Будь собой: разрешение на драйвер «Будь совершенным» при помощи кино
- Авторы: Пушкарев А.Ю.
- Выпуск: Том 4, № 1 (2024)
- Страницы: 78-80
- Раздел: "Я-О`кей, Ты - О`кей"
- URL: https://ta-journal.ru/TAR/article/view/629982
- DOI: https://doi.org/10.56478/taruj20244178-80
- ID: 629982
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Описание драйвера «Будь совершенным» на основе концепции Тайби Калера на примере персонажей из кино, оказавшихся заложниками своего сценария, в котором одним из основополагающих элементов является этот драйвер. В частности автор предлагает рассмотреть главных героев кинокартин «Черный лебедь» (реж. Даррен Аронофски, 2010), «Одержимость» (реж. Дэмьен Шазелл, 2013) и «Мания» (реж. Лорен Хэдэуэй, 2021). Автор рассуждает о том, можно ли выйти из-под влияния драйвера и предлагает решение, которое также можно почерпнуть в историях героев других кинофильмов на примере киноленты «Танец-вспышка» (реж. Эдриан Лайн, 1983), а также литературного творчества и спектакля Евгения Гришковца.
Ключевые слова
Полный текст
Следуя идее Берна о том, что сценарий может проигрываться в течение кратких промежутков времени, Тайби Калер сформулировал концепцию драйверного поведения, проявляющуюся в виде пяти драйверов, связанных со сценарными процессами (Стюарт, Джоинс, 2017, с. 193). Об одном из таких драйверов — «Будь совершенным» — я и хочу сегодня поговорить.
Захваченный этим драйвером человек будет стараться делать всё идеально и ждать такого устремления и от остальных. Он будет стремиться не просто к цели, а к сверхцели, и при этом не сможет получить удовлетворения от результата. В речи такого человека может быть много вводных фраз и излишних уточнений с намерением сообщить больше информации, чем необходимо, чтобы другие смогли абсолютно точно понять, в чем дело.
Согласно Дж. Хэзеллу, драйверы появляются как попытка получить желанные недостающие эмоции и избежать неприятных и травмирующих. «Будь совершенным», к примеру, говорит о потребности в уважении и признании вместо чувства стыда за свои ошибки (Hazell, 1989).
Человек в драйвере «Будь совершенным» убежден: «Если я не совершенен, я не ОК». Формируется это убеждение о себе благодаря посланиям, полученным в детстве от родителей. Наверняка многим знакомы такие родительские фразы: «А вот здесь у тебя помарка! Почему ты получил “4”, а не “5”? Почему ты занял второе, а не первое место?».
Для конкретных примеров того, к чему приводит драйвер «Будь совершенным», предлагаю обратиться к кино — где нагляднее всего можно наблюдать такие проявления. Давайте посмотрим на главных героев следующих фильмов:
- «Черный лебедь» (реж. Даррен Аронофски, 2010): балерина, как демонстрирующая чудеса мастерства, следуя драйверу, так и низвергающая себя в пропасть паранойи и обесценивания за неидеально выполненные па;
- «Одержимость» (реж. Дэмьен Шазелл, 2013): музыкант-барабанщик, зацикленный на стремлении быть лучшим и сознательно игнорирующий ради этого остальные сферы жизни;
- «Мания» (реж. Лорен Хэдэуэй, 2021): студентка, стремящаяся быть первой в соревнованиях по гребле. Она не принимает второго места: в случае не-победы — ее самой нет.
Всех этих героев объединяет убеждение, что без достижения совершенства они не имеют права расслабиться и жить, и поэтому обязаны отдавать всё и даже больше для достижения идеала, словно бы от этого зависит их жизнь. Ведь я ОК, пока всё делаю правильно, а значит должен тщательно всё проверить перед тем, как закончить дело (Стюарт, Джоинс, 2017, с. 202).
А жизнь, между тем, проходит мимо. Необходимость соответствовать жесткому внутреннему образу высасывает все соки и лишает радости. Такое поведение отнимает много сил и подпитывает тревожность, так широко распространенную в наше время.
Как же можно нивелировать драйверное послание «Будь совершенным»?
Получить разрешение быть собой, быть неидеальным и напоминать себе о том, что вы уже достаточно хороши. Такое разрешение можно получить как в работе с психотерапевтом, так и выдать себе самостоятельно. Как? Здесь нам вновь может помочь кино. Есть ли пример такого стремления к совершенству, где нет перегибов и крайностей, как в примерах выше? Где всё заканчивается хорошо?
В голову приходит фильм «Танец-вспышка» (реж. Эдриан Лайн, 1983), где героиня много и упорно тренируется, чтобы стать балериной. Кроме собственного желания танцевать, есть установка и ожидания родительской фигуры — в прошлом известной балерины. Значит, появляется образ, которому нужно соответствовать, и, боясь провалиться, героиня постоянно сбегает с просмотров в балетную школу.
Кадр из фильма «Танец-вспышка» с сайта https://www.filmpro.ru/movies/4900/shot
Помогает поддержка и вера близкого человека, а также, возможно, смерть родительской фигуры: это как освобождение от заклятия и необходимости стать тем, кем тебя видят, вместо этого — возвращение права быть собой.
Финал дарит надежду: героиня выступает не идеально — ошибается в танце, при этом позволяет себе взять второй шанс и показать себя как есть. И во время второй попытки появляется много Свободного Ребенка, который взаимодействует с экзаменаторами — эта сцена вызывает улыбку и заставляет отстукивать ритм не только приемную комиссию, но и зрителей. Здесь через движения передается эмоция и создается теплый, живой контакт — вместо чётко выверенной структуры и холодного порядка череды движений академического танца, который героиня пыталась заучить и показать прежде. Она не думает, а позволяет происходящему случаться, дополняя свой танец элементами других направлений, создающих вместе органичную картину ее выступления.
Героиня танцует и упивается танцем, получает удовольствие и разрывает оковы драйверного послания «Будь совершенным». Что ей помогло? На мой взгляд, возможность ошибиться и увидеть, что это не смертельно.
Есть и другой пример, более близкий к нашим реалиям, — это то, что делает своим творчеством драматург Евгений Гришковец. У Евгения множество хороших книг, песен, спектаклей — можно выбрать любой из них и в каждом найти что-то поддерживающее и дающее разрешение, позволяющее выдохнуть лично вам.
Например, в завершающей главе книги «Следы на мне» автор признается, что, оказавшись в Бельгии на частном приеме, робел, когда не знал, как пользоваться ножом и вилкой, и, не решаясь признаться в своем незнании, решил повторять за всеми. Помогло Евгению знакомство с добрым доктором, который сидел напротив. Доктор всем своим видом транслировал, что уж его-то стесняться не стоит — и можно быть собой, да, собственно, каким угодно, со всеми возможными промахами. Сам доктор взял в руки свои вилку и нож и медленно переложил нож в левую руку, а вилку — в правую. Заметив удивление Гришковца, доктор сказал: «Мне 76 лет, и знаешь, я думаю, что заработал себе право держать вилку в той руке, в которой мне держать ее удобно». Р — Разрешение.
В качестве антитезиса к драйверу «Будь совершенным» можно также порекомендовать спектакль «Предисловие» (реж. Евгений Гришковец, 2019). Как водится, здесь рассказывается о жизни самого Евгения: детство, юность и зрелость. И во второй части звучит важный монолог — рассказ автора о случае в 90-х, когда мошенники обманом отняли у него деньги; это случай, в котором он максимально сплоховал, опозорился и сел в лужу.
Фрагмент спектакля «Предисловие» в Театральном центре СТД РФ «На Страстном». Фото с сайта https://nastrastnom.ru/spektakli/evgenij-grishkovec/predislovie
В тот момент это был крах его эго: до этого случая Евгений считал, что он самый умный и справится с любым испытанием. А вот не смог. И начал винить в этом себя. Винить и стыдить за допущенную ошибку (за то, что не смог «быть совершенным»).
Что же здесь ценного? То, как после, он спрашивает сам себя: «А мне бы помогло тогда — в той ситуации, если бы кто-то другой рассказал, что тоже прошел через такое?» (и просчитался). И сам же себе отвечает: «Да! Помогло бы!» — ведь такой случай помогает понять: ты не один, с другими тоже такое бывало.
Именно поэтому, невзирая на стыд, он и решил рассказать эту историю однажды. И продолжает рассказывать ее и дальше. Вот она — терапевтическая сила нарративной терапии.
Психотерапия помогает справиться со сценарными ограничениями. Транзактный анализ учит нас, что разрешение можно получить в любом возрасте и изменить свою жизнь к лучшему. И сделать это можно как при помощи психолога, так и самостоятельно. А если вдохновения не хватает, обратитесь к кино — найдите свой пример, как быть неидеальным.
Об авторах
Александр Юрьевич Пушкарев
Автор, ответственный за переписку.
Email: aupushkarev@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-7676-7867
ResearcherId: IZP-9103-2023
телесный психотерапевт, практикующий психолог в модальности транзактный анализ, коуч ICU; преподаватель практики в Международной академии дополнительного профессионального образования EdPro
РоссияСписок литературы
- Гришковец, Е. (2015) Следы на мне. М.: Издательство «Эксмо».
- Стюарт, И., Джоинс, В. (2017) Современный Транзактный анализ. СПб.: Издательство «Метанойя».
- Hazell, J.W. (1989) Drivers as Mediators of Stress Response // Transactional Analysis Journal. 19 (4). pp. 212–223. https://doi.org/10.1177/036215378901900406