Эко-TA: когда природа становится ко-терапевтом

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья написана на основе доклада к выступлению на студенческой онлайн-конференции института МИР-ТА на тему «Транзактный анализ в 21 веке». В ней приводится краткий обзор пяти статей на тему нового направления транзактного анализа — эко-TA. Материалы отвечают на важные вопросы по применению экотерапии и раскрывают направления развития для транзактного анализа в целом. Эко-TA — это одно из новых направлений в транзактном анализе, которое включает не только идею о прогулках с клиентами в парке и ведении консультаций где-то на свежем воздухе, но и более широкое представление о пересечении отношений терапевта, клиента и природы. Также в обозреваемых статьях поднимаются вопросы экологического активизма, глубокой связи человечества с предыдущими поколениями, а также представление о природе как потенциальном ко-терапевте, непосредственном участнике терапевтического процесса. В одной из статей утверждается, что идея материнства, то есть заботы и связи с миром, важна для понимания взаимоотношений между человеком и окружающей средой. При этом мы можем ознакомиться с возможными возражениями против применения экотерапии — и выбрать подходящий способ решения вероятных трудностей, связанных с внедрением эко-TA в свою практику. Данный обзор помогает понять, как все мы связаны друг с другом и с природой и каким образом можем поддерживать важность заботы, связи и передачи знаний следующему поколению.

Полный текст

Введение

Как связаны прогулки с клиентом на свежем воздухе, экологический активизм и транзактный анализ? Я подготовила краткий обзор нескольких статей про эко-TA, благодаря которым терапевты могут взять в свою практику некоторые элементы взаимодействия с природой и внешним миром.

Несмотря на то, что практически каждый материал, посвященный эко-TA, содержит описание консультаций вне кабинета, авторы подчеркивают — эко-TA не только про пользу свежего воздуха для терапевтического процесса. Экотерапия основана на теории экопсихологии. В широком смысле это психология, которая включает в себя экологию и целостное восприятие мира. Целью экотерапии является помощь в исцелении всех форм жизни на Земле.

При этом, если вы попробуете представить, что проводите консультации в лесу или в парке, у вас могут возникнуть вполне логичные вопросы и даже существенные и обоснованные возражения против подобных практик. Поэтому мы начнем с обзора статьи Кита Тюдора и Селины Клэр «Практика экотерапии: предполагаемые препятствия и решения».

«Практика экотерапии: предполагаемые препятствия и решения» (Кит Тюдор, Селина Клэр)

Авторы пишут, что психотерапия, как правило, проводится в рамках кабинета — в лучшем случае с окном с видом на городские здания. Однако терапевт может расширить свою практику, выбираясь с клиентами на свежий воздух для проведения консультаций, либо привнося элементы природы в кабинет — добавляя растения, камни, больше солнечного света, элементы почвы, ароматы природы.

В открытом терапевтическом пространстве и природа, и человек — это терапевты, которые помогают клиенту в исцелении; основная роль терапевта может колебаться между природой или человеком в зависимости от потребностей клиента. Еще один способ экотерапии заключается в том, чтобы помочь людям согласовать свой образ жизни со своими ценностями.

С одной стороны, экотерапия дает множество преимуществ для терапевтического контакта. Прогулки на природе улучшают здоровье, терапия перестает быть коммуникацией в вакууме и начинает включать окружающий мир и взаимодействие с ним. Как бы то ни было, далеко не все терапевты готовы практиковать такой формат консультирования.

Было проведено исследование, которое выявило пять категорий препятствий для проведения экотерапии.

1. Нехватка времени и денег.

Действительно, это понятная причина — для проведения консультаций в зеленой зоне нужна особая одежда, подходящая для прогулок, также придется потратить время на дорогу — причем и терапевту, и клиенту. Дополнительно возникают траты на бензин, другие дорожные расходы.

Авторы предлагают увеличивать время сеансов с пересмотром их стоимости, проведение групповых встреч, при этом уменьшение количества консультаций — и даже переезд туда, где экотерапия станет доступнее.

2. Границы, конфиденциальность и юридические проблемы.

При выходе в парки и леса меняется терапевтический фрейм — это беспокоит почти половину опрошенных терапевтов. Однако формат как бы распахивает рамки привычного процесса.

В экотерапии, как пишет Селина Клэр в своей диссертации (Clare, 2014, p. 34), природа может стать ключевым фактором исцеления. Она говорит о том, что иногда терапевт-человек занимает центральное место, а природа выступает в качестве контейнера (container), в других случаях отношения клиента с природой могут играть центральную роль, тогда как человек-терапевт становится ненавязчивым свидетелем этого процесса (Berger, McLeod, 2006; Berger, Tiry, 2012; cit. from Clare, p. 35).

Есть еще одна проблема — на улице и в парках вас могут увидеть и услышать другие люди. Авторы предлагают рассмотреть для таких встреч частные сады, а также парки, где много зелени.

Кстати, придется прояснить и юридические вопросы — страховое покрытие клиента, возможность проводить сессии на частных территориях.

3. Отсутствие свободного доступа к природе.

Далеко не у каждого терапевта есть возможность практиковать на воздухе. Авторы предлагают возможность добавить в оформление кабинета предметы из дерева, зелень, камни, другие элементы природного стиля.

4. Неактуальность экотерапии.

Существует такое мнение: «Этот тип подхода предполагает, что каждый любит обнимать деревья, когда это не так». При этом в статье утверждается, что такой взгляд более присущ тем, кто недостаточно знаком с экотерапией, а для терапевтов важно думать, где они будут практиковать, и как окружающая среда влияет на людей.

Кроме того, мир природы может дать ощущение стабильности в его сложности и надежной непредсказуемости, а также может помочь клиентам сосредоточить свое внимание и увеличить вовлеченность в настоящий момент.

5. Недостаток осведомленности терапевтов.

Одно из главных препятствий — недостаточность информации о данном формате работы. Действительно, когда у нас не хватает данных о каком-то направлении, мы не всегда готовы активно его использовать. Однако всё больше терапевтов начинают практиковать экотерапию — а, значит, больше людей испытают и поймут реальность нашего климатического кризиса, а затем примут меры.

В том числе поэтому важно общаться с коллегами-единомышленниками. Один из авторов рассказывает, как менялась его практика — от консультирования заключенных на тюремной стоянке до экоактивизма и перехода к экотерапии.

Итак, экотерапия может расширить и углубить диалог о нашем экологическом кризисе и отношениях между человеком и природой, тем самым обогащая и углубляя терапевтический контакт.

«Место для экологического третьего: эко-TA в терапевтической практике» (Хейли Маршалл)

Человеческий опыт формируется в широкой сети жизни, где мы растем и живем среди всех видов живых существ, от птиц и зверей до растений. Природа обладает своей собственной «субъективностью», своим способом существования, который может влиять на нас на глубоком уровне. Мы взаимодействуем с природой не только через слова, но и через ощущения, движения и наше бессознательное понимание мира. Это пространство взаимодействия между терапевтом, клиентом и природой, где происходит глубокая трансформация и исцеление.

Статья Хейли Маршалл «A Place for the Ecological Third» (2023) начинается с живого описания природы, что подчеркивает поэтичность языка, которым говорит экологический транзактный анализ:

«Свежее летнее утро застало меня высоко на холме с видом на лесистую долину. Я пришла туда, где работаю, чтобы пообщаться с интеллектом наших сверхчеловеческих спутников, в процессе размышляя о том, на чем я сосредоточилась в этой статье. С этой точки зрения мой разум блуждает, бродя по разнообразным деревьям и водному ландшафту внизу. Ветерок привлекает мое внимание к воронам на склоне ближайшей скалы. Кажется, что они играют в порывистую игру, взмахивая крыльями вверх, а затем паря над скалами — неряшливые пернатые вихри перемежаются блестящим переливчатым скольжением. На мгновение оторвавшись, но все еще периферийно ощущая ветер, камни, солнце, волнение и течение, мой разум парит свободно, но цепляется за различные образы клиентов и воспоминания о моем отце. Это менее сознательное, личное пространство. Это то, что я хорошо знаю — текучая смесь внутреннего и внешнего миров, полная мечтаний и воображения и наполненная жизненными формами природы» (Marshall, 2023, p. 94).

Идея статьи в том, что если терапевт и клиент — это два участника, природа может как бы стать живым третьим персонажем. Более того, природа выступает в роли ко-терапевта.

 

Рисунок 1. Экологическая терапевтическая связь (Marshall, 2023, p. 96).

 

Таким образом мы движемся в мир отношений за пределами психологии двух людей. На рисунке 1 мы видим часть магии встречи на открытом воздухе.

В центре рисунка мы видим особенное место, где встречаются клиент и терапевт. Это сравнивается с волшебным пространством, где происходят удивительные вещи. Здесь смешиваются все элементы отношений: чувства, мысли, желания клиента и терапевта. Внимание клиента и терапевта становится более богатым и глубоким. Терапия выходит за пределы традиционных рамок и открывает новые возможности для исцеления и роста.

Хейли Маршалл приводит пример работы с клиенткой по имени Рета, все встречи с которой проходили на свежем воздухе. Беседы на природе дают возможность снижать интенсивность терапевтического контакта — Рета ускоряет шаг, почти исключая терапевта из беседы, что не всегда ощущается комфортно для терапевта. При этом общение на природе помогает совершить сдвиг к более стабильному состоянию клиентки.

В статье мы видим напоминание об идее, что зеленые насаждения являются эффективным регулятором физиологии человека.

«Материнство: неотъемлемая часть эко-TA» (Эмма Хейнс)

Эмма Хейнс в своей статье «The Maternal: An Integral Part of Eco-TA» (2023) исследует природу материнского в ТА. В статье подчеркивается, что теория материнского включает предзачатие, зачатие, рождение, послеродовой период, материнство, материнский инстинкт, материнские эффекты (генетические) и все остальное, что относится к любому аспекту зачатия, рождения и воспитания детей на протяжении всей жизни.

Кембриджский словарь определяет материнство как «поведение или чувства, подобные тому, что мать делает по отношению к своему ребенку, особенно по-доброму и с любовью» (Cambridge Dictionary, 2022).

Эко-TA подчеркивает связь с нашей экологией, а материнское подчеркивает связь с чем-то сверхчеловеческим. Мы развиваемся в семейной среде, которая включает в себя наших предков, братьев и сестер, друзей и нашу среду, систему отношений. Эмма Хейнс говорит, что невозможно сосредоточиться только на человеческом «Я», потому что есть «мы» — флора и фауна.

В статье подчеркивается, что в некоторых частях западного мира игнорируется всё, связанное с рождением, но при этом сохраняется фокус на смерти и всем, что с ней связано. Это может вызвать озабоченность потребностью в определенности, при этом неизвестность может казаться ужасающей. Эмма Хейнс пишет, что, если сосредоточиться на жизни и ее возможностях, это может оживить профессиональный отклик на трудности и повернуть нас к действиям вместо страхов и переживаний.

Концепция материнского может переориентировать ТА на перспективу — на следующие поколения, которые смогут позаботиться о планете и своем окружении.

Также автор напоминает, что окружающая среда формирует плод/младенца и может изменять гены. На плод влияют гормоны, окружающая среда — это происходит задолго до рождения. Более того, мы несем «клеточное знание» от наших предков — это не только бабушки и дедушки, но и предыдущие поколения — и среда, в которой они жили.

Это бессознательный, невербальный аспект, который существует на чувственном и клеточном уровне. Он не осознается, и его нельзя переписать или изменить. Уязвимость передается из поколения в поколение.

Также Эмма Хейнс пишет о понятии physis, жизненной силы, которая содержится в материнской заботе. Родительская любовь поддерживает жизнь человечества, помогает людям сохранять присутствие духа перед лицом трудностей и невзгод.

Понимание важности материнского аспекта помогли автору стать более чутким тренером, позволив учитывать различия и разнообразие учеников и студентов.

Материнское может быть важным и для сообщества ТА. Включение эко-TA и теории материнства в программы обучения и наши этические рамки — часть эволюции и необходимая часть выживания вида.

«Создание нового смысла с помощью эко-TA: использование сводной спирали сценария для изучения вклада места в развитии сценария» (Ребекка Элстон)

Представьте сценарий, который постоянно меняется подобно спирали. Ребекка Элстон (Elston, 2023) говорит, что это метафора идеи эко-TA: на нас влияет множество вещей, которые сплетаются в единую историю. Но если раньше мы чаще наблюдали многое в виде противоположностей (мужское/женское, хорошее/плохое), теперь мы видим, что всё намного сложнее. Важно помнить, что не только мы влияем на мир, но и мир влияет на нас.

 

Рисунок 2. Агрегатная модель сценария (Aggregate Script Helix; Elston, 2023, p. 86)1.

 

Поэтому автор статьи предлагает добавить к спиральному сценарию (см. рис. 2) еще один элемент — место. То, где мы находимся, играет огромную роль в том, как мы видим себя и взаимодействуем с миром. Именно так мы сможем понять, как формируется наша личность и кто мы есть.

Статья представляет обзор преимуществ, которые содержит эко-TA. Терапевты получают следующие возможности.

  • Вести консультации в менее предсказуемом и довольно восстановительном пространстве.
  • Замедлиться и соединиться с тем, где вы находитесь.
  • Лучше осознать, что реально и присутствует.
  • Удерживать направленное внимание.
  • Войти в контакт на чувственном, а не на когнитивном уровне.
  • Получить вдохновение, новые идеи.
  • Ощутить по-новому то, что происходит внутри клиента.
  • Изучить подход к пониманию человеческого и сверхчеловеческого опыта в связи с экологическим контекстом, в котором он происходит.

 

Рисунок 3. Система координат эко-TA (Eco-TA Frame of Reference; Elston, 2023, p. 89).

 

Рисунок 3 показывает, как работает эко-TA, учитывая не только внутренний мир человека, но и внешние факторы. В основе эко-TA лежит сценарий — набор убеждений о себе, других людях и мире, сформировавшийся в детстве (Erskine, Zalcman, 1979) или системе сценариев (O’Reilly-Knapp, Erskine, 2010).

Эти убеждения могут быть как позитивными, так и негативными, и они влияют на то, как человек воспринимает реальность. Эти убеждения, словно слои, «упакованы» от внешнего к внутреннему.

Внешний слой: убеждения о мире.

Следующий слой: убеждения о других людях.

Внутренний слой: убеждения о себе.

Понимая эти слои, мы можем понять, как человек видит мир и себя в нем. Важно отметить, что часто эти убеждения основаны на негативном опыте и не всегда соответствуют реальности. Это может привести к тому, что человек не видит всех возможностей и не уверен в своих силах.

Задача эко-TA — помочь человеку освободиться от негативных убеждений и построить новую систему смыслов, которая будет более позитивной и реалистичной.

Отзыв Джанет (клиентка из кейса в статье) о встречах: «Сеанс, который я провела на реке со своим терапевтом, был смелым, она меня понимала, а берег реки был безопасным и гостеприимным» (Elston, 2023, p. 89).

Автор статьи предупреждает, что не все пейзажи одинаково безопасны и доступны: если конкретное пространство комфортно для вас, не факт, что оно подойдет для вашего клиента, и наоборот.

Экотерапию легко романтизировать: мы думаем о нетронутой природе, а не о другом человеке. Это прекрасный образ, но это привилегированный образ, который обесценивает богатые ресурсы, доступные вокруг нас.

При этом, изменяя пространство работы с клиентами, можно лучше понять их переживания и смысл, который клиенты извлекают из них, тем самым помогая осознанию как явно, так и неявно.

«Возвращение к экологическому транзактному анализу: новые перспективы» (Джайлз Бэрроу, Хейли Маршалл)

Авторы говорят (Barrow, Marshall, 2023) о взаимосвязи между эко-TA и активизмом в области изменения климата. Когда мы «включаем» экологическое сознание, то начинаем видеть мир по-новому. Мы перестаем фокусироваться только на себе и отношениях с другими людьми и начинаем видеть себя как часть большой живой системы.

ТА, как правило, посвящен коммуникациям между человеком и человеком. В наших кабинетах мы образуем рабочую пару «терапевт—клиент». Но есть ли возможность расширить этот сценарий и включить в него окружающий мир? Это как если бы мы взяли фотоаппарат и сделали снимок не только себя, но и всего окружающего мира: деревьев, реки, неба. Мы узнаём, что прошлое, настоящее и будущее тесно связаны и влияют друг на друга. И что мы не отделены от природы, а являемся ее частью. Это помогает нам увидеть мир более цельно и понять свою роль в нем.

В статье подчеркивается, что подход, который мы обычно используем в своей психотерапевтической практике, должен доставлять нам удовольствие, как бы мы ни определяли свою роль и где бы ни практиковали (Barrow, Marshall, 2023).

Важно понимать следующее: практика экологического ТА не в том, чтобы выйти на улицу, чтобы побыть на природе. Смысл в том, что мы уже являемся частью природы. Это значит, что нам не нужно идти в какое-то особенное место, чтобы ощутить связь с ней.

Выводы

На мой взгляд, эко-TA, даже в виде небольших элементов, подойдет не для каждого терапевта, хотя, возможно, для кого-то привнесет разнообразие в практику. Думаю, я не решилась бы выйти в парк или, тем более, в лесную чащу для проведения консультаций. Такой формат настораживает наличием слишком большого количества отвлекающих факторов.

Тем не менее, я готовила этот материал, глядя в большое окно, где шумят деревья, а в перерывах выходила в лес и совершала долгие прогулки по тропинкам, слушая птиц и иногда глядя на небо и макушки деревьев. Близость к природе позволяет сохранять силы и концентрацию, а также переключаться между задачами, сохраняя связь с реальностью.

Возможно, многим покажется интересной следующая мысль: для практики эко-TA не обязательно выходить с клиентами на свежий воздух. Достаточно осознания, что вокруг есть большой зеленый мир, и все мы являемся его частью. Думаю, возможность украсить кабинет или рабочее пространство растениями или какими-то композициями из камней и мха может придать месту уютного очарования и создать контакт с природой.

Важно сказать, что в эко-TA особое внимание уделяется контрактам, в которых обозначены условия взаимодействия с клиентом вне кабинета. Например, что делать, если пойдет дождь, или упадет ветка, или выскочит заяц. Но главное здесь — именно взаимоотношения между человеком и природой, это является основным отличием данного направления. Природа здесь воспринимается не в качестве фона для общения, а скорее является его активным участником и даже ко-терапевтом. Более того, внешнему миру уделяется практически столько же внимания, сколько клиенту.

Такой формат может оказаться довольно ресурсным для терапевта, сберегающим его силы, а также обогащающим процесс терапии для клиента. Главное — применять его в своей практике в той мере, которая подходит специалисту, от цветов в кабинете до выезда в лес и прогулок вдоль озера.

 

1 From: Summers, G., Tudor, K. (2000) Cocreative Transactional Analysis // Transactional Analysis Journal. 30 (1). p. 34 (cit. Elston, 2023).

×

Об авторах

Алсу Идгаровна Самойлова

Автор, ответственный за переписку.
Email: salsu@icloud.com
ORCID iD: 0009-0003-6815-2633
ResearcherId: IVU-7502-2023

практикующий психолог; студент Международного Института Развивающего Транзактного Анализа (МИР-ТА); супервизор Алла Далит (PTSTA-P) 

Россия, Казань

Список литературы

  1. Barrow, G., Marshall, H. (2020) Ecological Transactional Analysis: Principles for a New Movement // The Transactional Analyst. 10 (2). pp. 5–8.
  2. Barrow, G., Marshall, H. (2020a) Introducing Ecological Transactional Analysis (Eco-TA) // The Script. 50 (5). pp. 10–11.
  3. Barrow, G., Marshall, H. (2023) Revisiting Ecological Transactional Analysis: Emerging Perspectives // Transactional Analysis Journal. 53 (1). pp. 7–20. DOI: https://doi.org/10.1080/03621537.2023.2152528
  4. Berger, R., McLeod, J. (2006) Incorporating Nature Into Therapy: A Framework for Practice // Journal of Systemic Therapies. 25 (2). pp. 80–94.
  5. Berger, R., Tiry, M. (2012) The Enchanting Forest and the Healing Sand — Nature Therapy with People Coping with Psychiatric Difficulties // The Arts in Psychotherapy. 39 (5). pp. 412–416. DOI: https://doi.org/10.1016/j.aip.2012.03.009
  6. Cambridge Dictionary (2022) Meaning of the word «Maternal». Available at: https://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/maternal (Accessed: July 1, 2024).
  7. Clare, S. (2014) Ecotherapy Practice: Perceived Obstacles and Solutions. MP dissertation. Auckland University of Technology. Available at: https://openrepository.aut.ac.nz/server/api/core/bitstreams/d86754e8-a278-489d-9a58-d5150d63cf0e/content (Accessed: July 1, 2024).
  8. Clare, S., Tudor, K. (2023) Ecotherapy Practice: Perceived Obstacles and Solutions // Transactional Analysis Journal. 53 (1). pp. 21–37. DOI: https://doi.org/10.1080/03621537.2023.2152547
  9. Clare, S. (2014) Ecotherapy Practice: The Eco-Friendly Therapist: An Interpretative Literature Rewiew of Obstacles and Solutions to Practing Ecotherapy
  10. Elston, R. (2023) Making New Meaning With Eco-TA: Using the Aggregate Script Helix to Explore Contribution of Place to Script Development // Transactional Analysis Journal. 53 (1). pp. 80–92. doi: 10.1080/03621537.2023.2152561. Available at: https://static1.squarespace.com/static/5fb4e7661287fe010ea8661c/t/63d7f03517aaa868781e45a9/1675096126227/Making+New+Meaning.pdf (Accessed: July 1, 2024).
  11. Erskine, R.G. (1977) Fourth-Degree Impasse // In «TA in Europe: Contributions to EATA summer conference». Volume 1978. pp. 147–148.
  12. Erskine, R.G. (2018) Life Scripts: Unconscious Relational Patterns and Psychotherapeutic Involvement // In «Life Scripts». pp. 1–28. Routledge.
  13. Erskine, R.G., Zalcman, M.J. (1979) The Racket System: A Model for Racket Analysis // Transactional Analysis Bulletin. 9 (1). pp. 51–59. DOI: https://doi.org/10.1177/036215377900900112
  14. Haynes, E. (2023) The Maternal: An Integral Part of Eco-TA // Transactional Analysis Journal. 53 (1). pp. 67–79. DOI: https://doi.org/10.1080/03621537.2023.2152549
  15. Marshall, H. (2012) Review on «Ecotherapy: Healing with Nature in Mind», by Linda Buzzell and Craig Chalquist, published by Sierra Club Books San Francisco, 2009. Available at: https://www.centrefornaturalreflection.co.uk/phdi/p1.nsf/imgpages/8862_ReviewofEcotherapy.pdf/$file/ReviewofEcotherapy.pdf (Accessed: July 1, 2024).
  16. Marshall, H. (2023). A Place for the Ecological Third: Eco-TA in Therapeutic Practice. Transactional Analysis Journal, 53(1), 93–108. https://doi.org/10.1080/03621537.2023.2152567
  17. O’Reilly-Knapp, M., Erskine, R. (2010) The Script System: An Unconscious Organization of Experience // International Journal of Integrative Psychotherapy. 1. Available at: https://www.researchgate.net/publication/49589909_The_Script_System_An_Unconscious_Organization_of_Experience (Accessed: July 1, 2024).
  18. Summers, G., Tudor, K. (2000) Cocreative Transactional Analysis // Transactional Analysis Journal. 30 (1). pp. 23–40.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1. Экологическая терапевтическая связь (Marshall, 2023, p. 96).

Скачать (52KB)
3. Рисунок 2. Агрегатная модель сценария (Aggregate Script Helix; Elston, 2023, p. 86)

Скачать (172KB)
4. Рисунок 3. Система координат эко-TA (Eco-TA Frame of Reference; Elston, 2023, p. 89).

Скачать (76KB)




Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах