«Таких книг я пока не встречала»

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рецензия на книгу «Биохакинг родительства: книга для заботливых родителей о физиологии и психологии ребенка на каждом этапе взросления» Екатерины Антоновой и Дарьи Балахоновой, в которой автор говорит о своих впечатлениях от прочтения книги, пересказывает основное содержание, а также делится своими заметками и теми лайфхаками, которые взяла себе в профессиональную практику и личную жизнь.

Полный текст

Книга написана совместно командой из двух авторов: акушером-гинекологом Екатериной Антоновой и психологом Дарьей Балахоновой, работающей в модальности транзактного анализа. Возможно, поэтому книга получилась четко структурированной и понятной. Ничего лишнего, нет «растекания мыслью по древу». Много информации по теории транзактного анализа, которая подается логично и последовательно, понятно и доступно излагается, как будто читаешь «Букварь для родителей».

Подкупает, что авторы приводят примеры из своей личной жизни. Мне кажется, что это помогает авторам быть доступнее и ближе к своим читателям. Новизна книги однозначно заключается в сочетании информации по физиологии и психологии детей разных возрастных групп, от рождения до юношеского возраста, а также женщин, планирующих рождение малыша, и беременных женщин. Таких книг я пока не встречала.

Главы книги оформлены последовательно, начиная с пренатального этапа и подготовки к рождению ребенка, и далее по возрастным характеристикам, что поможет в случае необходимости обратиться к главе, описывающей особенности нужного вам возрастного периода. Однозначно, хочется рекомендовать своим коллегам и клиентам к прочтению.

Включив своего Критикующего Родителя, чуть-чуть придралась бы к рекомендации для беременных женщин «есть немного и часто». На моем опыте, у женщин с повышенной личностной тревожностью такая рекомендация может вызвать большой набор веса во время беременности. Все очень индивидуально, хорошо, когда женщина слышит себя и свои потребности.

Заставила задуматься и кое-что переосмыслить глава 6, в частности раздел «Выстраивание границ, или Как вырастить успешного человека?». Ко мне на консультации часто приходят клиенты с запросом на отстаивание границ, неумением выстраивать свои границы в контакте с окружающими. В этом разделе разбирается вопрос, в какие моменты взросления ребенка может возникать эта проблема. И, что самое главное, как ребенка научить устанавливать последствия его действий вместо наказания. Вот это для меня по-настоящему стало открытием, несмотря на счастливый опыт воспитания троих дочерей.

Наверное, у каждого родителя возникал вопрос, как сдержать слово, когда обещаешь ребенку лишить его чего-либо в случае нарушения договоренностей. В моем родительстве этот вопрос всегда стоял остро — у меня очень мягкий характер. Где найти ту золотую середину, чтобы показать ребенку свои и его границы экологично? Пример из книги: договоренность с ребенком собрать самому свои вещи в лагерь до обеда, чтобы потом пойти с друзьями и родителями в зоопарк. Ребенок не сумел распорядиться своим временем, «протянулся», и, таким образом, в зоопарк пошли без него. Самое интересное, что последствия действий ребенка не должны коснуться родителей, они могут выбрать посещение зоопарка с друзьями и их детьми (если есть возможность кому-то присмотреть за ребенком) или провести время по своему усмотрению.

Рекомендуется использовать следующие фразы для поддержки ребенка в момент «фрустрации».

  • «Я сожалею, что…»
  • «Мне грустно, что…»
  • «Вижу, что ты (расстроен/переживаешь/опечален), и мне жаль, что…»
  • «Малыш, понимаю, что ты злишься, при этом у нас были договоренности, мне очень жаль, что ты принял решение их не соблюдать…»

Обязательно возьму себе на заметку для использования в моей работе с клиентами образцы фраз для ответа при взаимодействии с медицинским персоналом, если происходит насильственное взаимодействие (эмоциональное или физическое).

  • «Мне неприятно такое обращение, прошу не давать подобных комментариев».
  • «Мне некомфортно от обращения на “ты”, предлагаю обращаться друг к другу на “вы”».
  • «Я не готова к осмотру, пока не будет понимания последовательности осмотра. Расскажите, из каких этапов будет состоять осмотр и зачем они нужны».
  • «Я не готова с вами спорить, я не согласна с подобным выражением».
  • «Прошу вас прямо сейчас остановиться, мне (назвать процесс своим именем) больно/страшно/дискомфортно от комментариев/действий».

Мне очень понравилась метафора Дарьи Балахоново, описывающей жизненный сценарий. Я выписала себе цитату: «Сценарий — это выбранный поезд на определенном железнодорожном пути, он изведан и знаком, иногда скрипуч, одновременно с этим безопасен и всегда привозит нас в понятную нам точку». Что мы можем делать с этой ситуацией, будучи авторами жизни:

  • модернизировать подвижной состав;
  • добавлять и убирать вагоны;
  • строить новые пути, не ломая старые;
  • реставрировать старые пути, если требуется;
  • строить пересадочные станции и развилки;
  • приглашать новых пассажиров на новые маршруты и самим выбирать, куда и на чем ехать.

Вот, по сути, так я предлагаю относиться к сценарию — видеть в нем не константу, а непрерывное развитие личности при активном участии или неучастии человека» (с. 117–118).

Как психолог с удовольствием возьму для себя на вооружение список специалистов, с которыми автор сотрудничает как клиент. Хочется порекомендовать своим коллегам тоже присмотреться к нему. Это очень впечатляет и мотивирует. Вот как мне хотелось бы тоже заботиться о себе.

  1. Личный терапевт 1-2 раза в неделю.
  2. Cемейный терапевт.
  3. Телесно-ориентированный терапевт.
  4. Групповой терапевт — раз в несколько месяцев.
  5. Группа поддержки — регулярная группа поддержки психологов для профилактики выгорания.
  6. Психиатр — сотрудничаю не один год, так как есть тенденция со скачками настроения, мне как профессионалу важно контролировать этот процесс.
  7. Коуч — беру по необходимости, чаще всего, когда запускаю проект или испытываю конкретную сложность, например, в графике.
  8. Три постоянных супервизора — для поддержки меня как специалиста и помощи в профессиональном развитии.
  9. Психотерапевтические тренинги и семинары — например, по работе с телесным сценарием или техниками саморегуляции.
  10. Три раза в неделю — спорт с тренером, включая дыхательные практики, йогу, цигун.

От себя добавила бы еще остеопата по необходимости — мне очень хорошо помогает расслабляться после загруженного рабочего периода, снимать телесные зажимы и профилактировать психосоматику.

×

Об авторах

Наталья Владимировна Махова

Автор, ответственный за переписку.
Email: nata-007@list.ru
ORCID iD: 0009-0007-7364-042X
ResearcherId: JYP-5749-2024

психолог-консультант, индивидуальное и семейное консультирование

Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML




Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах