Почему я выбрал Транзактный Анализ и своего тренера?

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье трое выпускников 202-го курса Транзактного Анализа рассказывают о своем опыте. Почему эти психологи выбрали Транзактный Анализ? Какую роль сыграли в их выборе модальности тренеры? И что советуют новичкам те, кто окончил 202 курс?

Полный текст

Екатерина БЕСХИЖКО: «Я просто и по-детски захотела быть «как она», то есть транзактным аналитиком»

 

 

Магистр психологии, клинический психолог, Москва.

e-mail: ebeskhizhko@gmail.com Страничка ВКонтакте: https://vk.com/ebeskhizhko

— Как вы пришли в ТА и почему выбрали именно это направление в психотерапии?

— Когда я решила профессионально заниматься психологией и получать высшее образование в этой области, я устроилась администратором в психологический центр, чтобы поближе и отчасти изнутри познакомиться с работой психолога. Я много взаимодействовала с клиентами психологов и самими психологами. Среди прочих специалистов в центре работала Лариса Вадимовна Крюкова (сейчас — Винникова). Она тогда заканчивала обучение у Дмитрия Ивановича Шустова и Дины Александровны Кононовой. Она личностно отличалась от других специалистов своей глубиной и структурностью, ее клиенты крайне редко отменяли сессии и вообще их, клиентов, было много. Я просто и по-детски захотела быть «как она», то есть транзактным аналитиком.

— Как вы приняли решение пройти обучение в этом направлении? Каковы были первые впечатления от обучающего процесса, с чем вы его сравнивали?

— Так сложилось, что 101 курс я проходила в наркологической программе, а учиться планировала на стандартном 202 курсе. Обе программы были под руководством профессора, TSTA, Д. И. Шустова. Но в них были разные вторые преподаватели. В наркологической программе — глубокая и с уникальным опытом в лечении зависимых доктор медицинских наук Татьяна Васильевна Агибалова, а в психотерапевтической — активная и увлекающая в мир психотерапии Дина Александровна Кононова. Мне нужно было выбирать. И я сделала выбор: продать машину и пойти учиться в обе программы. И никогда в жизни я не пожалела об этом. Четыре года я училась 4 выходных из 8. Параллельно работая организатором другого 202 курса — под руководством непревзойденной Татьяны Ильиничны Сизиковой. Все эти люди так или иначе стали моими наставниками в мире Транзактного Анализа.

Первый год обучения был очень трудным для меня эмоционально — поднималось много болезненного материала. Спасали индивидуальная терапия и групповой процесс в рамках обучения. И еще поддержка родственников, которые брали на себя моего реального ребенка, чтобы я могла побыть наедине со своим внутренним.

— Как вы выбирали тренера? Почему выбрали именно этого тренера?

— Я выбрала своего тренера по его «плодам» — то есть по его ученикам. Я не знала на тот момент Дмитрия Ивановича совсем, но я знала, как работают его ученики, и захотела работать так же. Мне очень радостно, что у меня это получилось.

У Дмитрия Ивановича невероятный кругозор: на занятиях он часто приводит примеры из биографии известных людей, литературных произведений. Я не учусь уже три года, но на каждую супервизионную группу иду как на праздник — с радостью и волнением.

Личность моего тренера во многом повлияла на мой профессиональный стиль, на качество моей работы. Я знаю, что мой Учитель доволен моим профессиональным развитием, и сейчас я готовлюсь к подписанию контракта на подготовку к СТА.

Мне радостно, что встреча Учителя и Ученика состоялась в моей жизни. И это дает мне надежду в будущем тоже встретить своих учеников и передать им те знания, которые я когда-то получила и прожила уже в собственной терапевтической практике.

— Как у вас проявилась групповая динамика и ваша личная динамика в ходе обучения?

— Групповая динамика была яркой: одна группа распалась, а вторая саботировала групповую терапию так, что терапевт отказался с нами работать. Это сделало меня более устойчивой и еще более приверженной своей цели — пришлось менять группу и сплачиваться без групповой терапии со второй. Моя личная динамика была тоже впечатляющей — я прожила развод. Это грустное событие имело и положительный эффект — у меня не было много времени на раздумья перед началом собственной практики. Мои тренеры поддержали меня в этом, и после окончания первого курса я начала практиковать под супервизией. Первый клиент не вернулся после первой сессии, вторая клиентка «продержалась» десять. Да, конечно, я грустила по этому поводу, однако всегда помнила, что «дорогу осилит идущий», брала супервизии и шла дальше. И это было такое замечательное время!

И еще очень важный момент: МИР-ТА подарил мне двух близких друзей — Анастасию Бородкину и Айрапета Айрапетяна. Они для меня больше, чем коллеги.

— Какую роль сыграл тренер и групповой терапевт в этих процессах?

— Мой групповой терапевт был настолько аутентичным и без «Радуй других», что я тогда еще выбрала его своим личным терапевтом, но не было финансовых возможностей. Но как только моя практика стала приносить стабильный доход, я написала ему. Он написал, что будет рад начать работу со мной. Я до сих пор нахожусь в регулярной еженедельной терапии, и считаю это важным фактором моей профессиональной устойчивости.

Мои тренеры очень повлияли на начало и развитие моей практики. Все трое всегда поддерживали меня, давали много поглаживаний, были щедры на супервизии. Это дало мне возможность заложить прекрасный фундамент моей профессиональной идентичности — я верю в себя как специалиста.

— С какими перерешениями вы закончили обучение ТА? Какие планы по сдаче экзамена?

— Со множеством. Одно из главных в том, что я могу быть счастливой в профессии, которая приносит мне хороший доход. Профессия, которую я люблю, а она отвечает мне взаимностью.

Да, конечно, я планирую сдавать экзамен под руководством моего тренера Д. И. Шустова и мечтаю в будущем стать супервизором. А пока я терапевт начинающих психологов.

— В каких областях жизни и практики вы применяете ТА сейчас?

— В практике я ежедневно применяю ТА. Пять дней в неделю я прихожу в свой уютный кабинет и работаю с людьми индивидуально и в группах, меняя их жизнь к лучшему с помощью ТА. И это так вдохновляет меня!

Скажу честно, я не стремлюсь пропитывать психологией всю свою жизнь. Я не говорю на профессиональном языке дома и не «лечу» близких. Однако есть один важный момент: моя дочь решила стать психологом, а все мои подруги проходят терапию. Думаю, это не случайно.

— Какие пожелания вы бы хотели дать тем, кто только собирается поступать учиться ТА?

— Найдите тренера, который будет подходить именно вам. Поступайте, пробуйте, применяйте! Бойтесь и действуйте! Исследуйте и делайте собственные выводы. Не экономьте на терапии и супервизиях — это лучшая инвестиция в ваш профессионализм.

Анна КИРПАЛЬ: «Алла сказала мне: «Пойдём в Транзактный Анализ. Нам такие, как ты, нужны»

 

 

Кандидат психологических наук. Психолог-консультант. Специалист в области индивидуального и семейного консультирования, член СОТА и ЕАТА. Страничка ВКонтакте: https://vk.com/id8264861

— Как вы пришли в ТА и почему выбрали именно это направление в психотерапии?

— О, ТА сам меня выбрал! Я попала в «Мой Мир» благодаря Алле Евгеньевне Далит, с которой мы защищали диссертацию в далеком 2009 году и принадлежали к одному ученому совету. И однажды коллега, замечательный преподаватель и талантливый терапевт сделала мне предложение, от которого я не смогла отказаться. Она сказала мне: «Пойдём в Транзактный Анализ. Нам такие, как ты, нужны». Алле понравились мои организаторские способности, о которых я на тот момент даже не подозревала. Но её проницательный взгляд их заметил. Перед этим я говорила, что хочу начать практическую работу, помимо преподавательской, в которой я уже вовсю развивалась. И её слова тогда навсегда изменили мою жизнь. Я думала на тот момент: что же это за нестандартное такое название «транзактный анализ», и почему я никогда не слышала про такой вид анализа, звучит это все для меня достаточно непонятно и тревожно. Но волшебная фраза, что такие, как я, нужны, очень благотворно повлияла на мой выбор. Мне предстояло выяснить два вопроса: первый — кто я и какие во мне ещё есть качества, кроме организационных способностей. И второе — что такое Транзактный Анализ.

— Как вы приняли решение пройти обучение в этом направлении? Каковы были первые впечатления от обучающего процесса, с чем вы его сравнивали? Как вы выбирали тренера? Почему выбрали именно этого тренера?

— Первые мои попытки пойти на обучение были достаточно волнительным для меня и тревожными. Я скептически отнеслась к тому факту, что не сама Алла будет меня обучать. Но Алла предложила мне преподавателя, в котором была уверена, как в себе. Этим преподавателем оказалась Алла Ивановна Бабич. Я тонула в тревоге, подозрениях, обесценивании. Дело в том, что до обучения в этой программе я имела достаточно ранивший меня опыт взаимодействия в группах, где мне буквально приходилось выживать. Конечно же, вы понимаете, что это напрямую связано с моим ранним детским опытом взаимодействия в семье. Но мой великолепный преподаватель, у которой на тот момент мы были второй группой на заре её практики, великолепно справлялась с самыми сложными групповыми процессами. Как я сейчас это понимаю и осознаю, мы были достаточно сложной группой с мощными и динамично протекающими процессами.

— Как у вас отразилась групповая динамика и ваша личная динамика в ходе обучения?

— Группа, как я сказала, у нас была непростая, с очень ярко выраженной групповой динамикой. Я уже, конечно, не помню, было ли давление каких-либо внешних сил на групповую структуру, скорее всего нет — Алла Бабич всегда умела позаботиться о границах. А вот внутренний групповой процесс с его богатством переносов и штормов был настолько сложным и интенсивным, с моей точки зрения, что лёг в основу моих компетенцией работы с группами. Любой групповой процесс — будь то обучающая форма или групповая терапия — невозможно переоценить. Групповая работа способствует обнаружению сценария и выходу из него.

— Какую роль сыграл тренер и групповой терапевт в этих процессах?

— В начале пути и сейчас на протяжении долгого времени я с восхищением любуюсь работой своего тренера и супервизора. Конфликтов было много, было достаточно большое количество и глубоких тяжёлых процессов: конкуренция, обесценивание, борьба за родительскую фигуру. Всего уже и не перечесть. Иногда она казалась мне волшебницей. Я думала, что Алла такая одна, и я никогда не стану даже чуть похожей. Но меня продвигали вперед её щедрость в передаче опыта, особенность подбора конфронтации именно в нужный момент и в конкретной ситуации, её глубочайшая мудрость, которая открывала двери даже там, где их обязательно закрыли бы другие. Все это отделяло ее от идеального родительского образа и делало меня автономной и уникальной.

— С какими перерешениями вы закончили обучение ТА? Какие планы по сдаче экзамена?

— Пожалуй, тему перерешения и прохождения моих личных тупиков я оставлю за кадром данного повествования, а вот на ответ по поводу планов по сдаче экзамена с удовольствием отвечу. Я нахожусь на контракте. Написала первую часть работы, и для меня это, прямо скажем, непростой внутренний процесс. Я иду, а продвигаться мне помогает собственная внутренняя движущая сила и мощная поддержка Аллы Бабич. В жизни, в становлении, в обучении, в любых процессах инициации и достижений важна подходящая надёжная поддержка. Если мы её отвергаем, не умеем брать, обесцениваем или ждём и не дожидаемся, нам будет крайне трудно продвигаться в любых направлениях. Очень важно, на мой взгляд, научиться запрашивать и принимать поддержку, отличая нужную от не желанной.

— В каких областях жизни и практики вы применяете ТА сейчас?

— Я практикующий специалист в Транзактном Анализе достаточно продолжительное время. Имею хороший опыт индивидуальной и групповой терапии, в том числе в обучающих группах Транзактного Анализа у старших коллег под супервизией.

Моя жизнь пропитана этим методом. В преподавательской деятельности он лёг в основу обучения. Мои студенты часто указывают мне на отличие моего подхода в преподавании от похода других специалистов. Хочу я этого или нет, но дома мои дети тоже с лёгкостью понимают мой язык. И уже делают выбор в пользу экологичного общения со сверстниками. После того как я окончила обучение, я расширяю свои знания в психоанализе и в гештальт-терапии. Не перестаю учиться. Но чтобы я ни изучала, дополняя и обогащая свои познания, Транзактный Анализ навсегда останется для меня основой основ.

— Какие пожелания вы бы хотели дать тем, кто только собирается поступать учиться ТА?

— За долгие годы моей практической и теоретической работы я «соблазнила» на обучение по программе Транзактного Анализа много людей. Вот мои аргументы. Вы приобретете достойное к себе отношение — сначала от преподавателя, от сообщества, а впоследствии от себя. Познакомитесь с самим собой, расширяя границы осознавания изо дня в день. Больше никогда и никому, даже себе, не будете давать в обиду самого главного в жизни человека — вас. Увидите, кто такие настоящие профессионалы своего дела, и обязательно встанете в их ряды при условии собственного сильного желания и приложенных к нему терпения и труда. Сможете в безопасных условиях прожить боль, страх, стыд, вину, которые меняли траекторию жизни и сужали фильтры ваших возможностей. Бережные изменения собственной личности, заботливое к себе отношение позволит узнать, как устроен мир клиента, как терпеливо оставаться и продвигаться с клиентом в его непростом пути. Программа устроена таким образом, что вы сможете побывать во всех ролях, увидев и почувствовав множество процессов, как собственных, так и групповых.

Денис НАУМОВ: «Мое главное перерешение — я ушел из найма в частную практику»

 

 

Клинический психолог, член Европейской ассоциации Транзактного Анализа. 202-й курс — 2018-2021 годы. Сайт: naumovpsy.ru Телеграм: @levingrauz E-mail: levingrauz@gmail.com

— Как вы пришли в ТА и почему выбрали именно это направление в психотерапии?

— После окончания РГГУ несколько лет искал «свой» психотерапевтический подход. Несколько месяцев поучился КПТ, потом год психоаналитической психотерапии. Ничего не зацепило, «не легло». Не хватало структуры, ясности и глубины одновременно. Даже пошел учиться по программе «Основы консультирования», чтобы послушать о разных подходах заново. Но быстро понял, что это обучение я уже перерос.

На момент поисков я работал в наркологической клинике и мечтал когда-нибудь открыть свой частный кабинет. Несколько лет проблема была именно в том, что ни один из опробованных мною подходов я не переживал как «свой».

— Как вы приняли решение пройти обучение в этом направлении? Каковы были первые впечатления от обучающего процесса, с чем вы его сравнивали?

— Однажды на YouTube по запросу «терапия пар» наткнулся на видео моего будущего тренера Людмилы Шёхолм. По окончании полуторачасового ролика с удивлением обнаружил, что мне понятны все терапевтические шаги с парой в кабинете психолога на ближайшие 10 встреч. «Как классно и четко», — подумал я. А на следующей день встретил этого лектора на психологической конференции! Был удивлён и впечатлен. Мне понравился мастер-класс, захотел у нее учиться. Потом прошел 101-й курс и начал свою большую дорогу в ТА.

Здесь нашел четкий терапевтический план, понятную мне и доступную клиентам теорию личности, а также необходимую глубину в работе с бессознательным и прошлым, которую искал.

Я и раньше слышал про Транзактный Анализ, но из книг он казался мне слишком поверхностным, что ли. А когда я столкнулся с его настоящими представителями, я все переоценил и влюбился. Так что мне даже выбирать не пришлось.

Обучающий процесс был не сравним с моими прошлыми обучениями. Он был очень живой, яркий, терапевтичный сам по себе.

— Как вы выбирали тренера? Почему выбрали именно этого тренера?

— Мой тренер была первая, кого я узнал из ТА. И я выбрал ТА благодаря ей. Я пошел на личность и харизму тренера. Ее увлеченность позволила мне разглядеть, что все нужное мне, есть в ТА.

В конце первого года обучения я посетил занятия других тренеров, какое-то время еще выбирал. Но остановился на первоначальной кандидатуре.

— Как у вас проявилась групповая динамика и ваша личная динамика в ходе обучения?

— Групповая динамика была живая. Мы и бунтовали, и нападали, и сближались, и росли. В общем, все, как и должно было быть. Все это время рос профессионализм группы, и я рос вместе с ней. Я полноценно запустил частную практику. Первые три года совмещал с работой в клинике. На четвертом году обучения я ушел из клиники и стал работать только с частными клиентами, на себя.

Росла собственная вера в мой профессионализм. Стал брать супервизии — выросло число клиентов. Пошел на индивидуальную и групповую терапию к психологу в статусе СТА. Личная динамика, кроме роста профессионализма, заключилась так же в том, что я сам проживал каждую тему обучения. И потери, и отношения в паре, и все типологии личности примерял на себя и своих клиентов. Теоретический материал становился понятнее.

— Какую роль сыграл тренер и групповой терапевт в этих процессах?

— Тренер вдохновляла нас, конфронтировала нашей пассивности. И мы были достаточно требовательной группой: спасибо тренеру, что слышала нас и откликалась нашим запросам. Это особенно нравилось, потому что процесс был очень живой. В рамках и границах, но с большим пространством для спонтанности. Благодаря групповому терапевту первый раз поучаствовал в групповой терапии. Она приходила раз в несколько занятий, и это позволяло нам не нести лишнего с собой от модуля к модулю.

— С какими перерешениями вы закончили обучение ТА? Какие планы по сдаче экзамена?

— Красивый вопрос про перерешения! Я ушел из найма и вышел в частную практику. Значительно поднял цену консультации. Вошел в сообщество коллег. Главное перерешение — что в моих руках надежный инструмент, который изменил мою жизнь и повлияет на жизнь обратившихся ко мне людей. Решение, что буду сдавать экзамен на СТА, уже принял. К подписанию контракта еще присматриваюсь. Хочется внутренне дозреть.

— В каких областях жизни и практики вы применяете ТА сейчас?

— ТА стал моим основным инструментом в работе. В личной жизни и отношениях часто тоже рассматриваю ситуации через призму ТА. И мое исследование себя самого периодически проходит под этим углом.

— Какие пожелания вы бы хотели дать тем, кто только собирается поступать учиться ТА?

— Быть смелыми и открытыми новому. Кому-то этот подход станет самым близким и понятным, как стал мне. Рекомендация — посетить сперва несколько общих конференций, посмотреть как можно больше мастер-классов, познакомиться с большим количеством специалистов. И при выборе тренера слушать внутренний голос больше, чем чьи-либо советы. Рекомендую заранее обеспокоиться финансами на обучение. Оно достаточно дорогое, и при этом вы навряд ли найдете более выгодное вложение в себя.

Рекомендую еще посещать мастер-классы всех топов ТА, пока у нас есть такая возможность — возможность учиться в первых инстанциях, так скажем.

Активно знакомиться со всеми однокурсниками и студентами других тренеров и направлений. Эти знакомства часто приводят к общим проектам в будущем. Да и вообще, миссия двигать ТА в мире потом переляжет на наши плечи)

×

Об авторах

Ольга Владимировна Кочеткова-Корелова

Группа компаний Rambler

Автор, ответственный за переписку.
Email: ok810@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5059-3455

частная психологическая практика (самозанятый); член СОТА и EATA

Россия, Москва

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис.1

Скачать (91KB)
3. Рис.2

Скачать (70KB)
4. Рис.3

Скачать (56KB)