Как я выбирал Транзактный анализ и нашел своего тренера?
- Авторы: Кочеткова-Корелова О.В.1
-
Учреждения:
- Группа компаний Rambler
- Выпуск: Том 2, № 2 (2022)
- Страницы: 69-77
- Раздел: Навигатор по миру ТА
- URL: https://ta-journal.ru/TAR/article/view/119939
- DOI: https://doi.org/10.56478/taruj20222269-77
- ID: 119939
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В этой статье выпускники 202-го курса рассказывают о своем опыте прохождения обучения. Почему было отдано предпочтение Транзактному анализу? Как проходило обучение? Что они могут порекомендовать тем, кто только начинает свой путь?
Ключевые слова
Полный текст
Наталья Елисеева: «Навык любопытства и задавания вопросов – самый базовый, который прижился первым»
– Как вы пришли в ТА и почему выбрали именно это направление в психотерапии?
– В тот год я погрузилась в психологическую литературу – искала себе помощь, пока специалисты помогали мужу разбираться с депрессией: хотела лучше помогать сама и понимать о болезни больше. На сетевых просторах мне случайно попался текст Таиби Кайлера о драйверах и их влиянии на жизненный сценарий, а затем книга Иана Стюарта и Вэнна Джоинса о том, как мы формируем собственный сценарий жизни. Я будто получила волшебную возможность временно выскочить из всех ролей – и воспринять происходящее как режиссер. Я задумалась – у кого авторство моей жизни? Впервые увидела всю «хребетную конструкцию» абсурда – самого бытового, ежедневного – и смогла понять, например, почему так циклически одинаково и годами ругаются взрослые люди и как в принципе работает система самоубеждений. Мне страшно захотелось разобраться в Транзактном анализе, и я начала искать возможности учиться.
Наталья Елисеева
психолог-консультант, член СОТА и ЕАТА
202-й курс – 2014-2015 гг.
photoanalysis.ru
e-mail: eliseeva@gmail.com
– Как вы приняли решение пройти обучение в этом направлении? Каковы были первые впечатления от обучающего процесса, с чем вы его сравнивали?
– В то старинное время в Москве была тренером только Ирина Вячеславовна Летова, и я пошла к ней: сначала в личную терапию, потому что, по справедливым стандартам обучения в ТА, будущий специалист должен был сам начать собственное исцеление. Параллельно посещала все семинары зарубежных специалистов, которых Ирина Вячеславовна приглашала в Москву. Анне де Грааф (Нидерланды, международно-сертифицированный транзактный аналитик, преподаватель и тренирующий супервизор, TSTA-O – Ред.) и Лорна Джонстон (Канада-Ирландия, транзактный аналитик и профессиональный тренер (MBA, PTSTA), сертифицирована в 2-х направлениях: психотерапевтическом (СТА-P) и организационном (CTA-O) – Ред.) показывали свой стиль и формат работы и заодно немного знакомили со своим направлением – ТА в организациях. Было очень маняще туда идти, но рискованно, поскольку необходимой «хищности» в себе я не обнаружила, а она, как мне казалось, была бы в этом подходе очень нужна. ТА-материк для меня открылся в итоге немного иначе.
– Как вы выбирали тренера? Почему выбрали именно этого тренера?
– В нашей терапевтической группе у Ирины Вячеславовны Летовой начала стремительно и устойчиво меняться моя коллега, Галина Александровна Галимова. На «курсы личностного роста» и прочую магию было непохоже, потому что результат никуда не исчезал, а только набирал обороты. Как выяснилось, Галина начала обучение у Татьяны Ильиничны Сизиковой, которая к этому времени открыла свою программу подготовки специалистов ТА в Москве. Я решила, что попробую зайти в эту реку – и практического обучения, и личных глубоких перемен одновременно. Как показала практика, жизнь ответила на мой запрос самым точным образом, потому что, на мой взгляд, эффективнее, чем Татьяна Ильинична, погрузить и продвинуть не может, пожалуй, никто.
С первого же занятия я ощутила родную душу: преподаватель любит и ценит точное слово и качество языка, мастерски подбирает на вкус и к каждому человеку тот отклик, который сейчас нужен именно ему. Я не была уверена, что такой синонимии (Татьяна Ильинична учит подбирать синонимы к словам клиента, чтобы отразить его скрытые чувства) и созвучию смогу себя научить, но наслаждение наблюдать и впитывать было и остается огромным. Больше всего, наверное, это близко музыкальному восприятию и передаче чувства через музыку, потому что работает не только логика, но и темп, ритм, тон – именно на том курсе я осознала, как все это важно.
С моей шизоидной частью отдельное удовольствие – меткая и образная речь, таким «качеством показа кино» Татьяна Ильинична тоже владеет отлично. До обучения я не раз слышала о том, что психолог должен каждого клиента любить, и если он не любит, то грош цена его работе. Такое требование лично для меня было невыполнимо и нереалистично, но то, что делает Татьяна Ильинична, вполне исполнимо, и ее сверхспособности можно научиться: любоваться каждым человеком, который к тебе пришел. Найти его особенную черту или свойство, разглядеть какое-то движение души или способ себя выражать. Навык любопытства и задавания вопросов – самый базовый, который прижился первым.
– Как у вас отразилась групповая динамика и ваша личная динамика в ходе обучения?
– Мы все менялись очень сильно, к тому же шел большой отсев участников – потому что не многие решают развиваться в профессии, не все готовы набирать клиентов и к третьему году обучения. Для меня тяжелее всего оказалось преодолевать даже не страх, а стыд – за все прошлые и нынешние ошибки в моей практике. Клиенты были, но готовность и желание активно профессионально работать пришли ко мне далеко не сразу. Я уже знала свой сценарный запрет на то, чтобы быть видимой, проявленной и заявлять о себе открыто – в том числе и в группе. Логика и понимание не особенно помогали, потому что стыд был ужасен, и проживать его не хотелось совсем. Я начала видеть свою профессиональную нехватку, снова и снова замечала свой синдром матери Терезы. В отчаянии думала, что так и закончу свои дни нянечкой, бинтующей психологические раны. С навыком конфронтации было совсем плохо. Я начала замечать, как вьют из меня веревки махровые «нарциссы» нежного вида, как я отгружаю энергию людям без счета в духе безлимитного Советского Союза – «дальней, но дружественной стране». Очень понимаю тех, кто ушел, не выдержав собственной зрячести. Я осталась – благодаря тренеру и поддержке коллег, тогда из моего мучения начался рост.
– Какую роль сыграли тренер и групповой терапевт в этих процессах?
– Сейчас я думаю, каким ценным стал способ Татьяны Ильиничны добывать меня (и любого другого в стыде) из состояния лавового потока. На учебных практиках в роли консультанта мне не раз казалось, что я умерла, но только казалось: просто очень хотелось раствориться прямо на месте, потому что не работала голова и почти не слышали уши.
«Как вы способны столько думать и говорить, Наташа, хотя вы не дышите?», – и я понимала, что вдыхать поглубже, когда я в напряжении, мне не свойственно вообще. И тренер даже самых бессловесных в онемевшем трансе учила подавать сигналы изнутри – если не словом, то жестом. «Как я смогу узнать, чего вы не поняли и что вам нужно?», «Если вы не помните теорию, пожалуйста, возьмите конспект... Если его нет у вас, обратитесь к своим коллегам», «Вероятно, вы куда-то выпали: пожалуйста, вернитесь, возьмите паузу и потом продолжайте». Было понятно, что никому не дадут упасть и разложиться на запчасти, а к тому же еще научат, как собрать себя обратно даже в менее теплой коллегиальной среде.
Моим контрактом в обучении было смелее встревать и вмешиваться в групповой процесс, говорить свое мнение и не отмалчиваться. Как только я достаточно расслабилась и качели полетели в другую сторону, я заторопилась высказывать вообще все, что могу успеть за эти недолгие секунды демонстрационной практики. Тогда Татьяна Ильинична спокойно замечала: «Когда тревожитесь – пожалуйста, используйте экономию речи...», – и это начинало получаться тоже.
Групповым терапевтом была Марина Вадимовна Яковлева, которая была максимально заботлива и бережна и при этом мастерски переводила наши внутренние конфликты с собой и скрываемые и нескрываемые конфликты с Татьяной Ильиничной на приемлемый и переносимый язык. Фигура тренера, такая сильная, не могла не вызвать сильнейших переносов, обострения накопленной боли из прошлого, а мы еще не умели хорошо себя регулировать в таких бурях и спокойно отстаивать себя, договариваться о границах и просить тренерской поддержки. Особо смелые начали пробовать и после хирургических конфронтаций Татьяны Ильиничны запрашивали у нее еще и доброе слово о своих сильных сторонах! «А что я сделала правильно? Что мне удалось в моей работе?». Реального родителя о таком не всегда спросишь, согласитесь. Редкий родитель в жизни способен быстро переключаться с критики на позитив. Особо упорные и не ждавшие понимания коллеги долго, молча и мстительно злились, но шанс на прояснение вопроса и на уважение тренера все равно оставался. Без посреднической помощи Марины Вадимовны многие могли бы удрать из программы после первых же модулей.
– С какими перерешениями вы закончили обучение ТА? Какие планы по сдаче экзамена?
– Нет ощущения, что закончила, так как есть еще шестой год – авторские модули Татьяны Ильиничны для опытных и практикующих коллег. Перерешение для меня на сейчас – организовывать себя так, чтобы я могла и жить, и работать полноценно, не ущемляя своих интересов ни в той, ни в другой области. Более давнее перерешение – заботиться и о себе, и о других тоже. Если не получается на равных, то хотя бы по очереди. И обращаться за помощью и поддержкой чаще, чем я это делала. А ведь когда-то я не делала этого вообще. Экзамен сдавать планирую и пока собираю воедино детали клиентской истории, готовлю письменную часть работы.
– В каких областях жизни и практики вы применяете ТА сейчас?
– Работы вполне достаточно, иногда могу навести на темы сценариев и игр, когда это помогло бы человеку получить системный взгляд на проблему. Некоторых посещают озарения – и тогда они переходят от книжных уровней к посещению семинаров коллег по нужной теме.
– Какие пожелания вы бы хотели дать тем, кто только собирается поступать учиться ТА?
– Можно получить много разрешений для себя именно там, где вначале видятся тупики или запреты. МОЖНО брать супервизию, даже если у вас еще нет клиентов (хотя бы и одну, но вы уже сможете сориентироваться с помощью старшего коллеги, как начать работу и что вы будете делать с трудностями, которых ждете). МОЖНО узнать много нового, даже если у вас еще нет клиентов, но вы записываете на диктофон учебный семинар/лекцию/модуль, а потом переслушиваете. Удивительно, как много мы упускаем деталей, даже когда сидим на занятии лично. МОЖНО искать тренера, супервизора и личного терапевта, которые подходят именно вам, искать способы узнать лучше, что это за звери, до того, как впишетесь в многолетнюю учебную программу. Когда у вас уже есть клиент и с его согласия вы получаете аудиозапись сессии, МОЖНО ее переслушать и получить облегчение, кроме ужаса (от своего голоса, стиля вопросов и т.п.). Потому что ни одна наша сессия не настолько плоха, как мы думаем, и не настолько хороша, как нам казалось в моменте.
Алёна Клепач: «Для меня было смело – пойти в уязвимость и рассказать самое сокровенное»
– Как вы пришли в ТА и почему выбрали именно это направление в психотерапии?
– Мой выбор изначально не был осознанным: стечение обстоятельств, благодаря которым я оказалась на годичном обучении у Светланы Савельевой и Марины Балабановой (не имеют сертификации EATA, поэтому их часы не засчитываются для экзамена – Ред.) Это был не 202-ой курс, а практикум, который дал мне базовые знания, но главное – помог выработать свой стиль. Дальше благодаря форумам (например, Саммит психологов) я познакомилась и с экзистенциальной терапией, и с КПТ (КБТ), и гештальт-терапией. Но мое сердце безвозвратно было захвачено ТА. Почему? Больше всего меня подкупила простота: никаких пафосных специальных терминов, хорошая структура (база), легко объяснять клиентам так, чтобы в дальнейшем они уже сами могли анализировать происходящее в их жизни. При этом, важен баланс в работе с чувствами и когнитивными частями.
Алёна Клепач
Магистр психологии ВШЭ, Кандидат на звание сертифицированного транзактного аналитика в области психотерапии Европейского реестра рСТА (Р), член СОТА и ЕАТА.
202-й курс (2019 – 2022) в МШТА (Международная школа Транзактного Анализа под руководством Екатерины Мариньейро Фаньа)
Ведущая канала для психологов: https://t.me/TA_25kurs
А так же есть группа для клиентов: https://vk.com/aaklepach
– Как вы приняли решение пройти обучение в этом направлении? Каковы были первые впечатления от обучающего процесса, с чем вы его сравнивали?
– Прежде всего, я дала себе время. После этого, попробовав разные подходы, решила остановиться на обучении на 202-курсе. Тогда 3-4 года на обучение казались роскошью. Сейчас я думаю, что это одно из моих лучших решений. В момент выбора 202 курса, на мой взгляд, не были так хорошо еще развиты соцсети, странички у преподавателей и чаты в телеграмм-канале. Искать было сложно. Поисковик выдавал только один сайт по запросу «202 курс» – Международную школу Транзактного Анализа под руководством Екатерины Мариньейро Фаньа. На странице был прописан весь маршрут ученика, темы для каждого года, условия. Все выглядело очень красиво. Но сомнения всё равно были: я боялась, что отучусь у несертифицированных тренеров, потеряю деньги и 3 года жизни. Поэтому я для начала проверила всех тренеров на сайте ЕАТА. Когда все личности были подтверждены – я оплатила год обучения. Я знаю, что у многих тренеров различный способ оплаты: чаще по модулям. В нашей Школе вариант «разовый платеж» оказался выгоднее. Хотя для оплаты я взяла кредит. Этот шаг потом так же оправдал себя, и я нисколько не жалею.
– Как вы выбирали тренера? Почему выбрали именно этого тренера?
– Я не выбирала тренера. Я выбрала Школу. Это совершенно другой подход в обучении: сначала нам давали базу Наталья Спенсер и Влада Березянская. Они вели темы по очереди. Мне это очень нравилось: можно было у одной учиться поглаживаниям, чуткости, а у другой – четкости в работе. С середины обучения Наталья Спенсер была основным тренером, а в параллели стали вести курс и тренеры из других стран. Третий, заключительный, год велся сплошь разными тренерами. Это было очень интересно – учиться у гуру!
Например, среди преподавателей была Линда Грегори, основатель и директор Института ТА в Австралии. Или Лиза Смолл – она является членом-учредителем Французского Института ТА, занимала должность вице-президента ЕАТА и была членом ее комитета по этике. Конечно, модуль, посвященный этике, из ее уст был особенно сильным. Моя любовь – это Мил Рос, он был сначала клиентом, а потом учился у Боба (и Мари) Гулдингов.
Плюсом такого подхода в обучении – когда преподают разные тренеры – я считаю то, что можно посмотреть уникальные стили работы, кто как использует одни и те же инструменты – в общем, наличие выбора. Но, конечно, есть и минусы. Буду откровенна: мне было сложно получать знания несколько дней подряд на иностранном языке, даже с переводчиком. Другой минус – это отсутствие связи, единой канвы между преподавателями: кто-то позиционирует одним образом, кто-то другим, и уточнить золотую середину часто бывает не у кого. Однако, я отметила для себя Личностей, с кем бы я хотела работать в качестве супервизоров, набивать руку.
– Как у вас отразилась групповая динамика и ваша личная динамика в ходе обучения?
– У нас была интересная динамика. Всё по классике. Группу штормило, смена преподавателей отчасти «подкосила» некоторых из нас. Но в основном мы все дошли до завершающего экзамена в конце обучения (не в ЕАТА, а в МШТА). Так как динамика группы затрагивает не только меня, считаю не очень этичным освещать этот процесс. Но с удовольствием расскажу про свою динамику.
В какой-то момент мне не хватило структуры, четкого расписания. И я даже смотрела других тренеров, школы, чтобы перевестись. Но так ничего подходящего для себя не нашла. Поэтому осталась до завершения курса. Нужно сказать, что третий год был самым объединяющим для меня, я больше стала открываться на терапевтической группе. Наше обучение почти всё прошло онлайн, так как выпало на эпоху ковида. Однако это не помешало нам встречаться маленькими группами, смотреть вместе вебинары, ездить в гости друг к другу, устроить себе выпускной. Сейчас у меня теплые воспоминания и хорошее отношение к группе.
– Какую роль сыграли тренер и групповой терапевт в этих процессах?
– Групповой терапевт – это по факту единственная фигура, которая не менялась у нас на протяжении всего обучения. Она вела нас с самого начала, помнила, как это было и отражала наш рост.
– С какими перерешениями вы закончили обучение ТА? Какие планы по сдаче экзамена?
– Наверное, самое сильное перерешение, которое было – это демонстрационная работа с Натальей Спенсер, где я выступала в качестве клиента. По-моему, это был второй год обучения. Для меня это было смело – пойти в уязвимость и рассказать самое сокровенное. Демонстрация получилась очень насыщенной, истинной. Тогда я приняла решение БЫТЬ. А чуть позже, следом за этим решением, пришло разрешение ПРОЯВЛЯТЬСЯ – буквально высовываться. В том числе благодаря этой работе я пишу здесь эти строки, веду публичные группы и каналы. Несмотря на то, что я закончила 202 курс только этим летом, у меня уже подписан контракт на получение звания сертифицированного транзактного аналитика в области психотерапии Европейского реестра рСТА (Р). И свой путь я освещаю в группе для коллег, таких же как я: как продвигается моя работа, какие замечания у меня есть, что ценного привносит СТА-работа в мою практику. Если вам интересен данный путь, то приглашаю присоединиться: https://t.me/TA_25kurs
– В каких областях жизни и практики вы применяете ТА сейчас?
– Ключевое, конечно, – это работа с клиентами. Но нельзя сказать, что на мою повседневную жизнь никак не повлиял этот выбор. Мой муж совершенно не имеет ничего общего с психологией, но иногда мы с ним обсуждаем на этом языке происходящее вокруг. Приятно, что моя мама в какой-то момент решила пройти ознакомительный курс по ТА (101-ый курс – Ред.), чтобы понимать, о чем я пишу, про что говорю. Это тоже упрощает нашу коммуникацию. Да и, буду честна, с друзьями мы иногда так же говорим на языке ТА. Философия ТА настолько мне близка, что стала частью моей жизни.
– Какие пожелания вы бы хотели дать тем, кто только собирается поступать учиться ТА?
– Пробуйте! Исследуйте: смотрите разные видеоролики, посещайте открытые мастер-классы у тренеров, проходите с клиентской стороны программы ТА. Прожив всё это, вы уже не сможете оторваться от сообщества ТА.
Лада Свирская: «Нас накрывало переносами, но к концу третьего года мы выровнялись и стали отлично считывать потребности друг друга»
– Как вы пришли в ТА и почему выбрали именно это направление в психотерапии?
– Эта история любви длится с 2004 года. Тогда я впервые пришла к своему первому психотерапевту Евдокии Поляковой, чтобы разобраться, что не так в моем браке, со мной и моим мужем. Она меня и познакомила с этой стройной и прекрасной теорией Эрика Берна. Я окрепла, решила свои проблемы, развелась и начала все сначала, решилась строить отношения по-новому, по-ТАшному. Позже я попала в личную и групповую терапию к Галине Анатольевне Макаровой, автору Восточной версии ТА.
Я росла сама, менялись люди, окружавшие меня, подруги звонили и просили помочь им разобраться в жизненных ситуациях, я помогала, вдохновившись тем, как они реагировали на мою помощь, да и своими успехами. На одной из групповых сессий я вдруг поняла, что хочу быть полезной людям, но быть профи в этом.
Лада Свирская
Психолог, консультирование взрослых в модальности ТА, брейнспоттинг, интегративный подход с фокусом на отношения.
Телеграм-канал https://t.me/radiolada
Так что особо я не выбирала: мне повезло встретить увлеченных своим делом профессионалов, которые зажгли во мне желание пойти учиться на психолога и выбрать именно ТА-модальность
– Как вы приняли решение пройти обучение в этом направлении? Каковы были первые впечатления от обучающего процесса, с чем вы его сравнивали?
– В 2019 году я наконец-то пошла учиться, но на коуча. Отучившись, стала практиковать. И столкнулась с тем, что коучинг не всегда работает: это все равно, что на плохой фундамент ставить красивые стены и технологичную крышу. Я в своей работе с клиентами шла глубже. И в какой-то момент мне стало не хватать знаний, навыков. Я начала искать ТА-школы. Мне хотелось чего-то нового, прогрессивного, и я остановилась на МШТА. Решение приняла довольно быстро.
Я пришла в группу на один модуль позже, чем основной набор – они начали в ноябре 2019-го, а я пришла в марте 2020-го. Пришлось догонять.
Я была жадной до знаний, обучающего процесса, сидела и внимала каждому слову тренеров Влады Березянской и Натальи Спенсер, участвовала во всех учебных процессах, организованных школой. Катя Мариньейро-Фаньа, организатор школы, проводила психологические тренажеры, а в литературном клубе мы вместе с ней читали и разбирали книги и статьи по ТА. Было увлекательно, свежо, интересно.
Ушла с головой, потребляла информацию, как сумасшедшая, тут же применяя ее на практике, тогда же начала потихоньку практиковать под супервизией.
В итоге… к концу лета я выгорела. Личная терапия была мне в помощь.
– Как вы выбирали тренера? Почему выбрали именно этого тренера?
– Я положилась на свою интуицию. На тот момент я не знала ни Наталью, ни Владу, просто доверилась и пошла. И ни разу не пожалела – они мастера ТА! А на третьем году обучения мне повезло учиться у таких профессионалов, как Линда Грегори, Сачи Сандран, Ульрика Вайден, Мил Россо, Барбара Равелло и Дмитрий Иванович Шустов. Согласитесь, я везунчик.
– Как у вас отразилась групповая динамика и ваша личная динамика в ходе обучения?
– О, групповая динамика была, и она была мощной. Мы были прекрасны в проявлении наших эмоций! Давали поглаживания тренерам, бунтовали, соглашались, злились и любили. Нас штормило и бросало, мы капризничали и высаживали своих внутренних детей то тренерам, то групповому терапевту, а то и друг другу, нас накрывало переносами, но мы справились, выровнялись и к концу третьего года стали отлично реагировать и считывать потребности друг друга.
Кроме внутренних групповых процессов на нас влияла и внешняя ситуация, приходилось порой тяжко, мы были на грани распада. После первого года, когда стало понятно, что ковид с нами надолго, как и формат онлайн, некоторые ушли из группы, кто-то разочаровался в самом ТА и тоже покинул нас. Всего дошло до конца 13 человек. А когда ушла Наталья Спенсер, по личным обстоятельствам, мы прошли все стадии горевания – от начала до конца.
Я тоже прошла много стадий в процессе обучения. Поначалу очень злилась на своих однокашников, которым не нравилось что-то в преподавании. Их требовательность к тренерам на тот момент мне казалась чрезмерной. Я злилась и завидовала, что они так открыто могут выражать свое несогласие. Позже в групповой терапии я и сама этому обучилась.
Я старалась участвовать во всех демонстрациях, профессионализм накапливался, количество перерастало в качество. Я примеряла все теории на себя, своих клиентов, складывала пазлы, находила ответы, открывался слой за слоем. Весь опыт лег в копилку моей личной практики.
– Какую роль сыграл тренер и групповой терапевт в этих процессах?
– Поскольку тренеров было много, и все они разные, то каждый из них сыграл свою роль, оказал влияние на меня – теперь у меня в арсенале отличные интроекты. А вот групповой терапевт Оксана Криницына смогла сплотить нашу подгруппу, с некоторыми мы стали очень близки.
– С какими перерешениями вы закончили обучение ТА? Какие планы по сдаче экзамена?
– Перерешение, с которым я вышла, – я позволяю себе проявляться, как психолог, как терапевт, я присваиваю себе звание психолога. Планы есть, есть предварительные договоренности с тренером, с кем я хотела бы писать работу, я продолжаю прислушиваться к себе: как будет для меня комфортнее, чтобы снова не выгореть. Кстати, первый год обучения меня научил не впрягаться во все и сразу.
– В каких областях жизни и практики вы применяете ТА сейчас?
– ТА «рулит» везде: как дома, так и на работе. Я применяю его в консультировании. Он применим в сессиях брейнспоттинга, он лежит в основе интегративного подхода с фокусом на отношения, которому я сейчас продолжаю учиться. Даже дома мой муж, далекий от мира психологии и психотерапии, знает про эго-состояния, драйверы и адаптации.
– Какие пожелания вы бы хотели дать тем, кто только собирается поступать учиться ТА?
– Изучайте, пробуйте ТА на вкус. Исследуйте мир ТА, он богат интереснейшими направлениями: классический, духовный, интегративный, конструктивистский, школа перерешения, школа катексиса, ТА, основанный на теории развития и теории привязанности, креативный… Всего не перечислишь! Идите к разным мастерам на супервизии и мастер-классы, участвуйте в вебинарах и семинарах, слушайте себя, кто вам откликнется, с кем вы будете на одной волне.
Я так открыла для себя Марио Сальвадора и волшебство брейнспоттинга, Ричарда Эрскина и его чуткий интегративный подход, Линду Грегори и мудрость ее духовного ТА, Ирину Пингареву и ее особый способ подачи ТА через тело, Дмитрия Шустова и Бориса Володина, психиатров – психотерапевтов, которые развернули для меня ТА с точки зрения психиатрии.
Финансово это задача посильная, но недешевая, и будьте готовы, что это процесс бесконечный – личная и групповая терапия, супервизии личные и групповые, интервизии, семинары, конференции, вебинары, мастер-классы, отдельные курсы – все будет насыщенно полезной информацией, потому что ТА-мастера щедры и они ОК. Просите, спрашивайте, задавайте самые глупые, с вашей точки зрения, вопросы – вы всегда будете услышаны и вам будет дано. Тогда ТА станет объемнее, шире и будет отличным инструментом для работы и экологичным образом жизни, потому что мы все ОК!
Елена Путятина: «Когда на тренинге я увидела, как работает Алла, внутри меня загорелась лампочка: «Я тоже так хочу!»
– Как вы пришли в ТА и почему выбрали именно это направление в психотерапии?
– ТА я не выбирала, скорее, он сам меня выбрал. Однажды в ФБ мне выпала страничка психолога Аллы Далит с информацией о том, что она проводит женский тренинг в Черногории. И надо же было такому случиться, что именно в эти сроки у меня был запланирован отдых в этой стране и куплены билеты. «Это судьба!", – решила я и сократила свой отпуск на три дня. Эти три дня перевернули мою жизнь – после тренинга я решила стать психологом.
Елена Путятина
магистрант Московского института психоанализа, Прага
202-й курс – 2019-2021 г.г.
el.putyatina@gmail.com
https://www.youtube.com/channel/UCOH-tNNOmxfAc8ki5Ct70cw
– Как вы приняли решение пройти обучение в этом направлении? Каковы были первые впечатления от обучающего процесса, с чем вы его сравнивали?
– Я не стояла перед выбором направления. Когда на тренинге я увидела, как работает Алла, как она вскрывает многолетние травмы, и людям на глазах становится легче, как они принимают новые решения и уходят радостными и счастливыми, внутри меня загорелась лампочка: «Я тоже так хочу!». После тренинга я подошла к Алле и спросила, как научиться этой «магии». «А у нас в Международном Институте Транзактного Анализа как раз заканчивается набор, приходи к нам", – сказала Алла. Вот я и пошла.
Первые впечатления от обучающего процесса были сопряжены с большим количеством чувств. Было одновременно интересно, страшно, стыдно, весело, грустно, больно, радостно, зажигающе и очень ресурсно. Я была самой старшей студенткой в группе. Мои молодые коллеги уже имели за плечами по несколько образований и обучений в других модальностях. И столкновение с сопротивлением стало для меня, пожалуй, одним из самых сильных испытаний.
Оглядываясь назад, на ум приходит метафора дома, как если бы он требовал ремонта и обновления, и я, чтобы это осуществить, решила пойти на курсы дизайна интерьера, а там все современные дизайнеры и новомодные тенденции, что, посмотрев и послушав, я не раз приходила к мысли, что мой дом – проект абсолютно неперспективный и вкладываться в него вряд ли стоит. Но, благодаря учебе, личной и групповой терапии, интервизиям и супервизиям мой внутренний Взрослый был подрощен, укреплен, очищен от контаминаций, а Родитель из заботливой части поддержал Ребенка: «Давай, детка, продолжай, у тебя все получится! С тобой все ОК!» И правда – все получилось!
– Как вы выбирали тренера? Почему выбрали именно этого тренера?
– Позже, уже когда я изучала ТА, мне попалась фраза о том, что, выбирая учебу, первым делом выбирайте учителя. Мой внутренний Ребенок обрадовался, что интуиция его не подвела, ибо мой тренер – квинтэссенция силы, ума, мудрости и мощнейший источник энергии. Есть места силы, а есть люди силы. Одна из них – Алла Далит.
– Как у Вас отразилась групповая динамика и Ваша личная динамика в ходе обучения?
– На нашем выпускном директор МИР ТА Юлия Градова сказала, что нашу группу БК 7 она знает каждого в лицо, ибо в ней собрались неординарные персонажи. Группа – это среда роста и развития, и я горжусь нашей группой, где я росла и развивалась как личность и как профессионал. Со многими одногруппниками я поддерживаю связь до сих пор. Мы пересекаемся в других обучающих проектах и делаем совместные.
– Какую роль сыграл тренер и групповой терапевт в этих процессах?
– Тренер – это лидер. Для меня в лидере очень важна харизма, собственно, без нее лидером не быть. То, что мой тренер – прирожденный лидер, доказывать не нужно, это видно невооруженным глазом. Как только Алла Далит появляется в поле, пространство перестает быть инертным, начинает вибрировать и пульсировать, а иногда заряжается так, что искры летят. Вот это напряжение как раз и выковывает профессионалов психологического фронта. Групповой терапевт, Екатерина Кабанова, напротив – мягкая, теплая, уютная, поддерживающая. Что бы тяжелое ты не принес на группу, уходишь обязательно услышанным и встреченным в своих чувствах, я бы даже сказала «добаюканным».
– С какими перерешениями вы закончили обучение ТА? Какие планы по сдаче экзамена?
– Для меня главное перерешение состоит в том, что я вышла из роли Жертвы в играх «Загнанная домохозяйка» и «Ах я бедняжечка», стала выбирать себя, напрямую, неигровым способом удовлетворяя свои потребности в значимости, влиянии, проявлении. Я стала брать и сама давать разрешения, стала находить опору в себе, перестав перекладывать ответственность за свою жизнь на других. В перспективе я планирую продолжить обучение ТА и повышение квалификации.
– В каких областях жизни и практики вы применяете ТА сейчас?
– В ТА я консультирую, веду личную и групповую терапию, обучающие вебинары и тренинги. ТА изменил мою личную и семейную жизнь. Я часто шучу, что теперь вся моя семья говорит на языке Транзактного анализа. Такие понятия как игры, поглаживания, рэкетные чувства понятны даже младшему сыну.
– Какие пожелания вы бы хотели дать тем, кто только собирается поступать учиться ТА?
– Может показаться, что это прозвучит восторженно и самонадеянно, но я позволю себе это, поскольку это мой личный опыт. Уверена, не случись встречи с ТА, моя жизнь не была бы и на десятую часть такой счастливой и наполненной удовольствием и смыслом, как сейчас. Тем, кто собирается поступать учиться ТА, я уверенно говорю – это лучшее вложение, которое вы делаете в себя, и окупаться оно начнется с первого занятия, а в перспективе принесет сплошные бонусы и разные вкусные плюшки).
Об авторах
Ольга Владимировна Кочеткова-Корелова
Группа компаний Rambler
Автор, ответственный за переписку.
Email: ok810@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5059-3455
частная психологическая практика (самозанятый), член СОТА и EATA
Россия, МоскваСписок литературы
Дополнительные файлы
