Пассивно-агрессивные клиенты

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В данной работе говорится о формировании пассивно-агрессивной личностной адаптации у клиента, предполагаемой семейной системе, в которой он рос, роли пассивности в жизни клиента и его излюбленных ролях в коммуникации с другими. Пассивно-агрессивные клиенты — одни из самых сложных в работе терапевта, так как они стремятся не к достижению результатов в терапии, а скорее к обесцениванию работы терапевта и избеганию каких-либо изменений. Избегание и обесценивание являются результатом того, что активная энергия таких клиентов, которая могла бы быть направлена на рост и развитие, была тем или иным образом заблокирована в детском возрасте. Статья предлагает обзор взглядов нескольких авторов на пассивно-агрессивного клиента, позволяющий лучше увидеть скрытые выгоды самого человека и его близких. В частности автор опирается на работы Фрэнсиса Бондс-Вайта, Аарона Вулфа и Джеки Ли Шиффов, Иана Стюарта и Вэна Джоинса. Также в статье описываются первые шаги в установлении контакта с такими клиентами на сессии.

Полный текст

Пассивно-агрессивные клиенты — одни из самых сложных в работе терапевта, поскольку их энергия не направлена на достижение результата. Скорее наоборот, они прилагают немалые усилия для обесценивания работы терапевта и избегания каких-либо изменений.

При этом они часто обращаются за психологической помощью: выражаясь образно, они спускаются с социального этажа на психологический, где могут увязнуть в бесконечных процессах обучения и тренингах, хождениях по терапевтам, или же могут изменить свой сценарий и добиться результата в ходе терапии.

В данной статье мне хотелось бы поговорить об особенностях формирования пассивно-агрессивной адаптации, опираясь на статьи Фрэнсиса Бондс Вайта (Bonds-White, 1984a, 1984b) и Шиффов (Schiff & Schiff, 1971).

Говоря о пассивно-агрессивной личностной адаптации, Поль Вар указывает возраст ее формирования — 18–36 месяцев (Ware, 1983). И мы сразу можем заметить, что она находится ровно посередине между адаптациями для выживания и социального одобрения, что, на мой взгляд, говорит о ее ригидности.

Для понимания формирования такой личностной адаптации необходимо взглянуть на систему целиком. И Фрэнсиc Бондс-Вайт в первой части своей большой статьи (Bonds-White, 1984a) отлично показывает предполагаемую структуру семьи пассивно-агрессивного клиента (рисунок 1).

Пассивно-агрессивные люди рассматриваются как замкнутые в беспомощную и фрустрирующую единицу с матерью. Эта единица вращается вокруг отца, который имеет дело с внешней реальностью. И тогда мы говорим про два полюса, между которыми ребенок «зависает». Задача отца — «оторвать» ребенка от матери, но тогда система будет разрушена, в частности будет размыта роль матери, ее идентичность в социальном мире. Для поддержания этой системы (рисунок 1), энергия ребенка, которая может быть направлена на рост и развитие, блокируется. Активное становится пассивным, и, на мой взгляд, это может быть достигнуто несколькими способами:

  • обесценивать результат ребенка, не давая ему поглаживаний за его усилия вовсе или интерпретируя результат как личную заслугу;
  • играть в игры, тратя на это большую часть энергии;
  • саботировать любое достижение результата, превращая всё в процесс.

 

Рисунок 1. Структура семьи пассивно-агрессивного клиента.

 

Лично для меня история клиента с пассивно-агрессивной личностной адаптацией — это история неначатого пути. И тут стоит понимать, что фигура отца крайне удалена от ребенка. Будто бы ребенку нужно сделать не шаг для сближения, а целый прыжок через пропасть к этому далекому социально-активному отцу.

Бондс-Вайт в своей статье (Bonds-White, 1984a) пишет, что у большинства клиентов в истории детства выявляются три поразительные особенности:

  • это крайняя дистанция, которую они испытывали от одной родительской фигуры (обычно отца). Дистанцированный отец может переживаться как доброжелательным, но чаще тираническим, эмоционально холодным и бесчувственным;
  • их чувство специфичности;
  • степень, в которой они считывают себя как объект.

Внутренний конфликт, возникающий в эго-состоянии Ребенка (рисунок 2), между чувством всемогущества, развиваемым в Д1, и испугом, развиваемым в P1, приводит к чувству «застревания», которое часто испытывается пассивно-агрессивными людьми. Этот конфликт также порождает внутреннюю путаницу в вопросе о том, как идентифицировать себя в мире: «я беспомощен», «я прекрасен», «я — объект, который можно передвигать».

 

Рисунок 2. Ранние послания.

 

А материнское отношение к ребенку лучше всего описать как чрезмерное. Ребенок служит оправданием социальной нереализованности матери, ее собственной размытой идентичности. Всякие социальные достижения, закрепленные результаты ставят под угрозу симбиоз с матерью, и тогда мы говорим о привычных типах сценарных процессов: «Почти» 1-ого типа («Сизифов труд») и «Всегда», а также драйверов характерных для данной адаптации — «Старайся» и «Будь сильным» (Kahler, 1975).

Шиффы пишут в своей статье (Schiff & Schiff, 1971) о том, что цель пассивного поведения — сделать так, чтобы другому человеку стало настолько некомфортно, чтобы он позаботился о пассивном человеке. Цель пассивного поведения — поддержание симбиоза и поддержание не-функционирования тех эго-состояний, которые могли бы бросить ему (симбиозу) вызов.

Стоит учитывать, что раннее детское решение такого ребенка, попавшего под контролирующего, ультимативного родителя, реализующего потребность во власти и признании в отношениях с этим ребенком, было про борьбу. Раннее детское решение: «Чтобы выжить, я должен бороться. Если я не смогу получить желаемое, то, по крайней мере, сделаю всё, чтобы вы не получили то, что хотите!».

И борьба здесь будет привычной формой контакта, коммуникации. Так клиент будет своей пассивностью приглашать нас в борьбу с ним в кабинете. Мы можем чувствовать в контрпереносе желание научать этого ребенка и «сделать из него человека». Может подниматься гнев, и это именно то, чего ждет пассивно-агрессивный. Именно такая реакция терапевта подтвердит его сценарий, и он убедится в том, что никто не может ему помочь.

Фрэнсис Бондс-Вайт пишет (Bonds-White, 1984a) о «Секретном Ребенке» (Secret Child) клиента и рисует это следующим образом:

 

Рисунок 3. Функциональный анализ ПА Ребенка.

 

Автор также упоминает дошкольный возраст с 3 до 7 лет, ведущей деятельностью которого является игра — процедура, посредством которой реальность формируется и проверяется. Большинство пассивно-агрессивных клиентов имеют мало воспоминаний об активной социальной игре. Они помнят рисование, игру со своими куклами, прогулки со взрослыми и самостоятельные игры. По большей части в основном их игры с другими детьми были минимальными. Они помнят долгие часы одиноких игр, а иногда мама подсказывала им, чем заняться.

Именно поэтому Вэн Джоинс и Иан Стюарт называют их Игривыми Бунтарями (Сопротивленцами). «Игра» — ключ к установлению альянса с этими клиентами, и авторы предлагают взаимодействовать через транзакции СД—СД, катектируя секретного ребенка клиента в течение нескольких первых сессий. Это хорошо делать с помощью юмора и разговора на отвлеченные темы. Игривые бунтари могут легко поддерживать разговор про музыку, искусство и нечто такое, где нет четких границ и правил. Это также могут быть компьютерные или спортивные игры. Жанр стендапа в последние годы очень четко показывает то, почему бунтари как раз игривые: их пассивная агрессия отлично летит с подмостков сцены в форме шуток. В контакте с игривыми бунтарями очень чувствуется накопленный гнев и внутреннее напряжение, которое хорошо бы как раз снять юмором, в отличие от параноидной адаптации.

Я предпочитаю несколько первых сессий работать именно на альянс, довольно-таки широко расспрашивая клиента о его жизни. Мы помним, что ведущий драйвер здесь «Пытайся/Старайся», а сценарный процесс — «Почти». Структурно пассивно-агрессивная личностная адаптация показана в книге Джоинса и Стюарта о персональных адаптациях (Joines, Stewart, 2002), и задача терапии здесь — катектировать В2, чтобы он помог принять новое решение о борьбе с Родителем (см. рисунок 4). Не стоит ждать быстрых изменений в работе с этими клиентами.

 

Рисунок 4. Пассивно-агрессивная личностная адаптация.

 

В своей статье «Игры и пассивность» (Ingram, 1980) Роберт Инграм пишет, что Игривые Бунтари как правило играют в игры, где есть только две роли: Преследователь и Жертва, и тогда мы говорим об играх в диаде или симбиозе, а также о пассивности, целью которой является поддержание этого симбиоза. В своей очень значимой для всего транзактного анализа статье Аарон и Джеки Шиффы (Schiff & Schiff, 1971) пишут о четырех видах пассивности, которые стоит помнить и учитывать при лечении пациента:

  • ничегонеделание;
  • сверхадаптация;
  • ажитация;
  • инвалидизация/насилие.

Если в игре присутствуют три роли, то мы как раз можем здесь вспоминать о той самой социально дистанцированной фигуре одного из родителей, о которой писал Фрэнсис Бондс Вайт (Bonds-White, 1984a, 1984b).

Психологические игры пассивно-агрессивных клиентов подробно разбирает Роберт Инграм в своей статье (Ingram, 1980), я не буду углубляться в описание этих игр, с ними вы можете подробно ознакомиться в классическом труде Эрика Берна (Berne, 1964), я же просто приведу их названия (рисунок 5).

 

Рисунок 5. Игры пассивно-агрессивных клиентов. * — «Почему бы тебе не… — Да, но…»

 

Заключение

В заключение хочу сказать, что пассивно-агрессивное расстройство личности было в DSM-III, который датируется 1980 годом, и там пассивно-агрессивная личность характеризовалась установкой на скрытый протест и пассивное сопротивление руководству, за которым находится агрессия, которая не допускается к манифестному выражению. Далее из руководств по диагностике психических расстройств такая модель поведения исчезла, что, на мой взгляд, скорее говорит о духе времени.

Очень значимыми я считаю два момента. О первом пишет Фрэнсис Бондс-Вайт: «…терапевт, работающий с пассивно-агрессивными личностями, должен быть готов к тому, что клиент свернет палатку и уйдет в любой момент, когда терапевт конфронтирует отсутствию мышления»(Bonds-White, 1984, p. 185) О втором говорят Аарон и Джеки Шиффы: «Главный фактор излечения пассивно-агрессивных клиентов — это окружающая их социальная среда» (Schiff & Schiff, 1971, p. 75).Я согласен с ними, ведь одна из форм пассивности — это «ничегонеделание», делание чего угодно, кроме необходимого человеку. Мы здесь будто бы говорим про праздный образ жизни, что при наличии ресурсов не запрещено, говорим про жизнь в симбиозе, и, на мой взгляд, именно экономический рост и либерализация общества стали причиной того, что из DSM-IV убрали пассивно-агрессивное личностное расстройство. Если вокруг индивида будут те, кто поддержит здоровый дух соперничества и достижение конкретных фиксированных результатов, то это будут те самые поддержка и поглаживания, необходимые для превращения пассивной энергии в активную.

×

Об авторах

Дмитрий Юрьевич Ломыкин

Автор, ответственный за переписку.
Email: d.lomykin@gmail.com

психолог, частная практика

Россия

Список литературы

  1. Berne, E. (1964). Games People Play. New York: Grove Press.
  2. Bonds-White, F. (1984a) The Special It: Treatment of the Passive-Aggressive Personality: Part I // Transactional Analysis Journal. 14 (2). pp. 124–130.
  3. Bonds-White, F. (1984b) The Special It: Part II Treatment of the Passive-Aggressive Personality // Transactional Analysis Journal. 14 (3). pp. 180–190.
  4. Ingram, R. (1980) Games and Passivity // Transactional Analysis Journal. 10 (1). pp. 13–15.
  5. Joines, V., Stewart, I. (2002) Personality Adaptations: A New Guide to Human Understanding in Psychotherapy and Counseling. North Carolina: Lifespace Publishing.
  6. Kahler, T. (1975) Drivers: The Key to the Process of Scripts // Transactional Analysis Bulletin. 5 (3). pp. 280–284.
  7. Schiff, A.W., Schiff, J.L. (1971) Passivity // Transactional Analysis Journal. 1 (1). pp. 71–78.
  8. Ware, P. (1983) Personality Adaptations // Transactional Analysis Journal. 13 (1). pp. 11–19.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1. Структура семьи пассивно-агрессивного клиента.

Скачать (299KB)
3. Рисунок 2. Ранние послания.

Скачать (228KB)
4. Рисунок 3. Функциональный анализ ПА Ребенка.

Скачать (244KB)
5. Рисунок 4. Пассивно-агрессивная личностная адаптация.

Скачать (139KB)
6. Рисунок 5. Игры пассивно-агрессивных клиентов. * — «Почему бы тебе не… — Да, но…»

Скачать (187KB)




Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах