Профессиональная этика в терапии с фокусом на терапевтические отношения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья освещает доклад Майи Лутай, представленный на конференции СОТА «Синергия ценностей и профессиональная ответственность» (22-23 марта 2025), о роли этики и морали в психотерапевтических отношениях. Акцентируется внимание на вызовах и дилеммах, с которыми сталкиваются современные терапевты. Спикер подчеркивает отсутствие законодательно утвержденного регулирования этических вопросов в России, что возлагает ответственность за соблюдение этики на профессиональные сообщества и каждого психолога в отдельности. Обсуждается различие между моралью и морализаторством; рассматривается эволюция психотерапии — от позиции нейтральности терапевта до необходимости его активного участия в моральном диалоге с клиентом, особенно в контексте терапии с фокусом на отношения. По мнению автора, игнорирование аспектов морали может способствовать развитию нарциссического и антисоциального поведения как у отдельных клиентов, так и в обществе в целом; может приводить к росту случаев депрессии, психосоматических расстройств.

Полный текст

Психотерапевтическая этика по-русски

В российской психотерапевтической среде вопросы профессиональной этики стоят особенно остро. Доклад Майи Лутай, специалиста в области транзактного анализа и интегративной психотерапии, поднимает ключевые аспекты профессиональной этики и морали в терапевтических отношениях. Отсутствие законодательно утвержденного регулирования этических вопросов в России означает, что этика функционирует преимущественно на уровне профессиональных сообществ. Это создает уникальную ситуацию: знание этики является обязательным условием для профессионального роста и получения таких статусов, как TSTA (тренер и супервизор в области транзактного анализа). В то же время нарушение этических норм за пределами профессионального сообщества не влечет за собой юридических последствий в отличие от других стран, например Италии, где этические жалобы могут привести к отстранению от практики.

Этика и мораль: определения и дилеммы

Майя Лутай определяет этику как «правила совместного проживания». Изначально этика должна распространяться как на психотерапевта, так и на клиента, однако на практике требования к этическому поведению клиента отсутствуют. Мораль же понимается как «нормы и установки данной конкретной группы, к которой вы себя относите, и эти нормы и установки вы разделяете».

Важным понятием является дилемма — конфликт двух этических принципов, который каждый специалист разрешает по-своему. Примером такой дилеммы может быть выбор между обеспечением безопасности участников группы и требованием равного отношения ко всем в случаях, когда присутствие одного участника небезопасно для других. При этом в практике может не быть этической дилеммы, но терапевт будет опираться в работе на внутреннюю этику.

Кризис морали и исторический контекст психотерапии

Современное общество сталкивается с кризисом морали: происходит переход от идеи «у каждого своя мораль» к ее полному отсутствию. Исторически психотерапия формировалась как противопоставление патерналистской медицинской и религиозной моделям, провозглашая полную свободу выбора для клиента и невмешательство в его моральные решения. Однако такая позиция, как отмечает автор, привела к парадоксу: несмотря на рост популярности психотерапии, западное общество становится все более нарциссичным и антисоциальным. Это вызывает вопрос: почему психотерапия не способствует развитию сердечности и позиции «Я — ОК, Ты — ОК» в обществе? Часто терапия непреднамеренно развивает нарциссический и антисоциальный тип поведения, когда клиент предъявляет претензии, обвиняя других, особенно родителей, в своих проблемах, вместо того, чтобы фокусировать клиента на развитии саморефлексии.

Роль отцовской фигуры и эго-состояния морали

Мораль и ее формирование тесно связаны с фигурой отца, который традиционно отвечает за введение ребенка в социум и привитие ценностей личности. В контексте эго-состояний мораль находится в структурном Взрослом эго-состоянии и в функциональном Родительском эго-состоянии со знаком плюс (Структурирующий Родитель+). Автор призывает активно использовать этот ресурс, особенно для клиентов с «исключенным внутренним структурным Родителем»; тонко балансировать между морализаторством (относящимся к структурному Родительскому эго-состоянию) и формированием внутренней этики клиента в структурном Взрослом. Формирование «селф» (собственного «Я») непосредственно связано с выработкой морали и этики во Взрослом эго-состоянии. Важной задачей терапевта при такой работе является способность находиться равноудаленно от всех эго-состояний клиента, а также — быть «функционально беглым» в работе с ними.

Типы нарративов в терапии

Майя выделяет два типа нарративов в терапии:

  1. Демонический нарратив: демонизирует одну сторону конфликта (например, утверждается, что родители виноваты в травме). При этом клиент в терапии получает разрешение ошибаться, что может выглядеть как диссоциация. Это часто приводит к позиции «Я — ОК, Они — не ОК», которую систематически игнорируют терапевты из-за сложности ее обработки и страха столкнуться с нарциссической яростью клиента.
  2. Трагический нарратив: признает травму как норму, неизбежную для каждого человека, и предполагает, что родители также несут след собственной травмы. Данный подход направлен не на оправдание родителей, а на осознание того, что вырасти и иметь детство без травмы — невозможно. Он развивает у клиента жизненную позицию «Я — ОК, Они — ОК».

Четыре типа терапии и социокультурная ответственность

Доклад описывает четыре типа терапии, которые различаются степенью предъявления терапевта и включением социальных и культурных аспектов:

  1. 1:0 (классический психоанализ). Терапевт «стерилен», отсутствует разговор о морали.
  2. 1:1. Терапевт предъявляет себя, но без глубокого погружения в социокультурный контекст. Терапия с фокусом на отношения в этом контексте предполагает приглашение клиента к размышлению о том, как его поведение влияет на терапевта, что критически важно при работе с нарциссической динамикой.
  3. 1:1,5. Включает интрапсихическое и интерперсональное поля, в которых рассматривается влияние поведения клиента на терапевта, а также на отношения между ними.
  4. 1:2. Подключает фокус на культуру и общество. Обсуждается, как действия клиента влияют на окружающую среду, его семью и общество в целом (социокультурная ответственность). Это соответствует определению транзактного анализа как «теории личности и систематической психотерапии для персонального роста и социальных изменений».

Риски в работе терапевта

Существуют значительные риски, которые могут нивелировать пользу терапии:

  1. Создание «дополнительных рядов»: разговор о поверхностных аспектах без затрагивания глубокого бессознательного материала клиента, что приводит к психосоматизации.
  2. Неверная нормализация: тенденция нормализовать текущие выборы клиента, основанные на ригидных паттернах, хотя у взрослого человека есть и другие выборы. Правильная нормализация, согласно Ричарду Эрскину, относится к валидизации защитных механизмов, сформированных в прошлом, когда у ребенка действительно не было другого выбора, но при этом подчеркивается, что сейчас у клиента есть выбор. Неверная нормализация, «отпущение грехов», приводит к вседозволенности и способствует нарциссической и антисоциальной динамике.
  3. Неверное понимание реляционной терапии (терапии с фокусом на отношения): ошибочное представление о том, что цель реляционной терапии — удовлетворять детские потребности клиента. На самом деле в терапии с фокусом на отношения важно валидизировать и признавать потребности внутри отношений, но не удовлетворять, поскольку это может привести к вторичной травматизации.

Работа с позицией «Я — ОК, Они — не ОК»

Одна из ключевых задач терапевта — это работа с позицией клиента «Я — ОК, Они — не ОК», которая часто остается нетронутой из-за страха терапевта перед нарциссической яростью клиента. Такая позиция является ядром сценарного отыгрывания и сценарной расплаты у ряда клиентов. Важно начать работать с ней с самого начала терапии, даже если это требует «корявых интервенций», чтобы избежать создания «нарциссического пузыря», который в будущем может обрушиться на клиента и терапевта, приводя к психическому коллапсу рабочей диады и клиента в частности.

Заключение

Доклад Майи Лутай призывает терапевтов к более глубокому осмыслению моральных и этических аспектов в психотерапевтической работе, к выходу за рамки исключительно индивидуально-ориентированного подхода и к осознанию взаимного влияния клиента и социокультурной отношенческой среды. Важно не «отпускать грехи», не нормализовывать текущие деструктивные выборы клиента, а помогать ему формировать внутреннюю этику и мораль, различая прошлый опыт, когда выбора не было, и текущую ситуацию, когда выбор есть. Это требует смелости, эмпатии (в том числе и к себе) и готовности сталкиваться с дискомфортом в работе с клиентами. Терапевтам важно стремиться к формированию у клиентов внутренней этики и социокультурной ответственности, что в конечном итоге способствует гуманизации общества и его развитию в целом.

 

  • СПРАВКА ЖУРНАЛА «ТА В РОССИИ»

Майя Вадимовна ЛУТАЙ

PTSTA в психотерапии; CIIPST-UT в Интегративной психотерапии Ричарда Эрскина. Опыт работы психологом: с 2010 года по настоящий момент. Опыт работы PTSTA и CIIPST-UT: с 2022 года по настоящий момент.

Направления работы:

  • индивидуальная психотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • ведущий обучающих программ по транзактному анализу и Интегративной психотерапии Ричарда Эрскина для психологов, психотерапевтов и психиатров;
  • автор обучающих программ осознанности для неспециалистов.
  • timmaya@mail.ru
×

Об авторах

Мария Александровна Фроимсон

Автор, ответственный за переписку.
Email: psyfroimson@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-1867-8345
ResearcherId: NTQ-6171-2025

магистр психологии, психолог, практикующий в модальности транзактного анализа

Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML