A teachers in Russia: who is who?

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article features interviews with ten principal trainers of Transactional Analysis.

Full Text

Мы продолжаем рассказывать о преподавателях Транзактного анализа в России. В номере 2 мы представили 10 преподавателей, сертифицированных ЕАТА. Но Транзактному анализу в России учат не только они.

Наши интервью помогают всем желающим продвинуться в ТА и найти именно «своего учителя». Мы подготовили гайд-знакомство: это сделано для того, чтобы будущие и настоящие студенты, узнав личные истории преподавателей, их путь прихода в Транзактный анализ, нашли с кем-то из них что-то общее, ценное и почувствовали свой отклик из Внутреннего Ребенка. Ведь в обучении его интерес очень важен. Мы продолжаем рассказывать о замечательных людях, первооткрывателях ТА в России. Мы задали преподавателям вопросы, которые им ещё никто не задавал.

Желаем приятного и полезного чтения!

Владимир ЕСАУЛОВ: «Стараюсь заинтересовать слушателей чем-то необычным, «вкусненьким»

– С чего начались ваши отношения с ТА?

– Первое знакомство с Транзактным анализом случилось в 1982 году, когда после окончания медицинского института я начал работать врачом-психиатром в Клинике Неврозов. Один из психологов клиники дал мне почитать на неделю «самиздат» перевода книги Эрика Берна. Тогда это была еле различимая машинописная распечатка на папиросной бумаге, которая переходила от одного психолога или молодого врача к другому. Было интересно и не похоже на то, что я читал до этого. Правда, возник вопрос: «Неужели же все так жестко прописано и предопределено в нашей судьбе?». Какое-то время ходил под впечатлением от прочитанного, хотелось читать этого автора еще, но печатных книг Э. Берна в тот момент еще не было.

Постепенно я несколько охладел к Транзактному анализу. До середины девяностых мой интерес к ТА носил фрагментарный характер. Я читал те статьи и книги, которые мне попадались, скорее случайно.

После четырехлетнего обучения навыкам гештальт-терапии в Московском гештальт-институте у Елены Калитиевской и Валентины Ильичевой, различных программ обучения по арт-терапии, НЛП, гипнозу, экзистенциальной терапии у меня так и не было ощущения того, что я нашел целиком «мой метод». Было интересно многое – я был прямо ненасытен в учебе. Интересно было смешивать разные направления. Хотелось освоения все новых и новых методов, техник… Начал обучаться клинической психологии. В это время я работал заведующим отделением пограничных расстройств в одной из московских психиатрических больниц. Казалось, что обилие техник позволит мне стать еще более успешным как психотерапевту.

Но все чаще я стал думать о выборе основной, «стержневой» модели психотерапии, и все больше вновь вспоминал о Транзактном анализе. Несколько раз перечитывал книги по ТА Эрика Берна, но каждый раз словно оставалось «послевкусие» – здорово, красиво написано, но что же конкретно с этим всем делать?

В 1998 году стал членом Санкт-Петербургской Организации Транзактного Анализа (тогда она называлась СИТА), и с удовольствие несколько лет ездил на семинары СИТА с приглашенными зарубежными тренерами ТА.

В 1999 году прошел «101 курс» ТА у Дж. МакНамары и укрепился в желании пройти полноценное обучение именно по Транзактному анализу.

– Ваш путь в ТА, ваши учителя?

– Серьезно и систематически обучаться Транзактному анализу я начал с 1999 года на семинарах по ТА на кафедре психотерапии РМАПО под руководством проф. Виктора Макарова. До сих пор помню ощущение колоссальной энергии, исходящей от него, которое я почувствовал при знакомстве. Харизматичность, лидерские качества, ориентация на успех этого человека, а также буквально заражающая вера в возможности Транзактного анализа были очень впечатляющими. Я благодарен В. Макарову за его интересные семинары и тренинги по сценарному анализу и несколько лет сотрудничества в начале двухтысячных.

Основное становление меня, как транзактного аналитика, произошло при обучении в трехлетней российско-английской программе под руководством Джени МакНамара, и группе английских тренеров, супервизоров и терапевтов, сопровождающих эту программу. Я получил в этом длительном курсе некий эталон работы, высокие стандарты, которым стараюсь соответствовать и по настоящее время.

Конечно же, с неизменной благодарностью вспоминаю Татьяну Сизикову, у которой обучался в программе по консультативному Транзактному анализу в 2002-2005 годах. Четкость, индивидуальный подход и профессионализм Татьяны были впечатляющи.

Благодарен и очень ценю деликатную и результативную работу питерского ТА-терапевта Владимира Гусаковского, у которого я проходил личную терапию.

В 2004 году я повторно прошел «101 курс» и ряд интересных семинаров по ТА у Дмитрия Шустова. В это время я уже совмещал работу врача-психотерапевта с активной преподавательской деятельностью на кафедре. Вел индивидуальную и групповую терапию, начал проводить семейные приемы. Получаемые при обучении в английской программе по ТА навыки позволили сделать Транзактный анализ одним из основных методов моей психотерапевтической работы.

Необыкновенно яркое впечатление осталось после семинара с ТА-легендой Стивеном Карпманом. Поражался его активности, ясности ума, и все гадал – откуда столько молодой, брызжущей энергии в столь преклонном возрасте?

И, пожалуй, очень интересными и полезными для моей практики и преподавания оказались московские семинары Вильяма Ламмерса по основным и дополнительным стратегиям адаптации. С удовольствием учился и на его семинарах по Транзактному анализу, и на предложенном им методе «логосинтез», и на годовой швейцарской программе по коучингу, где обильно использовался Транзактный анализ.

Тематические семинары-тренинги зарубежных ТА-тренеров вне больших обучающих программ также позволили мне совершенствовать навыки владения ТА. Наиболее запоминающимися и полезными были тренинги Дж. Парр, Джулии Хей, Кристин Листер-Форд.

Несмотря на достаточно плотное обучение по Транзактному анализу у зарубежных и отечественных ТА-преподавателей, я не являюсь тренером ТА, сертифицированным именно ЕАТА/МАТА. Полагаю, что для практической работы в ТА мне вполне достаточно Европейского Сертификата Психотерапевта в мультимодальном подходе и членства в Европейской Ассоциации Психотерапии (ЕАП), а также официальной работы преподавателем на кафедре психотерапии и многочисленных обучений в различных учебных учреждениях, подтвержденных государственными сертификатами психиатра, психотерапевта, сексопатолога, педагога, клинического психолога.

Около 20 лет я преподаю Транзактный анализ в Институте психотерапии и клинической психологии, а также на кафедре психотерапии в РНИМУ им. Пирогова.

– Чему можно у вас научиться?

– В первую очередь – «заразиться» интересом к Транзактному анализу. Получить практические навыки ведения сессий с использованием ТА в интегративном подходе. Научиться применять эти навыки в области консультирования психосоматических и невротических расстройств, на семейных приемах, на сессиях коучинга.

Думаю, что особенностью моего обучения теории и навыкам современного ТА можно считать показ и закрепление применения широчайшей комбинации различных психотерапевтических методов с главным, стержневым – Транзактным анализом. Основой такого подхода я считаю опору на собственный полимодальный опыт работы психотерапевтом, психологом, семейным терапевтом, сексопатологом, наркологом, коучем, полученный при многолетней практической работе.

– В чем ваша суперсила, как преподавателя?

– Суперсила – звучит уж как-то совсем «по-волшебному». Полагаю, что моя сильная сторона – в умении четко, доходчиво и просто рассказать о сложных вещах: такие отзывы я слышал от многих моих студентов. В качестве навыков преподавания к этому можно добавить, пожалуй, еще интуицию и умение вдохновлять и создавать атмосферу неформального общения в аудитории.

– Кто ваши студенты?

– Это зачастую очень разные люди. Они различаются и по возрасту, и по профессии, да и по интересам в зависимости от того места, где я преподаю те или иные предметы. Ими могут быть и студенты-медики или психологи, врачи, педагоги, юристы, домохозяйки…

Например, в РНИМУ (бывший 2-й мед.университет) – это студенты 4-5 курса психологического факультета или магистры, которым я преподаю консультирование и сексопатологию, психосоматику и психотерапию, или слушатели постарше возрастом, среди которых психологи и психотерапевты, учащиеся на курсах по различной переподготовке.

В Институте психотерапии и клинической психологии это люди самых разных специальностей, которые хотят лучше понять себя и других, повысить профессиональные навыки или обучиться новой специальности психолога и освоить навыки взаимодействия. Среди них много тех, кто уже имеет одно-два высших образования, и они настроены на продолжение личностного роста и развития.

И мне очень приятно и интересно работать на занятиях с теми, кто выбрал меня как преподавателя. Я ценю, что могу поделиться с ними своими знаниями, навыками и практическим профессиональным опытом врача-психотерапевта, сексопатолога, семейного терапевта, психолога, арт-терапевта, коуча. Не скрою, что здесь чуточку присутствует и этакое удовлетворенное профессиональное честолюбие от того, что мои знания, опыт, навыки востребованы и могут быть многим полезны.

– Как думаете, что ваши студенты ценят в вас больше всего?

– Предполагаю, что ценят меня за ясность изложения материала, хорошее структурирование, юмор и иронию, партнерскую позицию, рассказ о материале и разборы с опорой на опыт, творчество, возможность сделать сессии неожиданными, разрешение следовать не жестким схемам, а сообразно своей индивидуальности.

– А с чем они испытывают сложности в отношении вас?

– Иногда в преподавании излишне «заносит» в преподавательский перфекционизм, что, впрочем, бывает не так уж и часто.

В качестве потенциальной сложности допускаю, что ценимое мной состояние «потока», когда ты на вдохновении и подъеме «зажигаешь интересом» к теме, также может подойти не всем. И в обучении приходится подбирать сбалансированный подход как с использованием теории, схем, структуры, так и креативных показов.

– Какой ваш драйвер активнее всего проявляется в преподавании?

– Активнее всего работает амбициозный «Будь лучшим», иногда переходя в «Старайся» + «Будь лучшим» + «Радуй» для других, то есть стремлюсь заинтересовать слушателей чем-то необычным, «вкусненьким», не как у других преподавателей.

– Какая модель ТА ваша самая любимая?

– Самая любимая – это, конечно же, основополагающая Модель Автономии, где существует триединый взгляд на возможности благополучного изменения жизни за счет повышения ясности, использования гибкости, креативности, расширения имеющихся выборов и использования интимности, близости в контактах с другими и собой. Мне особенно в этой модели нравится пункт про креативность, творчество, возможность подбирать нестандартные варианты решений.

Мне не очень нравится работать в какой-то одной технической модели. Нередко бывает так, что в определенный период времени использую больше элементы одного подхода, ну а затем, когда он «немного приестся», смещаю акцент на другой. Неизменно то, что я предпочитаю комплексный подход – например, сочетание ТА и РЭПТ Альберта Эллиса, или арт-техник, гипноза и Транзактного анализа, или иных комбинаций.

Одной из наиболее частых и излюбленных моделей и в преподавании, и на практике является модель адаптации, которую я ценю за экспресс-анализ состояния клиентов и пациентов на сессиях, и возможность быстро найти к ним индивидуальный подход.

Часто использую раскладки по рэкетной модели, позволяющей построить стратегию коррекции проблемных состояний.

– А с какой моделью или концепцией ТА чувствуете сложность или меньше ее используете?

– В работе нечасто использую «Матрицу игнорирования». Легко ее преподаю, но на практике она как-то мне «не заходит».

– Расскажите о вашей зоне ближайшего развития?

– Надеюсь на скорое завершение уже начатой книги по арт-терапии тревожно-фобических расстройств, а также пособия по терапии психосоматических расстройств. Еще – «довести до ума» уже сделанный комплект ассоциативных карт. Расширить уже имеющиеся программы по коучингу, метафорическим ассоциативным картам, пищевым расстройствам, сексологии и семейной терапии.

А еще хочется поучиться чему-то новому. Так много всего хочется! Планов – громадье, надо чуть умерить свои аппетиты.

– Ваше кредо/motto/девиз, как преподавателя?

– Если ты можешь сделать это, сделай это хорошо.

– Если бы у вас было (а может быть, есть) ваше тотемное животное – кто это, опишите его?

– По гороскопу (по году рождения) я собака. Но мне очень нравятся кошки. У меня дома сейчас живут кот и кошка, которых я обожаю. Такие разные по характеру! Кошка очень ласкова, мила, покладиста, игрива. Кот же ведет себя как хозяин всех и всего в доме. Любит все контролировать, следует за всеми по пятам. Обычно он ласковый, но когда что-то бывает не по его – ворчит, «строит» всех домашних. Очень забавный. Полагаю, что именно кошку могу назвать моим тотемным животным.

– Сколько у вас сейчас студентов на контракте и сколько уже защитились?

– Студентов на стандартном спонсорском контракте у меня нет. Естественно, что нет и защитившихся по стандартам ЕАТА/МАТА. Есть студенты, которые пишут дипломы с включением ТА-подхода в тех институтах, где я преподаю.

– Где можно у вас учиться?

– Непосредственно долгосрочную программу по Транзактному анализу я веду в Институте психотерапии и клинической психологии (www.psyinst.moscow), в котором работаю с 1998 года. На курсе по ТА есть два крупных блока. На первом проводятся занятия по базовым основам метода. Второй блок посвящен специализированным модулям с акцентом на клиническое применение метода Транзактного анализа (работа с зависимыми, психосоматическими, невротическими и эндогенными расстройствами), а также на коррекцию семейно-сексуальных дисфункций.

Помимо этого, обучаться различным премудростям психотерапии и практическим навыкам консультирования и терапии у меня можно на кафедре психотерапии РНИМУ им.Пирогова. Там я преподаю различные направления и техники психотерапии для студентов 4-5 курсов, магистров и проходящих профессиональную переподготовку врачей и психологов. В комплексе с другими методами на кафедре психотерапии я преподаю и Транзактный анализ.

Ряд тематических семинаров и тренингов по Транзактному анализу я веду в своем Центре современных психотехнологий. Обычно это занятия по сказкотерапии, терапии различных проблем в семейно-сексуальной сфере, и комбинации ТА с арт-техниками, гештальт-терапией, нейролингвистикой.

 

Владимир Есаулов

Врач-психиатр, психотерапевт, сексопатолог, клинический психолог, коуч. Обладатель Европейского сертификата психотерапевта. НЛП-мастер, тренер НЛП, эриксоновский терапевт, арт-терапевт.

Преподаватель Института Психотерапии и Клинической Психологии (Москва). Ассистент кафедры психотерапии РНИМУ им. Пирогова. Руководитель Центра Современных Психотехнологий (Москва).

Автор более 120 научных публикаций в области психосоматики, терапии зависимых и пограничных психических расстройств, репродуктивной психологии.

Является автором (совместно с М. Г. Ивашкиной) нового терапевтического метода – Интегративной креативно-структурной терапии (ИКС-терапии). В данном методе используются комбинация техник и приемов из аналитической терапии К. Юнга, идей Э. Эриксона, элементов трансперсонального подхода Ст. Грофа, гештальт-терапии, психодрамы, арт-терапии, системного семейного подхода В. Сатир, эриксоновских суггестивных приемов, с активным включением в терапию идей и техник современного Транзактного анализа.

 

Галина Макарова: «Профессиональным Игрокам со мной сложно»

– С чего начались ваши отношения с ТА?

– С книги Эрика Берна «Hello», которую цитировал мне будущий муж, ухаживая в далекие 70-е. С первых подпольных ТА-терапевтических групп в начале 80-х, с терапевтических декадников в 90-е.

– Ваш путь в ТА, ваши учителя?

– В 1990 году была создана ВАТА (Всесоюзная ассоциация ТА), где рождался микс ТА и русской школы клинической психологии. Моим первым учителем был и есть Макаров Виктор Викторович (профессор, д.м.н., президент ОППЛ).

Свой 101 курс я прошла в 1999 году у Jennie McNamara (ITAA). Также училась на трехлетней программе ЕАТА и ОППЛ с 1999 по 2002 год у Джени МакНамара, Лиз Булмер, Татьяны Сизиковой. Прошла трехлетнюю программу «Транзактный анализ в бизнесе» с 2005 по 2008 у Коре Кристиансен.

– Чему можно у вас научиться? Каким курсам/программам вы обучаете?

– В «Первом университете профессора Макарова» я веду курсы повышения квалификации: базовый и продвинутый ТА-ВВ «Сценарий персонального будущего». Также провожу онлайн-курсы «10 шагов к себе, своему персональному будущему», «Ассертивность – магия общения», «МАК «Сексуальные сценарии». Веду регулярные супервизионные и терапевтические группы. Обучаю и сопровождаю как адвайзер коллег, желающих стать обучающими личными терапевтами.

– Почему решили стать преподавателем именно Транзактного анализа?

– ТА привлекает структурой и глубиной, позитивным гуманистическим мировоззрением и философией. А главное, что отличает ТА от других школ и модальностей, – кроме теории здесь есть обширный практикум и готовность к интеграции новых современных знаний с классической Берновской школой. Философия ТА актуальна, особенно в настоящий момент, когда востребованы мир без конфликтов, игр, лжи, позиция «благополучен Ты/ благополучен Я», «win/win».

– В чем ваша суперсила как преподавателя?

– Щедро делюсь знаниями и умениями.

– Кто ваши студенты? Опишите их.

– Большая часть – это молодые коллеги, пришедшие после вузов и начинающие частную практику. Контракты на супервизию и адвайзинг я имею с уже практикующими коллегами со стажем, бывшими учениками. Курсы веду как для клиентов, так и для учеников, которые после завершения проводят их самостоятельно. Мой контингент – люди в возрасте от 25 до 60 лет.

– Как думаете, что ваши студенты ценят в вас больше всего?

– Профессионализм, практический опыт, нестандартное предъявление материала – мне самой должно быть интересно, поэтому повторений не бывает, даже стандартных университетских лекций.

– А с чем они испытывают сложности в отношении вас?

– Я не Спасаю Бедняжек и Саботажников, не Играю в игры, не поддерживаю Драму. Профессиональным Игрокам со мной сложно.

– Какой ваш драйвер активнее всего проявляется в преподавании?

– Отслеживаю уровень стресса, когда работаю, возвращаюсь в окейность, не застревая в драйверном поведении. Рабочий стиль, наверное, – микс, доброжелательный перфекционизм. Люблю, когда у студентов глаза горят и расширяется профессиональное видение процесса терапии.

– Какая модель ТА ваша самая любимая?

– Транзактный анализ – восточная версия. Это адаптированная к отечественной ментальности и культуре классическая школа ТА.

– А с какой моделью или концепцией ТА чувствуете сложность или меньше ее используете?

– Телесно-ориентированная и Духовная – мало знаю, не видела в практике работу специалистов.

– Расскажите о вашей зоне ближайшего развития?

– Хочу развивать курсы по ассертивности. Еще в 90-е годы я вела женские тренинги ассертивности: помогала женщинам уверенно настаивать на своем, сохраняя +/+. Потом перестала. Сейчас понимаю, что говорить о благополучии и окейности многие научились, однако не умеют реализовать это в практике, навыков нет. Поэтому следующий год – тренинги ассертивности.

– Ваше кредо/motto/девиз как преподавателя?

– Привить философию ТА. Творить и расширять территорию благополучия.

– Если бы у вас было (а может быть есть) ваше тотемное животное – кто это, опишите его?

– Собака. Всегда были и есть собаки, они члены семьи.

– Сколько у вас сейчас студентов на контракте и сколько уже защитились?

Сейчас договоров на обучение в программах, где я преподаю, 70-80, но курсы начались в октябре/ноябре, еще идет добор. Сколько за 30 лет практики закончили образование, защитили диссертации, получили повышение квалификации, Сертификаты Лиги, Аккредитацию специалистов в ТА-ВВ? Трудно подсчитать, много.

– Где можно у вас учиться? Какая периодичность набора студентов?

– ТА-ВВ в Первом университете профессора Макарова (https//firstpsy.ru), набор раз в год в ноябре. Также на образовательных программах Профессиональной психотерапевтической лиги (например, сейчас идет набор Комитета обучающей личной терапии, где я читаю лекции), ее сайт: https//oppl.ru. На моих курсах ассертивности. Можно проходить еженедельные группы по супервизии и адвайзингу для коллег.

 

Галина Макарова

Психолог, психотерапевт (не медицинская психотерапия), кандидат психологических наук (1998 г.). Стаж более 30 лет. Соавтор метода полимодальной психотерапии «Транзактный анализ – Восточная версия». Действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ) с 1997 г., руководитель модальности в Лиге «Транзактный анализ – Восточная версия» (ТА-ВВ) и аккредитации специалистов в ТА-ВВ в Национальной Саморегулируемой организации «Союз психотерапевтов и психологов».

Внесена в единый реестр профессиональных психотерапевтов Европы (Европейский Сертификат Психотерапевта, 2000 г.) и мира (2010). Награждена почетным европейским сертификатом консультанта (№14, 2002). Сертификат психотерапевта в Транзактном анализе (ITAA №2048, 2014).

Преподаватель, автор и ведущая тренингов и онлайн-обучающих курсов. Ведет частную практику. Пишет книги по Транзактному анализу в соавторстве с В. В. Макаровым. Среди них есть бестселлеры, которые пережили 4 издания, такие как: «Новая женщина, играющая и выигрывающая»; «Игры, в которые играют в России»; «Сценарии персонального будущего». Соавтор метафорических карт «Сексуальные сценарии».

×

About the authors

Alexandra O. Mkhitaryan

Email: sasha.mkhitaryan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8687-7174
ResearcherId: AAG-2854-2022

psychologist, private practice

Russian Federation, Moscow

Olga V. Kochetkova-Korelova

Rambler Group of Companies

Author for correspondence.
Email: ok810@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5059-3455

private psychological practice (self-employed); member of SOTA and EATA

Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Vladimir Yesaulov

Download (91KB)
3. Galina Makarova

Download (343KB)




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies