Дмитрий Шустов: «Надеюсь понять условия хранения и воспроизведения имплицитной информации о будущем»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Интервью с преподавателем, сертифицированным Европейской Ассоциацией Транзактного Анализа, Дмитрием Шустовым о том, как он выбрал модальность Транзактный Анализ и об особенностях своего преподавания.

Полный текст

Дмитрий ШУСТОВ

 

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии Рязанского госмедуниверситета МЗ Рф, сертифицированный психотерапевт, психиатр, психиатр-нарколог, сертифицированный Супервизирующий и Обучающий транзактный аналитик в области психотерапии TSTA(P), член Европейской Ассоциации Транзактного Анализа (EATA), член Президиума Российского Общества Психиатров, эксперт Российской Академии Наук.

— С чего начались ваши отношения с ТА и кто ваши учителя?

— Как психотерапевт и преподаватель я состоялся в психиатрической больнице, а именно — клинике Рязанского медицинского института имени академика И. П. Павлова, благодаря заботе моего первого Учителя — профессора Виктора Григорьева, от которого я получил технику «мягкого императива», а затем и кафедру психиатрии.

С профессиональным Траназктным Анализом меня познакомила Николь Дюамель из Бельгии, а затем вложила душу сама Изабелл Креспелл из Франции. Она научила меня следовать контракту, понимать отличие процесса психотерапии от содержания (она любила спрашивать: «Что ты хотел сказать, когда сказал это?»), чувствовать и понимать двойные трансакции и продвинула мою технику «мягкого императива» до степени «железной руки в бархатной перчатке». Поскольку «слова нужны, чтобы скрывать мысли», Изабелл научила меня записывать слова за клиентами и студентами и конфронтировать пассивности, опираясь на эти точные записи. Изабелл впервые показала мне «эмоциональную работу» в непосредственном телесном контакте с клиентом, виртуозную супервизионную технику, дала множество разрешений и одно из главных — преодолеть внутреннюю амбивалентность и обрести уверенность.

Мне очень хотелось, чтобы Изабелл была моим спонсором для подготовки СТА, но мне не хватило настойчивости, а ей смелости принять меня с моим убогим английским. Напротив, моему будущему спонсору и любящему другу Дженни Мак-Намаре, как носительнице английского языка, не составило труда понять, что я хочу, а как пра-пра-правнучке женщины, сожженной за колдовство в Ньюкасле (а там сожгли, согласно летописи, около 10 000 женщин), хватило интуиции увидеть мои способности обучаться и жить в Англии, только на 20 процентов опираясь на вербальное общение. Дженни — мастер интуитивного подхода и подхода терапии во взаимоотношениях сумела вовлечь меня в терапию (спасибо Джефу Хоппингу!) и, вопреки моим пассивно-агрессивным штучкам, довести до экзамена СТА, а затем и TSTA!

Я бесконечно благодарен Дженни, в том числе и за гостеприимство, и возможность участвовать в ее тренингах и супервизиях, деловых совещаниях и поездках по стране. Десятилетнее ученичество с Дженни позволило мне не только вырасти профессионально (я получил разрешение, а в ТА — разрешение это как лицензия, на психотерапию с тяжелыми депрессивными и психотическими клиентами), но также заимствовать структуру профессиональной деятельности в рамках негосударственного учреждения, поскольку Дженни имела собственный психотерапевтический центр, который вскоре развился в Северную Гильдию Психотерапевтов Великобритании под эгидой Национального Совета по Психотерапии (UKCP).

— Чему можно у вас научиться? Каким курсам/программам вы обучаете?

— Надеюсь, что могу научить ТА в его связи с большой психиатрией. Обучаю клиническому ТА (ТА через призму клинических описаний психических расстройств, работе с суицидальными клиентами и зависимыми клиентами (и особенно с зависимыми и созависимыми от алкоголя).

— Почему решили стать преподавателем именно Транзактного Анализа?

— Я преподаю в первую очередь психиатрию, наркологию и психотерапию.

— В чем ваша суперсила, как преподавателя?

— Возможно, в умении увидеть чужое будущее.

— Кто ваши студенты? Опишите их?

— Совершенно разные люди: больше психологи, врачи-психотерапевты. До сих пор не понял, что их объединяет вокруг меня. Но я всех очень люблю, и многие любят, я надеюсь, меня.

— Как думаете, что ваши студенты ценят в вас больше всего?

— Возможность сделать хороший перенос.

— А с чем они испытывают сложности в отношении вас?

— Мне сложно подражать.

— Какой ваш драйвер активнее всего проявляется в преподавании?

— Будь Первым, к сожалению. Потом — Угождай Другим.

— Какая модель ТА ваша самая любимая?

— Что касается школ: Классический ТА, нарративный ТА, отчасти психоаналитический ТА. Что касается концепций: Разрешение, Игры и сценарии, Эпискрипт

— А с какой моделью или концепцией ТА чувствуете сложность или меньше ее используете?

— Пассивность, Система рэкета, Выборы

— Расскажите о вашей зоне ближайшего развития?

— Нейрокогнитивная психология и Проспективное мышление («Память Будущего»): я надеюсь понять условия хранения и воспроизведения имплицитной информации о будущем — как мозг хранит информацию о сценарии и почему делает ее малодоступной

— Ваше кредо/motto/девиз, как преподавателя?

— С уважением относиться к проверенному опытом и давать настолько новое, чтобы было интересно это новое преподавать

— Если бы у вас было (а может быть есть) ваше тотемное животное — кто это, опишите его?

— Вокруг меня много представителей кошачьих, хотя всегда любил собак

— Сколько у вас сейчас студентов на контракте и сколько уже защитились?

— Немного

— Где можно у вас учиться? Какая периодичность набора студентов?

— Сейчас мое преподавание ТА сосредоточено в институте МИР-ТА. Отдельные тренинги. Супервизионные группы и международная супервизионная группа с Изабелл Креспелл проходят через организацию Насти Бородкиной «TA-discussion».

×

Об авторах

Александра Оганезовна Мхитарян

Автор, ответственный за переписку.
Email: sasha.mkhitaryan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8687-7174
ResearcherId: AAG-2854-2022

психолог, частная практика

Россия, Москва

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Дмитрий ШУСТОВ

Скачать (218KB)