваши отношения с ТА:
— Точка отсчета — 1989 год. Дмитрий Касьянов с Татьяной Сизиковой и Светланой Князюк проводили в Политехническом институте занятияпо знакомству теорией Транзактного Анализа, волею обстоятельств и любознательности я попала в эту группу. :)
— Кого из учителей вы считаете своими путеводными звёздами?
— Мои первые учителя, конечно, Том и Дельфина Фрейзеры из Америки. Я считаю, что их стиль, опыт, знание, личное обаяние сильно повлияли на всех пионеров Транзактного Анализа в России. Потом, каждый по-своему, развивал его, дополняя полученные знания новыми и передавая его тем кому был интересен Транзактный Анализ. В начале 90-х в СПБ, к этому времени Ленинград уже был переименован, Дженни МакНамара (Великобритания) и Моник Туниссенн (Нидерланды) организовали Первую Международную Программу по Транзактному Анализу. В ней участвовали звезды, лучшие представители EATA и ITAA: Изабель Криспел (Франция), Мишель Бенуа (Франция), Вильям Ламмерс (Нидерланды/Швейцария), Мерлин Зальцман (США), Петрушка Кларксон (Великобритания), Сью Фиш (Великобритания), Мэри Кокс (Великобритания), Алан Джакобс (США), Филипп Гарсия (США), позже познакомилась сТруди Ньютон (Великобритания), Розмари Неппер (Великобритания), Анитой Маунтин (Великобритания) и КрисДэвидсоном (Великобритания). С особой теплотой хочу вспомнить моих Основных супервизоров M. Кокс (Mary Cox) из Великобритании, она сопровождала меня к СТА экзамену, который состоялся в 2000 году и Труди Ньютон (Trudi Newton), тоже из Великобритании, её опыт, педагогический талант, способствовали сдачи экзамена на TSTA в 2012. Общение с моими Супервизорами, их человеческие качества, профессиональный стильоказали огромное влияние на формирование моей ТА-идентичности.
— Чему у вас можно научиться?
— Сложный вопрос, мне тоже интересно, что возьмет человек, который будет учится у меня. Говорят, что «научить другого нельзя, можно только предложить то, что знаешь, а учится человек сам». Обучение — вопрос личного предпочтения и выбора:)
Давайте расскажу о том, что мне нравится в ТА. Мой интересны внутрипсихические процессы, влияющие на поведение человека. Вопрос, который меня занимает — возможно ли излечить негативные части сценария клиента опираясь натерапевтические отношения, без использования привычных регрессивных техник? Метод, который мне близок-Со-творческий Транзактный Анализ, в котором, по словам авторов Г. Саммерс и К.Тюдор, они использовали классический Транзактный Анализ Э.Берна, обновив представление о некоторых известных моделях, в соответствии с современными представлениями о формировании сценария. Мне нравится, чтоособенностью подходаявляется фокусна «здесь и сейчас». Авторы расширили представление о терапевтической цели. Берн считал, что для выхода из сценария клиент должен достичь автономии, авторы Со-творческого ТА подчеркивают значимость терапевтических отношений, определяя хомономию (Homonоmy) — как основную цель.В этом случае фокус внимания смещается с одной личности на пространство между клиентом и терапевтом. Важным фокусом исследования становится также окружение, социум, его влияние на формирование сценария, на убеждения и чувства, которые мы впитываем с детства и по настоящее время. Ценно, что Со-творческий Транзактный Анализ используется во всех областях применения ТА -для терапии пар и групп.
— Почему решили стать преподавателем именно Транзактного Анализа?
— Думаю, в том, что я стала обучаться ТА, большую роль сыграли чувства и счастливый случай. Однажды, когда моя жизнь дала крен, я встретила человека, который мне сказал: «Знаешь, твои трудности вполне решаются методом Транзактного Анализа. У нас есть группа в Политехе, приезжай к нам». Конечно, тогда я не думала о СТА, экзаменах, а уж тем более о преподавании. Мне было интересно применить новые знания лично к себе. Идея о сертификации пришла гораздо позже, в 1995 году. Мне повезло с теми, у кого мне посчастливилось учиться и моими супервизорами! Мне нравится принцип «брать и давать». Я получила знания, заботу и поддержку, которыми хотелось поделиться
— В чем ваша суперсила как преподавателя?
— Банальный ответ — в моей слабости. В том, что я не беру на себя роль человека, знающего ответы на все вопросы.
— Кто ваши студенты?
— Я не думаю, что они чем-то отличаются от студентов МИР-ТА или любой другой группы, но я их считаю уникальными:) Они живут в разных странах, иногда говорят на иностранных языках, их объединяет увлеченность методом Транзактного Анализа, интерес к многообразию в теории и практике ТА, чтению дополнительной литературы и другими направлениям психологии, они находятся в поиске своей профессиональной идентичности. Горжусь, что в прошлом году 5 моих студентов успешно сдали экзамен и получили статус СТА.
— Что ваши студенты ценят в вас больше всего?
— Надо бы у них спросить.:) Иногда я слышала, что у меня хорошее чувство юмора, что у меня есть свои ценности, которых я придерживаюсьи, пожалуй, то, что довольно сложные теоретические вопросы могу преподнести достаточно просто.
— А с чем они испытывают сложности?
— Может быть, иногда, я тороплюсь, передвигаясь от одного понятия к другому и привношу много материала в объяснении. Может быть в том, что побуждаю к высоким стандартам. :)
— Какой ваш драйвер активнее всего проявляется в преподавании?
— Знаете, Петрушка Кларксон написала прекрасную статью о позитивной стороне драйверов. Она рассматривала все пять драйверов, как естественные проявления человеческих устремлений. Ведь и правда — это естественно быть доброжелательной по отношению к другому человеку или стремиться к высоким стандартам. В разные моменты я могу проявлять все пять… Кажется, я уже их обозначила в предыдущем ответе.
Часто получаю обратную связь о комфортной атмосфере в группе. Мне нравятся высокие стандарты!
Случается, увлекаясь, могу не заметить, как зажато тело, от того, что сдерживаю чувства, что к концу дня может привести к головной боли и усталости… Продолжаю развивать осознанность и эмоциональную грамотность. :)
— Какая модель ТА ваша самая любимая?
— О, их много, но, пожалуй, самая любимая —Интегрирующий Взрослый.
— А с какой моделью или концепцией ТА чувствуете сложность или меньше ее используете?
— Для меня сложность возникает тогда, когда поведением (функциональной моделью) описывают внутренний процесс. Но теории и модели ТА создаются разными людьми, с уникальным опытом и референтной системой… Транзактный Анализ мне напоминает лоскутное одеяло, состоящее из разноцветных кусочков — теорий и моделей, сшитые вместе, они создают пространство выбора.
— Расскажите о вашей зоне ближайшего развития?
— В период пандемии у меня появилась идея создать проект, чтобы поддержать коллег, принадлежащих русскоязычному ТА-сообществу. Проект был назван «Круглый стол», хотя в формате он-лайн это название весьма забавное. Более подходящее -«Прямоугольный экран»:). Идею поддержал Совет СОТА, и вот уже состоялось 14 Круглых Столов. Ведущие — специалисты из разных стран, включая РФ. Это общедоступные мероприятия, они проходит один раз в месяц. Плата за участие — добровольное пожертвование. Цель — возможность пообщаться, познакомиться со специалистами и новыми направлениями в Транзактном Анализе. Мне нравится этот проект, хочется, чтобы он продолжался долго.
Для меня имеет большое значение общественная роль. В данный момент я занимаю позицию вице-президента EATA. Это моя зона развития, challenge (вызов) для меня — участвовать заседании комитета, где все участники говорят на английском и еще с разным акцентом:).
В связи с тем, что есть ограничения из-за ковида, к сожалению, не смогла выехать ни на одно заседание Исполнительного Комитета, чтобы принять участие в заседаниях и повидаться с коллегами. Это, конечно, грустно. Надеюсь, на скорый переход заболевания от пандемии к эндемии.
— Ваше кредо/motto/девиз, как преподавателя?
— Заготовки нет) Что-нибудь в духе «Будь любознательным»… А вот, с благодарностью вспоминаю слова моего отца — «Знание за плечами не носить». Подойдет?
— Если бы у вас было (а может быть есть) ваше тотемное животное — кто это, опишите его?
— Никогда не думала. Может быть, кошка? Кошка…)
— Сколько у вас сейчас студентов на контракте и сколько уже защитились?
— Надо посчитать! Активно пишут 7-8 человек, в ближайшее время 2 кандидата отправят письменную часть СТА на проверку, еще есть 5 PTSTA …Я уже упомянула, что прошедший год был урожайным — 5 студентов сдали экзамен CTA и 4 или 5 человек, прошли ТА Endorsement Workshop (TEW) с моей супервизорской поддержкой. Кандидаты — представители из разных стран, мне нравится работать с людьми из разных культур. Жду не дождусь, когда мои кандидаты сдадут TSTA экзамен:). К сожалению, сейчас в ЕАТА процесс усложнился из-за пандемии.
— Где можно у вас учиться?
— У меня есть страничка в ВКонтакте https://vk.com/id55868480 в ней описана программа обучения.
About the authors
Alexandra Oganezovna Mkhitaryan
Author for correspondence.
Email: sasha.mkhitaryan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8687-7174
ResearcherId: AAG-2854-2022
psychologist, privatepractice
Russian Federation, Moscow