Психологические аспекты применения методологии Agile в управлении проектами
- Авторы: Федорова С.А.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
- Выпуск: Том 1 (2024)
- Страницы: 86-87
- Раздел: ЧАСТЬ I. Менеджмент, маркетинг и логистика
- URL: https://ta-journal.ru/osnk-sr2024/article/view/632735
- ID: 632735
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Мы живем в эпоху быстрого развития и перемен. Чтобы добиться конкурентного преимущества компании, ее руководителям необходимо найти особые подходы и выстроить сложный производственный процесс, который позволит быстро принимать решения по важным вопросам и будет способен к адаптации при сохранении стабильности. Все вышеперечисленные преимущества воплощены в философии Agile, которая представляет собой инновационные практики организации работы команды, способствующие ее оптимизации. Но какое влияние на психологические аспекты работников оказывает применение новых подходов в управлении проектами?
Цель — оценить психологические аспекты применения методологии Agile в управлении проектами.
Методы. В работе были применены следующие теоретические методы исследования: анализ и синтез, классификация. В практической части были применены такие методы, как анкетирование студентов Самарского университета и интервью с представителем компании, применяющей данную методологию на практике.
Результаты. В первой главе были рассмотрены и проанализированы труды таких исследователей, как С.Н. Апенько, М.А. Романенко, О.А. Степичева и др., которые занимались вопросом управления человеческими ресурсами. В исследовании М.Н. Барбарской [1] была отражена специфика двух этапов теории управления персоналом, таких как «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами», отличительная черта которых состояла в концептуальных понятиях «персонал» и «человеческие ресурсы». Так, в случае с «персоналом» личность сотрудника — средство для достижения необходимого результата, тогда как в случае с «человеческими ресурсами» она также рассматривается как инвестиция, которая может оказать влияние на дальнейшее развитие организации. Этот факт подразумевает использование социально-психологических методов управления, которые обеспечивают эффективное использование ресурсов как группы людей, так и каждого сотрудника для достижения поставленных целей [2]. Данные подходы отражены в работе Э. Стеллмана и Дж. Грина, которые систематизировали методологию Agile, что позволило применить ее в различных организациях [3]. В трудах Ст. Деннинга [4] представлены конкретные примеры внедрения Agile-практик в компаниях разной направленности. Современные российские компании, такие как банк ВТБ, издательство Миф, компания Ticketland.ru и другие, также используют гибкую методологию в разработке своих продуктов [5, 6].
В практической части нашего исследования было проведено анкетирование c целью выявления психологических аспектов использования Agile-методологии среди студентов и выпускников Самарского университета. В опросе приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 24 лет. Первый вопрос касался сферы деятельности опрашиваемых — большинство сейчас являются студентами. Следующий вопрос был направлен на определение уровня осведомленности о гибкой методологии и дал интересный результат — чуть больше 30 % знают о подходе. Следующий ряд вопросов был задан тем респондентам, которые уже применяют эту методологию или что-то читали по данной теме. Так, большинство опрашиваемых применяют рассматриваемый подход в управлении техническими проектами. Кроме того, респонденты отмечают, что использование Agile-методологии в управлении проектами позволяет добиваться лучших результатов за счет гибкости и прозрачности выстраиваемого процесса, более 50 % опрашиваемых отмечают отличительные особенности данного подхода и положительно относятся к ним.
Выводы. В ходе исследования была проанализирована литература по теме исследования, более тщательно изучены вопросы касательно применения инновационной методологии Agile и ее влияния на психологические аспекты при управлении проектами. Исследование позволило составить актуальную картину применения методологии начинающими специалистами.
Полный текст
Обоснование. Мы живем в эпоху быстрого развития и перемен. Чтобы добиться конкурентного преимущества компании, ее руководителям необходимо найти особые подходы и выстроить сложный производственный процесс, который позволит быстро принимать решения по важным вопросам и будет способен к адаптации при сохранении стабильности. Все вышеперечисленные преимущества воплощены в философии Agile, которая представляет собой инновационные практики организации работы команды, способствующие ее оптимизации. Но какое влияние на психологические аспекты работников оказывает применение новых подходов в управлении проектами?
Цель — оценить психологические аспекты применения методологии Agile в управлении проектами.
Методы. В работе были применены следующие теоретические методы исследования: анализ и синтез, классификация. В практической части были применены такие методы, как анкетирование студентов Самарского университета и интервью с представителем компании, применяющей данную методологию на практике.
Результаты. В первой главе были рассмотрены и проанализированы труды таких исследователей, как С.Н. Апенько, М.А. Романенко, О.А. Степичева и др., которые занимались вопросом управления человеческими ресурсами. В исследовании М.Н. Барбарской [1] была отражена специфика двух этапов теории управления персоналом, таких как «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами», отличительная черта которых состояла в концептуальных понятиях «персонал» и «человеческие ресурсы». Так, в случае с «персоналом» личность сотрудника — средство для достижения необходимого результата, тогда как в случае с «человеческими ресурсами» она также рассматривается как инвестиция, которая может оказать влияние на дальнейшее развитие организации. Этот факт подразумевает использование социально-психологических методов управления, которые обеспечивают эффективное использование ресурсов как группы людей, так и каждого сотрудника для достижения поставленных целей [2]. Данные подходы отражены в работе Э. Стеллмана и Дж. Грина, которые систематизировали методологию Agile, что позволило применить ее в различных организациях [3]. В трудах Ст. Деннинга [4] представлены конкретные примеры внедрения Agile-практик в компаниях разной направленности. Современные российские компании, такие как банк ВТБ, издательство Миф, компания Ticketland.ru и другие, также используют гибкую методологию в разработке своих продуктов [5, 6].
В практической части нашего исследования было проведено анкетирование c целью выявления психологических аспектов использования Agile-методологии среди студентов и выпускников Самарского университета. В опросе приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 24 лет. Первый вопрос касался сферы деятельности опрашиваемых — большинство сейчас являются студентами. Следующий вопрос был направлен на определение уровня осведомленности о гибкой методологии и дал интересный результат — чуть больше 30 % знают о подходе. Следующий ряд вопросов был задан тем респондентам, которые уже применяют эту методологию или что-то читали по данной теме. Так, большинство опрашиваемых применяют рассматриваемый подход в управлении техническими проектами. Кроме того, респонденты отмечают, что использование Agile-методологии в управлении проектами позволяет добиваться лучших результатов за счет гибкости и прозрачности выстраиваемого процесса, более 50 % опрашиваемых отмечают отличительные особенности данного подхода и положительно относятся к ним.
Выводы. В ходе исследования была проанализирована литература по теме исследования, более тщательно изучены вопросы касательно применения инновационной методологии Agile и ее влияния на психологические аспекты при управлении проектами. Исследование позволило составить актуальную картину применения методологии начинающими специалистами.
Об авторах
Софья Александровна Федорова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королёва
Автор, ответственный за переписку.
Email: feodorowa.sof@yandex.ru
студентка, группа 6201-010302D, Институт информатики и кибернетики
Россия, СамараСписок литературы
- Барбарская М.Н. Сущность процесса управления персоналом организации на современном этапе // Основы экономики, управления и права. 2014. № 4. С. 118–122. EDN: SMZMTX
- Завьялова Е.К., Алсуфьев А.И., Доминяк В.И., и др. Организационно-психологические аспекты управления человеческими ресурсами в Agile-компаниях // Вестник Сургутского государственного университета. Менеджмент. 2018. Т. 17, № 3. С. 259–274.
- Стеллман Э., Грин Дж. Постигая Agile. Ценности, принципы, методологии. 3-е изд. / пер. с англ. С. Пасерба. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 448 с.
- Деннинг Ст. Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов / пер. с англ. Ю. Гиматова. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 384 с.
- scrum-trek.ru [Электронный ресурс]. Кейсы клиентов [дата обращения: 07.03.2024]. Режим доступа: https://scrum-trek.ru/cases/
- agilelab.org [Электронный ресурс]. Кейсы клиентов [дата обращения: 09.03.2024]. Режим доступа: https://agilelab.org/blog/case-vtb
Дополнительные файлы
