How Did I Choose Transactional Analysis and Find My Trainer?

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In this article graduates of the group 202 of Transactional Analysis talk about their experience of training. Why did they prefer Transactional Analysis? ow did the training go? What can they recommend to those who are just starting their journey?

Full Text

Екатерина Руденко: «Я не выбирала это направление – это оно выбрало меня»

– Расскажите немного о себе.

– Транзактный Анализ – это основной метод который я применяю в своей работе, а так же метод Мерлин Мюррей, метафорические карты. Я базовый сертифицированный консультант в позитивной психотерапии, гипнотерапевт американской школы гипноза. Преподаю психологию в одной из лучших онлайн-академий России. За 12 лет я прошла множество тренингов и обучающих программ по повышению квалификации.

Имею сертификаты государственного образца об окончании обучения базового модуля по позитивной психотерапии World Association for Positive and Transcultural Psychotherapy (WAPP), Wiesbaden, Germany. Метод Мерилин Мюррей, Роршаха, 4 года обучения на 202 курсе Транзактного Анализа СОТА, филиал ЕАТА. Являюсь сертифицированным ведущим трансформационной игры «Паутина» для зависимых и созависимых.

Член Санкт-Петербургской организации ТА.

У меня два высших образования.

Являюсь коллекционером рецептов народной и интегральной медицины, прослушала множество лекций на данную тему, являюсь ученицей школы биохакинга, международным специалистом по тейпированию.

Постоянно совершенствуюсь, посещая тренинги, участвуя в марафонах. Люблю узнавать новое, воплощать все знания в жизнь, по приглашению веду вебинары. Мне интересно жить, делиться, любить и оздоравливать себя, своих близких, клиентов.

Я – мама, дочь и жена, специалист в своей профессии, счастлива в отношениях с самой собой.

На базе своих знаний я разработала курс «Пойми своё тело», который способствует улучшению вашего физического и душевного состояния, гармонизации вашей личности. Верю в связь между нейробиологией, нашей иммунной системой и простыми движениями человеческих сердец. Я исследую пусковые механизмы заболеваний. Моя цель – помочь людям, которые попали в замкнутый круг страданий или боли, стать здоровее, улучшить качество своей жизни.

– Как вы пришли в ТА и почему выбрали именно это направление в психотерапии?

– В ТА я пришла 12 лет назад. Моя тренер по йоге на занятиях много нам рассказывала об этом направлении, стало интересно. Я нашла, где я могу получить эти знания более профессионально.

– Как вы приняли решение пройти обучение в этом направлении? Каковы были первые впечатления от обучающего процесса, с чем вы его сравнивали?

– Я не выбирала это направление – это оно выбрало меня, а я не стала распыляться и продолжила развиваться в нём дальше.

Первые впечатления у меня были в виде интереса и наблюдения за тем, как мои преподаватели применяли метод на примерах своих клиентов.

– Как вы выбирали тренера? Почему выбрали именно этого тренера?

– Полный 202 курс я проходила у Елены Сергеевны Соболевой.

Мой путь в ТА был непростым. Первые два года обучения, которые я проходила в своём городе, мне не засчитали в связи с тем, что наши преподаватели не имели сертификации и права на преподавание. И мне пришлось заново начать обучение с первого года. Елену Сергеевну мне порекомендовала мой личный терапевт, которая на тот момент тоже проходила обучение в ТА.

– Как у вас отразилась групповая динамика и ваша личная динамика в ходе обучения?

– Групповая динамика имеет несомненную связь с личным ростом, и каждый раз, встречаясь с группой на практикумах, мы особенно это отслеживали.

– Какую роль сыграли тренер и групповой терапевт в этих процессах?

– Елена Сергеевна – прекрасный интроект для «внутреннего психолога». Лучшего преподавателя мне сложно представить. При этом мне есть с чем сравнить. И травматичный опыт обучения коллег у других тренеров дополнительное этому подтверждение. Я искренне благодарна ей за финансовую политику, тактичность и такой мудрый красивый опыт, которым она очень скромно и одновременно щедро делится.

– С какими перерешениями вы закончили обучение ТА? Какие планы по сдаче экзамена?

– Вопрос перерешений, на мой взгляд, очень личный. Но если говорить о профессиональном развитии, то разрешение быть собой. И на самом деле большая часть моих внутренних убеждений в том, что касается терапии, и мои основные интересы в области психологии выросли из моего личного опыта.

– В каких областях жизни и практики вы применяете ТА сейчас?

– Знания ТА – это как внутренний интроект. И я бы сказала, что мне сложно ответить на вопрос в каких областях жизни я применяю знания ТА – это уже часть моей личности.

– Какие пожелания вы бы хотели дать тем, кто только собирается поступать учиться ТА?

– Тем, кто только собирается поступить и учиться этому методу, я хочу пожелать осознанности, спонтанности и близости.

«Выбрать свою маленькую тропинку, а затем сесть за руль, научиться водить своё транспортное средство в виде своей жизни и, быть может, затем помогать другим получить собственные права».

СПРАВКА «ТА В РОССИИ»

 

 

Психолог-консультант, преподаватель практики, Академия международного образования Edpro, член СОТА, гипнотерапевт, 202-й курс у Соболевой Елены Сергеевны.

Марина Змичеревская: «Представила, что на соседнем кресле сидит Борис Юрьевич, и вела сессию, мысленно советуясь с ним»

– Как вы пришли в ТА и почему выбрали именно это направление в психотерапии?

– Первую психологическую книгу я прочитала в 12 лет. Взахлёб. Это была книга Владимира Леви «Искусство быть собой». Она меня потрясла. Я стала искать другие книги. В советское время их было немного. Приходилось перечитывать одни и те же и гоняться за новыми. В итоге ещё до поступления в Восточно-Европейский Институт Психоанализа я познакомилась с разными направлениями. Гештальт-терапия, КБТ, бихевиоризм, гуманистический подход – в каждой модальности было что-то ценное, что-то свое. Но когда мне попала в руки книга Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», то я осознала, что нашла то самое! Любопытно, что я многое не поняла с первого прочтения, но услышала главное для себя: каждый ОК и «судьбу» можно переписать. Уважение к человеку, вера в него, принятие его природы, структурированность в подаче материала, применимость – Транзактный Анализ стал моим фаворитом.

– Как вы приняли решение пройти обучение в этом направлении? Каковы были первые впечатления от обучающего процесса, с чем вы его сравнивали?

– Решение было принято мгновенно, как только я наткнулась на объявление в интернете. Бориса Юрьевича Володина я не знала. Что такое 101 курс тоже. Среагировала на словосочетания «транзактный Анализ» и солидное звание «профессор». Помню, я опоздала и нервничала. Неосознанно ожидала негативной реакции со стороны тренера. Но Борис Юрьевич был доброжелателен. Показал мне место, которое можно было занять. Представился, познакомился. И всё так неторопливо, размерено! Мой драйвер «Спеши» был в шоке.

От Бориса Юрьевича шла спокойная уверенная энергия. Простыми словами он объяснял сложные вещи. Я помню свою мысль тогда: «Ах, вот о чем писал Эрик Берн!». Не до конца понятая книга разложилась в голове по полочкам. Как будто я получила ключ от зашифрованного кода. Инсайт следовал за инсайтом. Я до сих пор считаю те два дня одними из самых важных событий моей жизни. В конце занятий Борис Юрьевич спросил, буду ли я продолжать обучение. Родительское эго-состояние возмутилось: «Ещё четыре года учебы! Ну уж нет!». Вслух я сказала: «Не уверена!». Маленький Профессор уже точно знал: я что-нибудь придумаю и точно буду учиться.

– Как вы выбирали тренера? Почему выбрали именно этого тренера?

– Я даже не рассматривала варианты пойти к кому-нибудь другому. Борис Юрьевич произвёл на меня сильное впечатление, и оно до сих пор остаётся неизменным. Он настоящий профессионал и глубокий человек. Правда, в полной мере оценить это я смогла позже, во время учебы и супервизий. А тогда, во время 101 курса, он был живым воплощением первого принципа Транзактного Анализа «Я – ОК, ты – ОК». Борис Юрьевич крайне бережен в контакте. За эти годы я видела много разных ситуаций, где лично моё терпение могло бы и лопнуть, но он каждый раз находит подходящие слова и спокойно ведёт к результату.

Однажды мы были очень увлечены и говорили одновременно. Я закипела и вскрикнула: «Борис Юрьевич, да помолчите одну минуту! Дайте договорить до конца!». Сказала и испугалась своей дерзости. А Борис Юрьевич спокойно повернул к себе часы и засёк минуту.

– Как у вас отразилась групповая динамика и ваша личная динамика в ходе обучения?

– Вся группа выросла за четыре года обучения. Это было видно по тем вопросам, которые мы задавали в начале процесса и в конце. Как мы неуверенно вели себя с воображаемыми клиентами в «аквариумах» в первый год и какие терапевтические решения находили четыре года спустя! У большинства появились первые клиенты именно во время 202 курса. По рекомендации многие в этот период начали собственную терапию. Причём контакты терапевтов также дал Борис Юрьевич. Мы к нему обращались с самыми разными вопросами: «Можете порекомендовать психиатра?», «А проверенного сексолога?», «Какую статью почитать про тупики?», «Как действовать, если клиент говорит, что не помнит детства?» – и на все вопросы Борис Юрьевич отвечал. Если не было ответа сразу, то обещал выяснить позже – и всегда выяснял. Всегда в срок.

– Какую роль сыграл тренер и групповой терапевт в этих процессах?

– Думаю, у нас всех (его студентов) есть интроект Бориса Юрьевича. Один раз мне позвонила клиентка. Сквозь бурные рыдания я разобрала, что она просит прощения за то, что сейчас нарушит антисуицидальный контракт. Я тогда уговорила её встретиться. Была такая возможность. Она пришла на встречу через 15 минут. Мне было страшно. Я первый раз столкнулась с такой ситуацией. Тогда я представила, что рядом со мной на соседнем кресле сидит Борис Юрьевич, и вела сессию, мысленно советуясь с ним. Это мне помогло. Клиентке тоже.

Борис Юрьевич давал нам опору. Ощущение надёжности, заботы, но не опеки. Помню, что первых два года обучения я злилась, потому что никак не могла понять, зачем он на каждый мой вопрос вместо прямого ответа спрашивал: «А Вы как думаете, Марина? Какая у Вас есть версия?». Я кипела: «Пришла учиться, деньги заплатила, а он вместо ответов вопросы задает!». Теперь я очень благодарна Борису Юрьевичу за то, что таким образом растил моего Взрослого, моего профессионала внутри, уверенность в том, что у меня всегда найдётся какая-то версия происходящего и решение. Теперь это один из моих любимых терапевтических вопросов.

Борис Юрьевич всегда советовал нам иметь нескольких супервизоров, даже настаивал на этом. Он говорил, что нам нужно посмотреть, как работают разные терапевты, и найти свой личный профессиональный стиль. И он реально помогал нам его находить. Не навязывал свои решения, а обращал внимания на наши сильные стороны, помогал нам их растить. При такой щедрости тренера на поглаживания росли они хорошо! Сам контакт с ним был терапевтичен. Плюс профессиональные фундаментальные знания. Нам повезло с тренером. Когда я вижусь с кем-то из бывших сокурсников, мы обязательно вспоминаем годы учёбы и Бориса Юрьевича. Вспоминаем с теплом и благодарностью.

– С какими перерешениями вы закончили обучение ТА? Какие планы по сдаче экзамена?

– Вот вы вопросы задаёте! На всю страну расскажи про свой сценарий и перерешения! Я и так много личного тут поведала (улыбаюсь). Планов по сдаче экзамена не было, но Борис Юрьевич сделал так, что появились, смог заинтересовать. Пишу работу на статус СТА. Пишу с переменным успехом. Все условия созданы для этого. Борис Юрьевич даже в группу нас собрал – из тех, кто готовится к экзамену. Это помогает. Между встречами фокус внимания перемещается на «срочное и важное», но каждая наша встреча понемногу продвигает вперед. Так что до цели дойду.

– В каких областях жизни и практики вы применяете ТА сейчас?

– Проще сказать, в каких не применяю. Возможно, таких областей и нет. Может, душ я принимаю без опоры на ТА. Хотя… внутренний диалог тоже осознаётся и анализируется мной через инструменты любимой модальности. Везде, где есть контакт с людьми, я применяю Транзактный Анализ: дома, во время сессий с клиентами, в своей терапии, в работе с бизнесом, с друзьями, в преподавании, когда общаюсь с мужем или воспитываю ребёнка. Это как в фильме «Матрица»: проглотила красную пилюлю, и мой мир больше никогда не будет прежним. Но я этому рада.

– Какие пожелания вы бы хотели дать тем, кто только собирается поступать учиться ТА?

– Будущие коллеги! Я вам завидую! У вас столько открытий впереди! Я в шутку называю Транзактный Анализ «психологической математикой». Настолько он структурирован, понятен, применим и даёт точные результаты. И в то же время, он ласковый, как принимающая мама. Такие у меня чувства и мысли в отношении ТА. Надеюсь, и вам Транзактный Анализ придётся по вкусу.

СПРАВКА «ТА В РОССИИ»

 

 

Психолог, член Европейской ассоциации Транзактного Анализа, преподаватель Высшей Школы Экономики, выпускник 202-го курса 2017-2021 гг. г. Рязань. https://vk.com/m.zmicherevskaya, mar_riaz@mail.ru

Тигран Петросян: «Первые впечатления были: «И всё? Вот так просто и понятно? Без всякой магии, транса, гипноза? Три стула, и всё!?»»

– Как вы пришли в ТА и почему выбрали именно это направление в психотерапии?

– Про ТА я узнал из книжки Берна «Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди» ещё в 2003-2005 годах, когда проходил ординатуру по психиатрии в институте им. В. П. Сербского. Читать было интересно, но не более того.

– Как вы приняли решение пройти обучение в этом направлении? Каковы были первые впечатления от обучающего процесса, с чем Вы его сравнивали?

– В годы аспирантуры в наркологии познакомился с Т.В. Агибаловой. Она рекомендовала пройти 101-ый курс для понимания, как это работает. Однако мне тогда этого не хотелось. В 2017 г. родился мой первенец, Роберт, и, взрослея вместе с ним в течение года, я принял решение пройти 101-ый курс. После него уже сомнений никаких не было – я влюбился в этот метод. Первые впечатления были: «И всё? Вот так просто и понятно? Без всякой магии, транса, гипноза? три стула, и всё!?». Сравнивал с КПТ, гипнотерапией. Это направление выбрал, так как мне нравится структурность: то, что мы делаем, понятно и, прежде всего, клиенту. А это прям моё – рациональность, логичность, ясность процесса. Первые впечатления, да и последующие – от начала и до конца обучения на 202 курсе, были одинаковые: предвкушение, восхищение, что это просто, и понятно, и эффективно.

– Как вы выбирали тренера? Почему выбрали именно этого тренера?

– Тренеров своих я не выбирал, они у меня были перед глазами, и я знал, что только они, так как уже было доверие к ним.

– Как у вас отразилась групповая динамика и ваша личная динамика в ходе обучения?

– Благодаря групповой динамике я осознал, как меня воспринимают окружающие, какие ожидания у них от моей фигуры, как я себя веду в социуме, как я вступаю в контакт с социумом. Моя личная динамика в том, что я распознал свои эго-состояния, где у меня контаминации, вышел на диалог со своими интроектами, да и в реальности тоже смог выстроить безопасный диалог с родителями.

– Какую роль сыграли тренер и групповой терапевт в этих процессах?

– Самую непосредственную. Групповым терапевтом у нас была Елена Речкина, она – само принятие, с ней не страшно идти в глубину своих переживаний и травм.

Тренер Татьяна Васильевна Агибалова – очень структурная. Её подача материала крайне понятная, с элементами креативности и с чувством юмора.

Дмитрий Иванович Шустов – фантастический полёт мысли, у него рентгеновское мышление, то есть он, как лучи рентгена, проникает через все слои защит, сопротивлений и освещает те части, о которых ты не догадывался даже, ну и, конечно, с чувством юмора у него очень хорошо! Благодаря этому дуэту – Шустов & Агибалова – ТА для меня стал чем-то вроде религии!

– С какими перерешениями вы закончили обучение ТА? Какие планы по сдаче экзамена?

– Мои перерешения коснулись в основном того, что хватит делать для родителей, хочу делать для себя; я могу и имею право чувствовать то, что чувствую; я представляю ценность сам по себе, а не потому что делаю что-то хорошо. Планирую сдать экзамен на СТА – подписал контракт в декабре 2022 г. (дата регистрации в ЕАТА 14.12.22).

– В каких областях жизни и практики вы применяете ТА сейчас?

– ТА применяю везде. И целенаправленно в работе (частная практика как личная, так и групповая), в жизни (в отношениях с семьёй и с начальством на работе).

– Какие пожелания вы бы хотели дать тем, кто только собирается поступать учиться ТА?

– Кто собирается обучаться, скажу: это перевернёт весь ваш мир в лучшую сторону.

СПРАВКА «ТА В РОССИИ»

 

 

Психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт, кандидат медицинских наук, заведующий отделением, врач высшей категории, член ЕАТА и СОТА. Окончил 202-й курс у Дмитрия Ивановича Шустова и Татьяны Васильевны Агибаловой (2018-2022 гг.). Помимо этого полугодовой курс по нарративу у Марии Тереза Този (2022г), полугодовой курс по методу «Терапия нового решения в Транзактном анализе» у Вэнна Джойнса и Линды Грегори (2020-2021 гг.), «Практические подходы к пониманию и терапии суицидоопасных клиентов» (2020 г.)

Елена Макарова: «Потрясающее ощущение, будто находишься в полной семье. Тут и мама тебе, и папа!»

– Как вы пришли в ТА и почему выбрали именно это направление в психотерапии?

– Первая книга по психологии, которую я прочитала, была «Люди, которые играют в игры» Берна. Мне был 21 год, я закончила педагогический и абсолютно точно знала, что не пойду работать учителем. Эта книга просто показала путь. Но тогда я не смогла найти в России специалистов, у которых можно было бы научиться методу ТА.

Я пошла по классическому пути психолога – институт, а потом бесконечное число дополнительных курсов и мастер-классов. В моей коллекции есть даже экзотический сертификат по фолклоротерапии. Дополняла базовое образование знаниями и техниками из других модальностей.

– Как вы приняли решение пройти обучение в этом направлении? Каковы были первые впечатления от обучающего процесса, с чем вы его сравнивали?

– В 2018 в Калининград приехал Владимир Гусаковский со 101-м курсом. Я бежала на него, как на встречу с любимым. До сих пор помню ту радость, то ощущение возвращения домой, которые пережила на этом курсе. У меня не осталось ни малейших сомнений: я – ТА-шница по способу мышления и по восприятию этого мира. Я получила возможность вернуться к своей забытой мечте!

– Как вы выбирали тренера? Почему выбрали именно этого тренера?

– Я хотела продолжать обучение у Гусаковского. Но по каким-то причинам он не мог в то время ездить в Калининград. Поэтому началось мое обучение ТА у Людмилы Шёхолм. У неё же я изучала эмоциональную грамотность. Прекрасный, яркий, эмоциональный преподаватель. Позже было несколько модулей, которые Людмила вела вместе с Владимиром. Потрясающее ощущение! Будто находишься в полной семье. Тут и мама тебе, и папа! Потом начался ковид, сложности с офлайн обучением, перемещением через границу. В итоге основным педагогом остался Гусаковский.

Я бесконечно благодарна за возможность получать знания из двух таких разных источников.

Стиль Владимира Гусаковского мне подошёл идеально: мягкий, ироничный, заботливый и, в это же время, четко структурированный, максимально наполненный информацией. Финальный зачёт, который проходил в январе 2023, дал возможность прорепетировать экзамен на международную сертификацию. Владимир Гусаковский предложил такой формат, и это было весьма полезно всем участникам.

– Как у вас отразилась групповая динамика и ваша личная динамика в ходе обучения?

– Я считаю, что всей нашей группе невероятно повезло ещё и с групповым терапевтом. Инна Кочурова с огромным тактом и терпением прошла с нами все этапы – даже сложные времена для нашей учебной группы, когда казалось, что из-за внутренних конфликтов мы не закончим обучение. Слава Богу, нам и всем, кто сопровождал нашу учебу, что группа сложилась. Думаю, мы на долгие годы будем друг для друга важными людьми.

– Какую роль сыграл тренер и групповой терапевт в этих процессах?

– Так случилось, что после первого года обучения я уехала из страны. К сложностям эмиграции добавился ещё и ковид. Я не могла приезжать на модули и чувствовала себя оторванной от ТА-сообщества. Именно на групповых встречах после блока обучения я возвращала себе ощущение сопричастности и принадлежности.

– С какими перерешениями вы закончили обучение ТА? Какие планы по сдаче экзамена?

– Когда учеба закончилась, я поняла, что тот огромный объём знаний, который был до прихода в ТА, волшебным образом структурировался и прекрасно наложился на каркас Транзактного Анализа. Как будто всё, что валялось в куче, теперь разложено по полкам большого шкафа. Самое главное перерешение было связано с драйвером «Будь сильной». Я приняла свою уязвимость и теперь способна время от времени просить о помощи и принимать её.

В планах осенью заключить контракт на сдачу экзамена.

– В каких областях жизни и практики вы применяете ТА сейчас?

– Пока училась, я активно посвящала мужа и сына в основы ТА. Отчасти потому, что так лучше запоминаю, отчасти от восторга, который надо было с кем-то разделить. Считаю, что они экстерном прошли 101 курс и сами могут пользоваться этими знаниями. Ну, а я сразу пускала полученную информацию в работу. Считаю, что мои клиенты только выиграли от этого. Теперь я с уверенностью могу сказать, что основной рабочей модальностью в моей практике стал ТА.

– Какие пожелания вы бы хотели дать тем, кто только собирается поступать учиться ТА?

– Этот метод будет полезен и для тех, кто только начинает свой путь в психологии, и для уже состоявшихся специалистов. В этом отношении он универсален. И мне очень нравится, что направление постоянно развивается, совершенствуется. Это живой организм.

А я больше не планирую искать новые модальности. Я уже нашла всё, что мне нужно.

СПРАВКА «ТА В РОССИИ»

 

 

практический психолог в модальности клиент-центрированная психотерапия. В профессии почти 30 лет (с 1996 года). Израиль. Выпуск ТА 202 -й курс Владимира Гусаковского и Людмилы Шёхолм 2023год. Контакты: ale.makarova@gmail.com, телеграм: https://t.me/psych_for_you

×

About the authors

Svetlana A. Barsukova

Academy of International Education Edpro

Author for correspondence.
Email: barsukova_sveta@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0552-309X
ResearcherId: HGD-5974-2022

psychologist, private practice, teacher of practice

Russian Federation, Moscow

Olga V. Kochetkova-Korelova

Group of companies "Rambler"

Email: ok810@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5059-3455

The editor of Rambler&Co, the editor-in-chief, ”Transactional Analysis in Russia”, private psychological practice (self-employed), member of SOTA and EATA

Russian Federation, Moscow

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (41KB)
3. Fig. 2

Download (49KB)
4. Fig. 3

Download (47KB)
5. Fig. 4

Download (54KB)




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies