Словарь пассивной агрессии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В этой статье приводится описание, определение и некоторые данные исследований о пассивно-агрессивной структуре личности, практические рекомендации и методы работы с такими клиентами. Также в данном материале описаны основные черты пассивной-агрессии и их последствия для адаптации личности. Предлагаются практические рекомендации для терапевтов, включая методики работы с клиентами, стратегии интервенций и подходы к работе с клиентами, имеющими большое количество пассивно-агрессивных защит. В статье представлен «Словарь пассивной агрессии», который был сформулирован практикующими психологами, участниками практического курса для психологов «Терапевтические Навыки» с Ириной Пингаревой (психоаналитик, Сертифицированный транзактный аналитик европейского реестра CTA-P-EATA, телесно-ориентированный терапевт, преподаватель МИР-ТА, автор тренингов и семинаров). Этот словарь был собран благодаря анализу типичных высказываний и поведенческих шаблонов, которые участники наблюдали в практике. Он создан для того, чтобы помочь специалистам идентифицировать и понимать пассивно-агрессивные выражения и их возможные корни. Эта статья может быть полезна как специалистам в области психотерапии, так и для широкой аудитории, интересующейся пониманием пассивной агрессии в повседневной жизни.

Полный текст

Пассивно-агрессивное расстройство личности — расстройство личности, характеризующееся пассивно-агрессивным поведением, отчетливо нарушающим адаптацию и приводящим к личностному дистрессу. Поведение такой личности характеризуется установкой на скрытый протест и пассивное сопротивление руководству, за которым находится агрессия, которая не допускается к манифестному выражению1.

Клиническая картина. Пассивно-агрессивные личности или, как их еще называют в транзактно-аналитической теории личностных адаптаций, «Игривые Сопротивленцы», обычно не выражают свой гнев прямо, чтобы защитить свои интересы, не говорят открыто о своих желаниях и потребностях. Вместо этого, они проявляют раздражение, недовольство и/или разочарование. Хотя они постоянно ищут и находят недостатки в руководителях, людях, сервисе,при этом они не делают попыток разрешить свой дискомфорт.Общение с ними часто вызывает напряжение, потому что они могут звучать недовольно, враждебно или обесценивающе. Когда данный вид адаптации уходит в спектр расстройства личности, как показывают лонгитюдные исследования, это очень часто приводит к трудовой дезадаптации2.

В МКБ-10 пассивно-агрессивное расстройство личности включается в рубрику «Другие специфические расстройства личности».

Главная ловушка в работе с пассивно-агрессивными клиентами — занять терапевтическую позицию «Я знаю, что делать» и тогда неизбежно войти в борьбу. В терапии таких клиентов занять такую роль может быть очень привлекательно, так как из Детской части клиент отправляет 2 противоположных послания:

  • «Помоги мне» / «У меня не получается» (Адаптивный Ребенок);
  • «Не помогай» / «Твоя помощь не подходит» (Бунтующий Ребенок).

Клиенты с пассивно-агрессивной адаптацией очень часто выгружают активной гнев в другого — терапевта, коллег, друзей, близких, получая таким образом некоторую разрядку своего напряжения. Оно во многом связано с чувством разочарования. Им очень хочется гордиться и восхищаться собой, но мешает это сделать разочарование в себе, а за этим, конечно, разочарование в родительских фигурах. Чтобы выдержать это напряжение, они изобретают очень творческие защиты.

Вот некоторые защиты, которые могут использовать клиенты с пассивно-агрессивной адаптацией:

  • не просить о помощи, даже тогда когда это необходимо;
  • «назло маме отморозить уши»;
  • согласиться, но не сделать, или сделать плохо;
  • сарказм, высокомерие;
  • игры: «Да, но!», «Растяпа», «Посмотрите, что вы со мной сделали», «Загнанная домохозяйка», «Сделайте для меня что-нибудь», «Угол», «Если бы не ты…». Игры часто используются как попытка восстановить симбиотические отношения или пригласить другого позаботиться о личности с пассивно-агрессивными защитами, или как реакция на симбиотический гнев (Bonds-White, 1984a, p. 124).

Иногда специалисты могут видеть сходства пассивно-агрессивных клиентов с клиентами с антисоциальной адаптацией, но есть важное отличие — пассивно-агрессивные личности любят своих родителей. И при этом в силовой борьбе они выбирают не быть любимыми, а быть правыми.

Еще одной особенностью личностей, имеющих большое количество пассивно-агрессивных защит, является то, что они используют несколько или все четыре вида пассивного поведения (Shiff & Schiff, 1971):

  • ничегонеделание;
  • сверхадаптация;
  • ажитация;
  • бессилие/насилие.

Цель пассивного поведения — заставить другого почувствовать себя настолько неудобно, чтобы побудить его позаботится о человеке, ведущего себя пассивно (Bonds-White, 1984a, p. 124).

Рекомендации для терапевта, которые могут пригодиться в работе с пассивно-агрессивными клиентами:

  • не занимать роль Родителя;
  • не молчать — они могут воспринимают молчание, как бросание;
  • предложить сразу обозначить цену борьбы: «Вы сейчас боретесь, а за что? Покажите ваш приз, чтобы я знал(а)»;
  • использовать парадоксальные интервенции;
  • использовать юмор, шутить с ними;
  • важно прийти в своего беспомощного Ребенка быстрее, чем клиент — это поможет ему начать думать;
  • приглашать думать вместе;
  • доводить до абсурда;
  • интервенция «Эхо» (клиент говорит фразу, терапевт продолжает, таким образом работа идет совместно).

Пример

К: Я хочу съехать от мамы, но я боюсь сказать ей об этом.

Т: Давайте подумаем вместе. Если я скажу маме, что хочу съехать, то…

К: Моя мама очень расстроится.

Т: И?…

К: Она начнет пить таблетки, заболеет и сляжет…

Т: Она сляжет… а с вами что?

К: Я рассыплюсь на кусочки.

Т: Стеклянные осколки будут? Какие?

К: Мама умрет!

Т: Вот как! Наконец-то, я встретила человека, который управляет жизнью и смертью! Можно я вас сфотографирую? Чтобы хоть знать, что вот человек, который может управлять жизнью и смертью!

  • заключать процессуальные контракты;

Пример

Т: Когда вы начинаете бороться со мной, у вас поднимается какое-то чувство. Мне видится это как гнев. Давайте договоримся, что когда вы будете чувствовать дискомфорт, вы будете давать мне жест (показывает жест), и мы это обсуждаем.

  • помогать им выразить гнев на вас;
  • договориться о запрете на фразу «Не знаю». Вместо этого приглашайте вместе размышлять.

«Вместе» — важное слово в работе с пассивно-агрессивными клиентами. Часто в их истории их игнорировали и обесценивали их силу, навязывая свое.Предложение делать вместе будет важным терапевтическим вмешательством.

Пассивную агрессию можно заметить в словах, которыми клиент может описывать события своей жизни, где из речи пассивная агрессия переходит в действие, а точнее бездействие.

Словарь пассивной агрессии

Этот словарь мы собрали совместно с участниками «Терапевтических Навыков» Ирины Пингаревой на одном из занятий. Он будет полезен в работе и поможет терапевту увидеть, где клиент может не брать ответственность за себя, свой вклад и/или обесценивать свои возможности. Вероятно, вам захочется этот словарь дополнить примерами из собственной практики — будем рады такому обсуждению! (Прим. ред.)

Фразы-обесценивания своего вклада:

  • «Ко мне пришел успех»;
  • «Беда постучалась в дом»;
  • «Так сложились обстоятельства»;
  • «Не мы такие, жизнь такая»;
  • «Все бесполезно»;
  • «Мир несправедлив»;
  • «Все равно все умрем»;
  • «Я не виноват, само так случилось».

Фразы-ожидания действий от других:

  • «Давненько я суп не ел»;
  • «Что-то здесь душно…» («холодно», «сквозит», и так далее);
  • «И ни одна сволочь форточку не закрыла».

Фразы-манифестации пассивности:

  • «Я постараюсь»;
  • «Не знаю»;
  • «Что ж поделаешь, вариантов нет»;
  • «Я не могу»;
  • «У меня не получается»;
  • «Пусть все желания сбудутся»;
  • «Все будет хорошо»;
  • «Все пройдет»;
  • «Это жизнь»;
  • «Если можно, я тут постою/полежу/поем»;
  • «Тебе легко говорить»;
  • «Посмотрим».

Фразы переноса ответственности на других:

  • «Мне не сказали»;
  • «Меня проигнорировали»;
  • «Мог(ла) бы и догадаться»;
  • «Ты меня бесишь».

Другие проявления пассивной агрессии в речи и поведении:

  • Когда описывают что-то, а вопрос забывают задать;
  • Занудствовать, не структурировать;
  • Обрывочная история, не знаете — договорились или нет;
  • Не прояснять, не уточнять;
  • Намеки;
  • «Хотел тебе рассказать, а ладно, не буду»;
  • Бойкоты;
  • Опоздание на встречи;
  • Говорить за пределами времени;
  • Саботаж общих планов;
  • Манипуляция через жалость и чувство вины («Я не могу пойти в этот ресторан, у меня же нет столько денег, как у тебя…);
  • «Он меня бесит»;
  • «Как ты мог это сделать…» (вместо «Я на него сержусь»).

Чувства пассивно-агрессивных клиентов похожи на слоеный пирог:

  • скука (которая может ощущаться и терапевтом в контрпереносе):
  • под скукой депрессия;
  • под депрессией ужас выразить гнев;
  • под этим невыраженный гнев;
  • под невыраженным гневом — радость.

Последовательность разрешений для клиентов с большим количеством пассивно-агрессивных защит (Bonds-White, 1984b, p. 185).

  • Ты можешь думать и решать проблемы.
  • Ты можешь достигать успеха.
  • Ты можешь наслаждаться своими достижениями.
  • Ты можешь осознавать свои собственные чувства.
  • Ты можешь любить других людей.
  • Ты можешь позволить другим людям нравиться тебе.
  • Ты можешь поддерживать свои собственные границы.
  • Ты можешь выражать свои потребности разными способами.
  • Ты можешь взрослеть и заботиться о себе
  • Ты принадлежишь себе.
  • Ты — чувствующий человек.

Подводя итог, терапевтическая задача с клиентами, использующими большое количество пассивно-агрессивных защит — помочь им распутаться, выразить своей гнев прямо (в том числе на вас как на терапевта) и испытать радость от этого. Научиться получать внимание позитивно, а не приглашая других к негативным поглаживаниям, выйти из борьбы, делать свои выборы и брать за них ответственность. Терапевту важно слышать их, в том числе слышать, где они обесценивают себя, других или ведут себя пассивно, приглашать увидеть абсурдность этого не из критики, а из доброжелательности, и приглашать вместе искать другие способы.

1 Психиатрия (2009) / под ред. Н.Г. Незнанова, Ю.А. Александровского, Л.М. Барденштейна, В.Д. Вида, В.Н. Краснова, Ю.В. Попова. М.: ГЭОТАР-Медиа. С. 331–334.

2 Психиатрия (2009) / под ред. Н.Г. Незнанова, Ю.А. Александровского, Л.М. Барденштейна, В.Д. Вида, В.Н. Краснова, Ю.В. Попова. М.: ГЭОТАР-Медиа. С. 331–334.

×

Об авторах

Александра Оганезовна Мхитарян

Автор, ответственный за переписку.
Email: sasha.mkhitaryan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8687-7174
ResearcherId: AAG-2854-2022

психолог, частная практика; со-ведущая подкаста «Что-то на окейном»

Россия

Список литературы

  1. Психиатрия (2009) / под ред. Н.Г. Незнанова, Ю.А. Александровского, Л.М. Барденштейна, В.Д. Вида, В.Н. Краснова, Ю.В. Попова. М.: ГЭОТАР-Медиа. (Серия «Клинические рекомендации».) ISBN 978-5-9704-1297-8. С. 331–334.
  2. Bonds-White, F. (1984a) The Special It: Treatment of the Passive-Aggressive Personality: Part I // Transactional Analysis Journal. 14 (2). pp. 124–130.
  3. Bonds-White, F. (1984b) The Special It: Part II Treatment of the Passive-Aggressive Personality // Transactional Analysis Journal. 14 (3). pp. 180–190.
  4. Schiff, A.W., Schiff, J.L. (1971) Passivity // Transactional Analysis Journal. 1 (1). pp. 71–78.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML




Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах