The Dilemma of Schizoid Adaptation on the Example of the Films “First Man” and “Ad Astra”

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article provides an overview of the features of the schizoid adaptation dilemma using the example of the films “First Man” (dir. by Damien Chazelle, 2018) and “Ad Astra” (dir. by James Gray, 2019). The author talks about the specifics of schizoid adaptation — passivity, the way of structuring time, contacting one’s feelings and other people, the drivers and defenses used. The material contains quotations illustrating the author’s ideas from the works of Harry Guntrip and Ray Little, who were engaged in, among other things, the study of the features of psychotherapeutic work with this character structure. Relatively speaking, it is possible to put an equal sign in this material between “adaptation”, a term from the theory of personality adaptations in transactional analysis, and the term “character structure” within the framework of a psychoanalytic approach to personality typologization. The author describes the two main characters, Neil Armstrong (Ryan Gosling) and Roy McBride (Brad Pitt), who are the bearers of this adaptation. The films use the setting of the cosmos as a metaphor for loneliness, remoteness and separation of the main characters from the inhabitants of the Earth, ordinary people. Interesting details are provided that reveal to us the nuances of the internal functioning of these characters.

Full Text

Давайте начнем этот обзор с небольшого введения, или скорее напоминания о том, что такое адаптации и какие особенности есть непосредственно у шизоидной адаптации.

Личностные адаптации — это определенный набор стратегий, используемых ребенком при формировании своего жизненного сценария. Концепция личностных адаптаций разработана Полом Варом и Тайби Калером, а затем дополнена Вэнном Джойнсом.

Общая черта людей с шизоидной адаптацией — отделенность от своих потребностей и чувств, пассивная позиция в отношении решения проблем. В стрессе такой человек ждет, что проблема решится сама, выбирает уход в качестве способа структурирования времени и перестает контактировать со своими чувствами из драйвера «Будь сильным». В депрессии ощущает брошенность и принимает решение: «Я ни в ком не нуждаюсь. Я позабочусь о себе сам» (но сам о себе он не заботится).

Основные психологические защиты — примитивные: проекция, интроекция, обесценивание и идеализация.

Дилемма человека с шизоидной адаптацией — одновременная жажда близости и страх близкого контакта.

Вот как пишет об этом Гарри Гантрип: «Шизоид сталкивается с двумя противостоящими друг другу потребностями: потребностью ухода от невыносимой реальности и потребностью оставаться с ней в контакте для спасения эго. Именно это принуждает к расщеплению эго на активное страдающее и пассивное регрессирующее».

«Шизоид должен усиленно стремиться к отношениям ради безопасности и сразу же вырываться из них ради свободы: колебания между регрессией к матке и борьбой за рождение».

«Ему может быть непереносима сама мысль быть близким с кем-либо, он ощущает себя в безопасности лишь на расстоянии от людей» (Гантрип, 2010, с. 47, 116, 348).

Ему вторит Рэй Литтл: «Безопасность достигается с помощью фантазий о нахождении в обособленном пространстве, которое похоже на внутриутробное состояние, и таким образом осуществляется бегство из жизни.

В то время как присутствие рядом с другими приводит к потере себя, пребывание в изгнании приводит к потере других.

Когда-то его выживание зависело от того, что он был мертв для мира, и он боится того, что может случиться, если он оживет» (Little, 2001)1.

И в качестве иллюстрации этой дилеммы я выбрал два фильма о космонавтах. Ведь космонавт — это яркий образ человека с шизоидной личностной адаптацией. Между ним и миром всегда есть скафандр. И это мешает установлению контакта (и близости). А отказ от чувств при внешней успешности и эффективности приводит к отсутствию радости.

«Человек на Луне» (2018)

 

Кадр из фильма «Человек на Луне» с сайта 

 

Фильм Дэмьена Шазелла рассказывает о подготовке к полету в космос Нила Армстронга — американского астронавта. Герой упорно работает и тренируется для достижения своей цели. Даже попадая в авиакатастрофу или внештатную ситуацию во время полета, он собран, не позволяет чувствам взять верх.

С функциональной точки зрения его хладнокровие и отстраненность, вплоть до механистичности — это преимущество: именно блестящий холодный разум вместе с предписанием «Не чувствуй» и драйвером «Будь сильным» позволяют герою не паниковать, а справляться. При этом мы узнаем, что совсем недавно он пережил потерю. И фокус в фильме делается на том, как герой справляется с утратой: молча, по-мужски.

Рэй Литтл так пишет об этом: «Уход и отстраненность от мира, связанные с уверенностью в своих силах, могут создавать впечатление равнодушия, которое также поддерживается отсутствием эмоциональной реакции и холодностью. Это является защитой от переживаемой опасности и беспокойства, которые неминуемо возникают при доверии другим людям» (Little, 2001)2.

Чувства героя и его живые проявления словно размещены в других: это близкие переживают, волнуются, плачут и горюют вместо него. Герой сдержан настолько, что не может сказать ни одного теплого слова своим сыновьям перед отлетом. Ведь «Не чувствовать» означает не переживать не только болезненные чувства, но вообще все чувства, в том числе и те, которые дарят удовольствие.

Но вот наступает финальная сцена на Луне. И она — потрясающая и пробирающая до костей. Она расставляет точки над i и показывает, что герой помнит и страдает, только по-своему. То, что происходило с персонажем до полета, преображается. Выходит, что полет на Луну для персонажа Нила Армстронга — это не героический поступок и не «маленький шаг человека, но огромный скачок для человечества», а способ похоронить личную трагедию. Эта трагедия настолько тревожит главного героя, что он готов улететь от нее за любое количество километров и световых лет.

«К звездам» (2019)

 

Кадр из фильма «К звездам» с сайта

 

По сюжету герой-космонавт летит сквозь космос, чтобы найти своего отца и спасти Землю. Его отец — исследователь, занимавшийся поиском внеземной жизни, и, возможно, он причастен к аномалиям, угрожающим Земле.

Большую часть фильма герой Рой МакБрайд находится один, и ему нормально с этим. Он в скафандре, что тоже говорит о нежелательности (и невозможности) контакта. Нам показывают одиночество и изоляцию человека, в жизни которого нет близких отношений: его девушка выведена за границы повествования и лишена прямой речи. И это хорошая иллюстрация сценарного процесса «Почти-1» (сбегание из отношений, когда становится возможен переход на новый уровень близости).

Герой не соединяется с чувствами и держит их под контролем, потому что уверен: за гневом находится боль, с которой он не справится (и именно это погубило его отца).

Это фильм о давней утрате отношений с дорогим человеком, о надежде на второй шанс, о фантазии об исправлении прошлого и о том, как ради подобных надежд и фантазий можно пересечь хоть всю Солнечную систему.

Каково жить ребенку, чей родитель выбрал не его, а свое увлечение, в данном случае звездами? Каково всегда оставаться в тени своего отца?

Здесь также можно поразмышлять и о выборе главного героя стать космонавтом: его ли это выбор? Или это способ хотя бы так сблизиться с отцом и понять его? Или, может быть, это желание быть уникальным и востребованным, быть тем, в ком нуждаются? В качестве компенсации за ощущение себя отвергнутым и нелюбимым в детстве.

Чем можно «закрыть» неразделенную тоску? Собственно, ничем. Поэтому герой Брэда Питта и выбирает не чувствовать. При этом жажда любви, близости, признания не ослабевает, и, когда такая возможность появляется, раз за разом вспыхивает с новой силой.

В своем стремлении во что бы то ни стало добраться до отца, герой становится причиной гибели других членов экспедиции — и даже в этой ситуации не выдает своих чувств. А, возможно, и вправду ничего не чувствует.

Близости с отцом так и не случится. Отец — холодный, самовлюбленный эгоист, которому всегда была безразлична судьба сына. Как нам известно, холодные и дистантные родители — это одна из причин формирования шизоидной адаптации.

Гарри Гантрип так пишет об этом: «Интернализируются плохие объекты, потому что мы не можем принять их “плохость”. Мы пытаемся контролировать их во внешней реальности и все равно не можем. Поэтому продолжаем борьбу за изменение и обладание ими во внутреннем мире» (Гантрип, 2010, с. 25).

Чем похожи герои фильмов «Человек на Луне» и «К звездам»

В финале обоих фильмов есть сцена, показывающая, что внутри сильного и крепкого с виду человека находится ранимое, уязвимое и живое «Я», отчаянно нуждающееся в другом человеке. Нуждающееся и не получающее такого контакта.

Все красивые съемки космоса — это лишь декорация к истории нестерпимого желания близости. Желания, ради которого можно пролететь световые годы. При этом близости может так и не случиться.

И тогда самое прекрасное — это не звезды, к которым устремляются герои. Звезды — это скорее фантазия о том, как все могло бы быть, и отражение сценарного процесса «Никогда». Самым прекрасным оказывается то, что находится рядом, на расстоянии вытянутой руки. Если у героев достанет мужества ее протянуть.

1 Цитата по переводу: Литтл, Р. (2001) Шизоидный процесс: Работа с защитами замкнутого Детского эго-состояния // перевод с англ. Дмитрий Котляров, под ред. Елены Соболевой. URL: https://www.b17.ru/article/91584/; https://www.b17.ru/article/91680/; https://www.b17.ru/article/91791/ (Дата обращения: 20.07.2024).

2 Там же.

×

About the authors

Alexander Yu. Pushkaryov

Author for correspondence.
Email: aupushkarev@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-7676-7867
ResearcherId: IZP-9103-2023

body psychotherapist, practicing psychologist in the modality of transactional analysis, ICU coach; teacher of practice at the International Academy of Additional Professional Education EdPro

Russian Federation, Moscow

References

  1. Стюарт, И., Джойнс, В. (2017) Современный Транзактный анализ. СПб.: Метанойя.
  2. Гантрип, Г. (2010) Шизоидные явления, объектные отношения и самость. М.: Институт Общегуманитарных Исследований.
  3. Little, R. (2001) Schizoid Processes: Working with the Defenses of the Withdrawn Child Ego State // Transactional Analysis Journal. 31 (1). pp. 33–43. Available at: https://www.integrativetherapy.com/en/articles.php?id=44 (Accessed: 20 July, 2024).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Still from the film "Man on the Moon"

Download (91KB)
3. Still from the film "To the Stars"

Download (57KB)




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies