Liudmila Sjoholm: “I teach to see the pros, to connect to resources“

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

An interview with Liudmila Sjоholm, a teacher certified by the European Association of Transactional Analysis, about how she chose the Transactional Analysis modality and the peculiarities of her teaching.

Full Text

Людмила ШЁХОЛМ

 

Психолог-психоаналитик, Сертифицированный Транзактный Аналитик (СТА) в области Психотерапии, Предварительный Преподаватель и Супервизор (PTSTA) в области Психотерапии, Член Европейской Ассоциации Транзактного Анализа (EATA) и Санкт-Петербургской Организации Транзактного Анализа (СОТА). Инструктор 101 курса, ведущая авторской учебной программы по Транзактному Анализу для получения сертификации в EATA. Преподаватель Института Практической Психологии ИМАТОН. Лауреат XX Национального Конкурса «Золотая Психея» по итогам 2018 года в номинации «Мастер-класс года для психологов». Стаж работы в российских образовательных учреждениях с 1979 года, ведет терапевтические группы по изменению сценария жизни, а также семейное и индивидуальное консультирование более 25 лет. Страничка ВКонтакте: https://vk.com/sjoholm

— С чего начались ваши отношения с ТА:

— Когда я училась в Институте психоанализа (ВЕИП), наш ректор, Решетников Михаил Михайлович, приглашал преподавателей разных направлений — юнгианский анализ, лакановский анализ, а также Транзактный Анализ. 17-го марта 2000 года Татьяна Ильинична Сизикова начала преподавать нам 101 курс. За моими плечами к тому моменту были 4 года обучения на психоаналитика. Вот так я познакомилась с Транзактным Анализом. Мне этот метод понравился тем, что отношения между терапевтом и клиентом начинаются с построения взаимоотношений через контакт.

— Ваш путь в ТА, ваши учителя:

— К нам приезжало очень много мастеров: Дженни МакНамара, Кристен Листер-Форд, Анита Маунтин, ее муж Крис Дэвидсон, Изабель Криспель — ведущие преподаватели, в основном из Англии. Так же я училась у Стивена Карпмана. До сих пор прохожу семинары в Интегративнном подходе у Ричарда Эрскина. Также я обучалась в Школе Перерешения у Тони Вайта. Обучаюсь нарративному ТА у Марии Терезы Този. У Кристин Шевалье и Сабины Блюмштейн, Розмари Наппер продолжаю повышать свою компетенцию в преподавании и супервизировании для получения статуса TSTA. Я принимаю активное участие на всех конференциях, которые проводит ЕАТА и Международная Ассоциация (IITA), начиная с 2007 года.

В данный момент времени моим супервизором является Владимир Александрович Гусаковский TSTA (P).

— Чему можно у вас научиться? Каким курсам/программам вы обучаете?

— Каждый из нас имеет свою авторскую программу. Я начинаю с 101 курса, чтобы познакомить людей с тем, что вообще такое Транзактный Анализ. Я считаю, что это хорошая идея Э. Берна — за 12 часов познакомиться с классикой ТА и выбрать — буду ли я использовать это как метод для консультирования людей в Организации, Образовании, Консультировании, Психотерапии. Я провожу этот курс очно или в Zoom, и при этом моим предпочтением является очное образование.

Те, кто решают учиться, приходят на 202 курс — это 4 года обучения. Мы встречаемся за год 8 раз по 12 часов — с сентября по май, раз в месяц.Эта программа создана в соответствии со стандартами обучения и требованиями ЕАТА (Европейская Ассоциация Транзактного Анализа) к обучению психотерапевтических консультантов. 300 часов обучения теории и практики. Такое количество часов профессионального образования и развития необходимо, чтобы обеспечить тренируемому приобретение широкого практического опыта и глубоких теоретических знаний.

Программа предоставляет возможности для последовательного и углубленного освоения знаний и навыков, необходимых для психотерапевтического консультирования специалистам, имеющим дипломы в помогающих профессиях, таких как психологи, врачи, учителя и преподаватели, а также социальные работники и все те, кто имеет взаимодействие и взаимоотношения с людьми.

Основной целью обучающей программы является подготовка слушателей к профессиональной сертификации и аккредитации в российских и европейских психотерапевтических сообществах.

В течение первого года обучения каждый участник программы должен начать практику с индивидуальными клиентами.

— В чем ваша суперсила, как преподавателя?

— Моя сильная сторона — контакт. Я умею его строить. Я заинтересована в людях, люблю общаться. Очень люблю со всеми строить позитивные взаимоотношения.

— Кто ваши студенты?

— Это психологи, которые хотят обучиться методу ТА, практиковать, которые хотят помогать другим людям, проводить их через сценарии жизни, улучшать свою жизнь, а именно — как стать хозяином своей жизни и получать от этого удовольствие. Мои студенты обучаются видеть сильные стороны человека. У меня есть такая метафора: для меня Транзактный Анализ — это поиск и нахождение сокровищ в себе. И тогда мои студенты — это люди, которые любят алмазы и бриллианты. Это золотоискатели! И они готовы заниматься этим и находить их в сценариях жизни людей.

— Какой ваш драйвер активнее всего проявляется в преподавании?

— Все драйверы присутствуют. И при прохождении своей личной терапии, начинаешь применять их осознанно. Иногда мне нужно Быть сильной — я сижу с клиентом и мне нужно его слушать. И тогда мне нужно задвинуть свои чувства и потребности и быть с ним. Это значит дать не собственническое тепло, а то, что нужно клиенту. Иногда мне нужно Быть Совершенной, иногда нужно Радовать другого и Радоваться самой — что я достаточно хороший преподаватель, почему нет?:) Иногда Стараться-пытаться. Драйвер — это как энергия. И спустя много лет в терапии они становятся полезным багажом. Просто нужно применять это осознанно — я осознаю, что я делаю. Есть ошибки, всякое бывает. Я всегда говорю: «Позвольте мне быть самой собой, даже если я что-то делаю не так».

— Какая модель или концепция ТА ваша самая любимая?

— Поглаживания — самая моя любимая моя концепция! На втором месте контракты, Эго-состояния. Нравятся игры и сценарии. Мне по душе классический ТА. Сейчас влюбилась в нарративный ТА, со-творческий и интегративный.

— Расскажите о вашей зоне ближайшего развития?

— Моя зона развития — усовершенствоваться в нарративном ТА. Мне понравился этот метод тем, как Фанита Инглиш дала определение сценарию (1988 г.). Сценарий — это нормальный творческий процесс, на который могут повлиять прежние выводы, сделанные с целью выживания. Без сценария человек стал бы психотиком. Эписценарий. В том смысле, что дети вообще до 6-ти лет структурированы. Нам не нужно искать в детстве патологию, а искать силу — как человек выживал, как он творил и как он нашел успокоение. Есть 3 мотиватора — выживание, творчество и покой. Поэтому буду работать больше в этом направлении, нарративном. Нарратив — это повествование: как клиент рассказывает о себе, о людях, о ситуации. Это мои зоны роста, и мне это очень нравится.

Ну и, конечно, дальше обучаться и сдавать на TSTA. Это такой серьезный шаг. Я люблю заниматься терапией. У меня есть терапевтические группы, клиенты. Мне нравится заниматься ростом людей. Я буду продолжать ТА. В саквояже терапевта должно быть очень много методов, в зависимости от того, с каким запросом пришел клиент.

— Ваше кредо/motto/девиз, как преподавателя?

— Как я уже сказала, ТА — это поиск и нахождение сокровищ в себе. Это основной мой девиз, наверное. Искать себя и быть уверенным в себе!

— Если бы у вас было (а может быть есть) ваше тотемное животное — кто это, опишите его?

— Хамелеон. Считается, что хамелеон меняет цвета. На самом деле, хамелеон, попадая в среду, подстраивается под неё. То есть среда меняет хамелеона, а это центральная часть взаимоотношений! Есть такие авторы — Саммерс и Тюдор, в со-творческом ТА, они утверждают: «Я меняю тебя, ты меняешь меня. Мы оба обучаемся и обогащаемся друг у друга». Человек никогда не был один и ему всегда нужен другой. Я об этом сейчас очень много размышляю.

— Где можно у вас учиться?

— Информацию о программах и курсах можно узнать в моем телеграмм канале:

ЛЮДМИЛА ШЁХОЛМ ОБУЧЕНИЕ ТА.

https://t.me/LiudmilaSjoholm

А также вы можете меня найти ВКонтакте: https://vk.com/sjoholm

×

About the authors

Alexandra Oganezovna Mkhitaryan

Author for correspondence.
Email: sasha.mkhitaryan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8687-7174
ResearcherId: AAG-2854-2022

psychologist, privatepractice

Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Liudmila SJOHOLM

Download (95KB)




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies