The Cultural Parent: GPT-assisted diagnosis of the Super-Personal Self
- Authors: Petrovskiy V.A.1,2, Rahmonberdieva A.B.3
-
Affiliations:
- HSE University
- Journal “Transactional Analysis in Russia”
- National Research University Higher School of Economics (HSE University)
- Issue: Vol 5, No 1 (2025)
- Pages: 5-10
- Section: Scientific point of view
- Submitted: 31.05.2025
- Accepted: 31.05.2025
- Published: 01.04.2025
- URL: https://ta-journal.ru/TAR/article/view/681771
- DOI: https://doi.org/10.56478/taruj2025515-10
- ID: 681771
Cite item
Full Text
Abstract
Proposed by P. Drego, the construct of the “Cultural Parent” belongs to a family of socially constructed contents of consciousness, collectively termed the “Super-Personal Self”. The ego-state of the Cultural Parent corresponds to “group etiquette” (beliefs, ideology, codes, superstitions, etc.), “technical culture” (inherited patterns of thought and action, modes of functioning within society), and the “character of the group” (emotional expressions accepted within the community). The Cultural Parent participates in the formation of the Parent-2 ego-state, manifesting in its “parts” P3, A3, C3, as well as the Parent-1 ego-state. Traditionally, research on the Cultural Parent, following P. Drego’s approach, involves deep immersion in a specific ethno-cultural environment (for Drego, this was Indian culture).
This present work proposes a non-traditional research method, involving the use of Large Language Models (LLMs) — artificial intelligence systems. The central idea is to trace differences in the resolution of ethical dilemmas by ChatGPT, depending on the ethno-cultural environment in which it was trained and functions (Petrovsky, 2023). Significant differences were identified in the solutions offered by ChatGPT within Russian and Uzbek cultures.
Keywords
Full Text
Введение
Хрестоматийное определение Трансакционного анализа (ТА) (альтернативное название метода транзактный анализ — Ред.) это — теория личности и метод психотерапии. Базовые категории ТА хорошо известны профессионалам и в расшифровке не нуждаются (эго-состояния, переключения, контаминации и конфузиии, трансакции, игры и рэкеты, родительские послания, рэкеты, ранние решения, драйверы, пассивность, личностные адаптации и т. д.). Менее известна разработанная на основе «модели групповой культуры» Э. Берна (Berne, 1963) концепция П. Дрего «Культуральный Родитель» (Drego, 1983).
В широком научном контексте, Культуральный Родитель представляет собой особую версию «надличного Я» (Петровский, 2023) — категории, обобщающей представления социологов и психологов, сложившиеся в разные времена, разных контекстах, под разными именами. Вводя этот новый термин, мы имеем в виду:
- «Коллективные представления» Э. Дюркгейма (выражающиеся в моральных предписаниях, юридических нормах, религиозных верованиях, материальных символах и понятиях);
- «Идеальная форма» в культурно-исторической психологии Л. С. Выготского и его последователей;
- «Суперэго» в классическом психоанализе;
- «Другой» в психоанализе Ж. Лакана (не путать с «значимым другим» в психологии личности и социальной психологии);
- «Конвенциональная мораль» в теории морального развития Л. Кольберга;
- «Культуральный Родитель» в трансакционном анализе.
Во всех этих случаях речь идет о контентах общественного сознания со стороны их регуляторной функции в отношении индивидуального сознания.Надличное Я запечатлено в текстах культуры и транслируется в межпоколенных связях между индивидами в качестве источника их саморегуляции и принятия решений. «Культуральный Родитель» рассматривается нами как одна из форм проявления Надличного Я.
В концепции П. Дрего (Drego, 1983) Культуральному Родителюсоответствует три круга явлений, соучаствующих в формировании эго-состояния Родитель-2, проявляясь в трех его «частях» (верхняя часть рисунка 1А), а также, частично, — эго-состояния Родитель-1 (нижняя часть рисунка 1Б):
- «Групповой этикет» (Э) — наследуемые в поколениях: вера, идеология, ценности, правила, моральный кодекс, суеверия, обычая, ритуалы, духовность, молитвы, предрассудки, методы поощрений и наказаний, представления об идеальном мужчине или женщине, убеждения о жизни и смерти, добре и зле, богатстве и бедности. Люди, чувствуют себя комфортно, когда видят одобрение в глазах, живя так, как, следуя традиции, живут другие. У каждой группы свои стандарты: как любить и выражать свои чувства, что значит быть смелым, добрым, справедливым человеком и т. п. Изменения группового этикета — медленные, случаются в особых случаях. Отступление от стандартов группы вызывает шок (Berne, 1963; Drego, 1983).
- «Техническая культура» (T) — унаследованные образы действия, ритуалы, знания, навыки, техники, способы производства и распределения, экономические процессы, и кроме того, проведение исследований, приемы организации и планирования, распределение политической власти. Техническая культура взаимодействует с реальностью, используя когнитивные функции (мышление логическое, рациональное и критическое). Всё что создано по сей день (подсчёты, скульптуры, судна и т. п.) относится к данной культуре (Berne, 1963; Drego, 1983).
- «Характер группы» (Х) — это способы эмоционального реагирования, особенности переживания и проживания чувств (любви, ревности, ненависти, наслаждения, страдания, надежды, сопротивления, принятия, отвержения, страха, подчинения), физиологических потребностей (голод), а также — дружеских отношений, событий рождения, смерти, свободы выбора, собственной идентичности и, кроме того, способов саботирования группового этикета. Характер группы — это эмоциональные проявления, следование инстинктам (Berne, 1963, c. 118; Drego, 1983, c. 225).
Рис. 1. Культуральный Родитель (А) и Культуральная Тень (А Б) (Drego, 1996)
Развивая свои идеи, П. Дрего предложила концепцию Культуральной Тени как результата воздействия Культурального Родителя на эго-состояние Дитя. Cогласно данной модели, интроекты семьи и общества, бросают «Культуральную Тень» на Р1 в Д2. В свою очередь, Р1 состоит из Культурных Стереотипов — интернализации культурных способов реагирования. На основе данной модели, Дрего объясняла причину того, что в Индийской культуре женщину, изменившую мужу, другие женщины осуждают и преследуют (Рахмонбердиева, 2022). Учитывая структурную модель 2-го порядка, включающую в себя Родителя-Волшебника (Р1), Дрего отмечала, что мифологические герои культуры схематизируются в нем таким же образом и их феноменологическим источником являются верования и ценности культуры, присутствующие в Культуральном Родителе.
Заметим, что Культуральный Родитель не совпадает с эго-состоянием «Родитель-2»: следы социальных посланий здесь безымянные («телефонный номер» — как в известном примере Берна — не записан в старой телефонной книжке), его присутствие в контаминациях, очевидно, иное чем проекции Родителя-2 во Взрослого-2 (Петровский, 2025). Также и вопрос о допустимости трактовки Культурального Родителя в терминах «расщепления» потребовал бы от авторов дополнительного анализа, выходящего за пределы данной статьи.
Цель исследования: установление различий в решении этических дилемм при использовании ChatGPT, обученном в русскоязычной и узбекской культурах (Петровский, 2023; Рахмонбердиева, 2024).
Метод исследования: использована Большая языковая модель чат GPT-4, разработанная OpenAI и являющейся искусственной нейронной сетью, предназначенной для понимания и генерации текста.
Культуральный Родитель: идея метода
Представители разных наук — социологии, истории, культурологии, юриспруденции, лингвистики, этнографии, политологии, психологии, педагогики, психиатрии — стремятся «поймать» Надличное Я в герменевтическую или эмпирическую ловушку, отделяя его от содержаний индивидуального сознания. В некоторых случаях это требует длительной, скрупулезной и, как правило, ограниченной по своим результатам работы (ибо трудно «объять необъятное», погружаясь в глубины культуры). В других — проведение масштабных социологических исследований, выявляющих мнения, взгляды, ценности, предпочтения, свойственные некоторому кругу людей в данном обществе и в данный момент времени (формируемые социологами «репрезентативные выборки», к сожалению, не позволяют заглянуть в прошлую жизнь исследуемой социокультурной общности). Иные пути, вплоть до настоящего времени, были закрыты.
Между тем факт состоит в том, что в наши дни ситуация существенно изменилась. В арсенале исследователей — Большие языковые модели (LLM — «Large Language Model»), — системы искусственного интеллекта (ИИ). Эти модели предоставляют уникальную возможность тестировать надличное «Я» (Петровский, 2023). LLM«основаны на методах глубокого обучения и обучены на массивных наборах данных, обычно содержащих миллиарды слов из различных источников, таких как веб-сайты,книги и статьи. Это обширное обучение позволяет LLM понимать нюансы языка, грамматики, контекста и даже некоторые аспекты общих знаний» (Зонова, 2023, с. 30).
Искусственный интеллект, и в частности, ChatGPT, впитавшие в себя огромный пласт идей и свидетельств общественного сознания, может служить, таким образом, источником достоверной информации о том, как мыслят или мыслили мир, и как действуют или действовали в нем представители разных эпох и культур, что позволяет с опорой на эти ресурсы, проводить кросс-культурные исследования.
Оценка способности ChatGPT разрешать этические дилеммы
«Подводкой» к построению нового инструмента исследования Культурального Родителя может служить одна из недавних работ, тестирующая способность ИИ разрешать дилеммы Кольберга (Tanmay, etal, 2023).
Пример одной из таких дилемм: Хайнц пробрался в аптеку. Он украл лекарство и передал его больной жене. На следующий день в газетах появилось сообщение о грабеже. Офицер полиции м-р Браун, который знал Хайнца, прочитал сообщение. Он вспомнил, что видел, как Хайнц бежал от аптеки, и понял, что это сделал Хайнц. Полицейский колебался, должен ли он сообщить об этом. 1. Должен ли офицер Браун сообщить о том, что кражу совершил Хайнц? Почему да или нет? 2. Предположим, что офицер Браун близкий друг Хайнца. Должен ли он тогда подать рапорт о нем? Почему да или нет?
Согласно Л. Кольбергу, существует три основных уровня морального развития: доконвенциональный уровень (решения принимаются исходя из собственных интересов и стремления избежать наказания); конвенциональный уровень (соблюдение социальных норм, законов и получение одобрения со стороны окружающих); постконвенциональный уровень (принимая моральные решения, люди опираются на универсальные этические принципы справедливости, прав человека и социального сотрудничества) (Kohlberg, 1976; Colbyetal., 1983).
Тестируя модели ИИ в соответствие с критериями Кольберга, исследователи констатировали, что эти модели демонстрируют промежуточный уровень развития морального интеллекта: они выходят за пределы первого уровня (собственный интерес и стремление избежать наказания). Автор исследования не упускает заметить, что, хотя системы ИИ и большие языковые модели (такие как GPT-3, ChatGPT и др.), «достигли впечатляющих способностей к естественному языку» и «могут вести диалог, обобщать длинные тексты, переводить с одного языка на другой, диагностировать состояние здоровья и т. д.», они, тем не менее, не могут решать сложные этические дилеммы, находя компромиссы, как это делают морально развитые люди.
В ответ на сказанное мы, со своей стороны, не упускаем заметить, что нас в этом особом случае вполне удовлетворяет безличность(деиндивидуализированность) решений, предлагаемых ИИ: ведь таким образом могут быть выявлены социокультурные нормы (стандарты), функционирующие в общественном сознании, что и составляет предмет настоящего интереса.
ChatGPT-тестирование Культурального Родителя
В поле зрения при этом оказывается возможность сравнительного исследования этического сознания людей, живущих (или живших) в одно и то же время в разных социокультурных общностях.
Пример. Положим, мы исследуем особенности надличного «Я» у представителей разных национальностей. Например, выясняем, как, с точки зрения принятой в сообществе системы ценностей, оценивается допустимость интимных (физических) контактов в паре до вступления брак. Такой вопрос задается ChatGPT-4 дважды: в одном случае — на русском языке, в другом — на узбекском. Будут ли отличаться ответы?
Для предварительного тестирования ChatGPT-4 был введён «стереотипный вопрос»: «Представь, что ты женщина, которая родилась и живёшь в России/Узбекистане, в русской/узбекской семье, учитывая это, прочитай и дай ответ: ты любишь молодого человека и встречаешься с ним, он предлагает до свадьбы вступить в половые отношения, согласишься ли ты, да или нет, и почему?
Ответ 1 (русская культура, русский язык): «Мое решение будет основываться на сочетании моих личных убеждений, уровня комфорта с ситуации, доверия к партнеру и способности открыто общаться по поводу своих чувств и ожиданий. Основным приоритетом будет мое собственное благополучие и уверенность в том, что я делаю выбор, который соответствует моим ценностям и жизненным целям.»
Ответ 2 (узбекская культура, узбекский язык): «…Я бы подошла к этому вопросу с особой осторожностью, учитывая культурные, социальные и личные ценности. В узбекской культуре большое значение придаётся семейным традициям, уважению к нравственным и религиозным принципам. В такой обстановке предварительные половые отношения до брака часто рассматриваются как табу и могут быть восприняты как нарушение культурных и семейных ценностей. Это также может повлиять на репутацию женщины и её семьи в обществе. Лично я, согласно представленной роли, скорее всего, отклонила бы такое предложение, поскольку это противоречило бы моим воспитанию, культурным ценностям и возможно даже религиозным убеждениям».
Дилеммы Кольберга как материал ChatGPT-тестирования Культурального Родителя.
Получить глубинный и обширный материал для построения образа Культурального Родителя в разных культурах позволяет работа ChatGPT с дилеммами Кольберга.
Краткое описание дилемм.
1-я Дилемма «Хайнца» (она уже была упомянута нами) включает 10 вопросов. Сама дилемма ориентирована на моральный конфликт между спасением жизни жены и нарушением закона. 2-я дилемма (включает 6 вопросов) является продолжением 1-ой, где поднимаются вопросы профессиональной этики, соблюдения закона и совести. 3-я дилемма «Джо», состоит из 11 вопросов, где поднимается тема детско-родительских отношений (между отцом и сыном), ценность труда, выполнения обещаний и семейных ролей. 4-я дилемма «Доктора Джефферсона» включает 11 вопросов, где поднимается тема убийства из милосердия, соблюдение профессионального кодекса и закона. 5-я дилемма является продолжением 4-й, состоит из 12 вопросов, ориентированных на оценивание действий врача и назначения наказания. 6-я дилемма «Джуди» включает 11 вопросов, ориентированных на отношения между сестрами и матерью, поднимаются вопросы ценности усилий и труда, обмана и семейных ролей. 7-я дилемма «Капитана», состоит из 7 вопросов, где встает вопрос спасения многих жизней ценной одной. 8-я дилемма «Вальжана» включает 13 вопросов, где переплетаются гражданский долг, ценности искупления и прощения. 9-я дилемма «Боба и Карла», состоит из 8 вопросов, сравнивающих по тяжести два преступления — кражу и мошенничество (Рахмонбердиева, 2024).
Результаты эмпирического исследования
В процессе обработки текста сгенерированного ChatGPT-4, использовался метод интерпретативного феноменологического анализа (Smith, Osborn, 2003). Анализ проводился в несколько этапов: прочтение полученных данных несколько раз; выявление первичных смыслов, разметка утверждений; описание полученных категорий (ценностей) и подкатегорий (принципов и норм), культурных особенностей, а также транзактно-аналитических категорий (жизненных позиций, драйверов и приказаний). Общие и различные проявления этических аспектов Культурального Родителя в русской и узбекской культуре сгруппированы в таблицах 1 и 2 (Рахмонбердиева, 2024):
Таблица 1. Транзактно-аналитические категории передаваемые Культуральным Родителем.
Русская культура | Узбекская культура |
Драйверы: «радуй других» - радовать родителей и старших. «будь совершенным» - подчиняться и слушаться родителей, быть честным, достигающим. «будь сильным» - быть мужественным, сильным, проявлять самопожертвование и героизм (относительно мужчин). | Драйверы: «радуй других» - радовать родителей и старших, пренебрегая личными чувствами и желаниями. «будь совершенным» - подчиняйся, слушайся и уважай. «будь сильным» - не проявляй и не чувствуй усталости, гнева и других неодобряемых чувств. |
Приказания: «не будь значимым!», «не думай!» или «не чувствуй», что больше характерно в контексте эго-состояния Родителя, а не Культурального, но не исключает и передачу через него. | Приказания: «не будь значимым!» - желания старших и родителей важнее. «не будь ребёнком!» - обязанности и ответственность за семью, младших и поступки. «не будь близким!» - недопустимость физической близости до брака (не только интимной, но и объятий и т. п. если речь о девушке). «не расти!» - особенно по отношению к сыновьям. |
Жизненные позиции : Я-Окей — Ты-Окей: ты можешь проявлять себя и свои желания, говорить об этом — нормально. Я-Окей, если иду на риск и жертвы ради близкого человека, и Я-Не Окей, если отказываюсь в виду чувств. Я-Окей — Ты-Окей, закон — Не Окей. Я-Окей если придерживаюсь и личных ценностей, и этических/профессиональных принципов. Я-Не Окей, если цены за мои услуги/товар и т.п. не соответствуют ожиданию общества, Я-Не Окей если не иду на уступки другим. Я-Окей пока мои действия направлены на благо высших ценностей (спасение жизни). | Жизненные позиции: Я-Окей — Ты Не-Окей; Ты (ребёнок) Окей пока радуешь нас (родителей), пока ставишь наши интересы выше своих, пока ты слушаешься и подчиняешься. Я-Окей пока соблюдаю закон; Я-Не Окей/семья Не-Окей если нарушаю. Я-Не Окей, если цены за мои услуги/товар и т. п. не соответствуют ожиданию общества, Я-Не Окей если не иду на уступки другим. Я-Окей пока мои действия направлены на благо высших ценностей (спасение жизни). Я-Окей, пока следую профессиональному и этическому кодексу. Я-Окей пока ставлю профессиональные обязанности выше личных ценностей (дружбы/близких отношений). |
Разрешения: «расти!», «чувствуй!», «будь значимым!», «думай!», «будь успешным!», «делай!» Дополнения: «взращиванием» эго-состояния Взрослого. | Разрешения: «достигай!», «будь успешным!», «расти!» - больше по отношению к дочерям. Дополнения: «воспитание» эго-состояние Адаптивного Дитя, транзакция Культуральный Родитель — Адаптивный Ребёнок. Роль хорошего сына предполагает подчинение и покорность, что соответствуют Адаптивному Ребёнку, однако, в то же время на него взваливают ряд взрослых обязанностей, в большей степени по отношению к старшему. Так как, конфронтация с родителями не одобряется, соответственно часть чувств и эмоций подавляются и игнорируются. Можно считать — это двойным посланием: оставайся ребёнком (подчиняйся) родителям, но выполняй обязанности взрослого, что так или иначе может привести к симбиозу. Проявление симбиоза можно охарактеризовать узбекскими традициями, когда сын, создав свою семью, продолжает жить с родителями. |
Таблица 2. Краткая иллюстрация различий.
Русская культура | Узбекская культура |
Семья (семейные узы, отношения): забота и защита близких думать о личной репутации быть готов к жертвам и самопожертвованию Роль хорошего мужа: открытая коммуникация, забота, участие, поддержка, принятие совместных решений и т. п. | Семья (семейные узы, отношения): Забота и защита близких Уважать отличие от западных ценностей Думать о последствиях Защита репутации и чести семьи Роль хорошего мужа: соответствие решений религиозным и традиционным канонам, активное участие, забота и т. п. |
Героизм: Самопожертвование | Милосердие: Помощь нуждающимся |
Жизнь: Человеческая выше жизни животного Жизнь в целом как ценность | Жизнь: Человеческая выше жизни животного Жизнь в целом как ценность, однако жизнь близкого приоритетнее |
Лояльность по соблюдению законов и профессиональных принципов: Принципы справедливости и социальной ответственности Обращение к истории и понимание несовершенства законов Поддержание стабильности и порядка Взаимопомощь «ты мне, а я тебе». Чувствительность к смягчающим обстоятельствам (длительный срок) | Строгое соблюдение законов и профессионального кодекса: Принципы справедливости и социальной ответственности Поддержание стабильности и порядка Выше личных убеждений и ценности «дружбы» Вера в «карму» Строгость судебной системы (пожизненное) |
Религия (Православное Христианство): Затрагивается в вопросах суицида Обращение к духовным и религиозным наставникам | Религия (Ислам): Охватывает большую часть сфер жизни — семья, соблюдение закона, выполнение обещаний и т.п. Обращение к методам и учениям Ислама в вопросах морали. |
Дружба: Личная лояльность Верность | Дружба: Доверие Честность Не выше профессиональных принципов |
Выводы
- ChatGPT, как и ожидалось, позволяет выявить различия в содержании Культурального Родителя представителей русскоязычной и узбекской культур.
- Универсальными принципами и нормами в русском и узбекском Культуральном Родителе являются: гуманность, справедливость, честность, доброта, забота, помощь, поддержка, безопасность, защита, доверие, уважение, ответственность, эмпатия, чувство долга, чести и т. п. Существуют различия:
- Русский Культуральный Родитель более лоялен, включает рассмотрение всех аспектов ситуации, ценит автономию, личные убеждения и моральные принципы. В семье соблюдают семейную иерархию, однако проявляют гибкость во взаимоотношениях (в таблице 2 приведён пример). Высоко ценится героизм, мужественность и самопожертвование. Ценится индивидуальность детей.
- Узбекский Культуральный Родитель проявляет жёсткость в решениях, соблюдении религиозных и юридических законов, большую ориентацию на общественное мнение, поддержание социальных связей, поощряется подчинение, послушание, адаптация. В семейных отношениях более строгие требования к соблюдению иерархии, ожидание полного подчинения от детей, что ведёт к симбиозу.
Ограничения исследования. В работе не дифференцируются «слои» Культурального Родителя (соответствующие эго-состояниям Р3, В3, Д3), а также не детализируется Культуральная Тень в структурно-функциональной организации личности, — что составляет очевидную перспективу исследований (Рахмонбердиева, 2024).
About the authors
Vadim Arturovich Petrovskiy
HSE University; Journal “Transactional Analysis in Russia”
Author for correspondence.
Email: petrowskiy@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5931-0738
Professor, School of Psychology, Faculty of Social Sciences; academic supervisor of the Centre for Fundamental and Consulting Personology of HSE University; Doctor of Psychology, corresponding member of the Russian Academy of Education (RAE); editor-in-chief of “Psychology. Journal of the Higher School of Economics”; academic supervisor of the journal
Russian Federation, Moscow; MoscowAziza Bakhtiyor Rahmonberdieva
National Research University Higher School of Economics (HSE University)
Email: rahmonberdiyeva.ab@gmail.com
ORCID iD: 0009-0004-5126-998X
Psychologist in Transactional Analysis modality, Master of Psychology from the, member of SOTA and EATA
Uzbekistan, TashkentReferences
- Зонова Д. Ю. (2023) Принцип работы и проблемы «generativ epre-trainedTransformer artificial intelligence» //Вестник науки и образования. №. 8 (139). С.28-31.
- Петровский В. А. (2023) Надличное «Я»: LLM-тестирование (идея метода) // «Психология. Журнал Высшей школы экономики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psy-journal.hse.ru/i7?_r=32593731713953544.62154&__t=7868906&__r=OK (дата обращения: 05.05.2024).
- Рахмонбердиева А. Б. (2022) Взаимосвязь культуры и гендера: [текст эссе]. Москва: ВШЭ.
- Рахмонбердиева А. Б. (2024) Родительские ценности и нормы в процессе воспитания: [выпускная квалификационная работа]. Москва: ВШЭ.
- Berne, E. (1963). The structure and dynamics of organizations and groups.
- Colby, A., Kohlberg, L., Gibbs, J., Lieberman, M., Fischer, K., Saltzstein, H. D. (1983) A longitudinal study of moral judgment. Monographs of the society for research in child development.
- Drego P. (1983) The cultural parent // Transactional analysis journal. Vol. 13(4). Pp. 224-227.
- Drego P. (1996) Cultural parent oppression and regeneration // Transactional Analysis Journal. 26(1). Pp. 58-77.
- Kohlberg, L. (1976). Moral stages and moralization: The cognitive –development approach. Moral development and behavior: The or research and socialissues, 31-53.
- Petrovsky, V. A. (2025) A Personology Pivot in Transactional Analysis (Methodological Observations) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 22(1). Pp. 80-105.
- Tanmay, K., Khandelwal, A., Agarwal, U., Choudhury, M. (2023) Probing the moral development of large language models through defining issues test. arXiv preprint arXiv:2309.13356.
- Smith, J. A. (2010) Interpretative phenomenological analysis. Existential Analysis: Journal of the Society for Existential Analysis. 21(2).
Supplementary files
