Finagram: the author’s practice of realizing your values in the area of money. Combination of personology and transactional analysis
- Authors: Doroshenko E.V.
- Issue: Vol 5, No 2 (2025)
- Pages: 11-17
- Section: Scientific point of view
- Submitted: 11.08.2025
- Accepted: 11.08.2025
- Published: 12.08.2025
- URL: https://ta-journal.ru/TAR/article/view/689016
- DOI: https://doi.org/10.56478/taruj20255211-17
- ID: 689016
Cite item
Full Text
Abstract
Financial-related requests are among the most difficult for therapists to handle, due to the high emotional intensity of the topic and the difficulty of having a direct and open conversation about money. Techniques and practices that help clients to view their behavior, feelings, and thoughts about money from a new perspective can be a valuable tool in this work. The article explores the author’s drawing practice, ”Finagram”, which is designed to help clients understand their values in relation to money. This practice has been tested in both group and individual settings, both in therapy and in educational settings. In total, more than 90 clients and students have completed the practice. This practice is based
on the personalological model of Starovoytenko E.B.’s life topology, as well as Schmid B.’s role concept. Finagram can be a valuable tool in the psychotherapy of financial requests (the deconfusion stage of the treatment plan). The article describes the interaction between the client and the therapist during the practice from the perspective of transactional analysis.
Practical recommendations for applying the practice are given, and clinical cases of applying the practice are described. The differences from the Balance Wheel technique are described.
Full Text
Введение
На мой взгляд, никто не свободен полностью от контаминаций в области финансового поведения; никто не автономен на 100%. При этом могут быть более или менее безопасные способы проявлять через финансы внутренние конфликты. Примеры небезопасных проявлений внутренних конфликтов через финансы: азартные игры на деньги (особенно в долг); согласие на регистрацию личного имущества на имя другого человека (например, когда имущество, приобретенное в браке, регистрируется на родителей супруга; или при сделке, якобы направленной на достижение финансовой выгоды); полное отсутствие сбережений; шопоголизм в сочетании с высокой долговой нагрузкой; согласие на работу за заведомо низкую для данной должности зарплату; отсутствие работы или других собственных средств для жизни во взрослом возрасте и т.п. И могут быть безопасные проявления внутренних конфликтов через финансы, например: человек, покупающий приспособления для рыбалки, в том числе и те, которыми не пользуется, но умеющий остановиться, как только становится понятно, что очередная покупка угрожает нехваткой средств на необходимое.
Стадия терапии «Распутывание чувств ребенка» (деконфьюжен) является важнейшим этапом лечения как безопасных, так и небезопасных способов проявления внутренних конфликтов через финансовое поведение. На основе наблюдений, практики и исследовательской работы была создана авторская рисуночная методика «Финаграмма», которая может стать отличным подспорьем данного этапа терапевтического плана. На данный момент эту практику прошли более 90 человек: индивидуально и в группе, онлайн и офлайн. Прошедшие практику клиенты и студенты (я ее практикую также и в рамках обучения на курсе «Финансовая терапия: психология и экономика») приходят к осознаванию своих чувств в разных областях финансового поведения.
Важно: я не рекомендую использовать эту технику с клиентами, у которых есть предполагаемый или установленный психиатрический диагноз. Сложности с выполнением Финаграммы могут возникнуть у клиентов с исключенным эго-состоянием Ребенка.
Иногда, в начале техники, клиенты сравнивают Финаграмму с колесом баланса в различных модификациях. На мой взгляд, есть несколько принципиальных отличий:
- деньги, финансы в колесе баланса, как правило, либо вообще не включены в анализ, либо включены в виде отдельного пространства (поля), что приводит к еще одному важному отличию: финансы и их взаимосвязи с разными сторонами жизни не становятся главной целью анализа;
- чаще всего в разных модификациях используются привычные уху слова, имеющие довольно ясное содержание (например, «семья», или «развитие», или «карьера»), что направляет мышление и чувства по привычным «дорожкам». В данной Финаграмме непривычные, нечетко определенные пространства, на взгляд автора, быстрее запускают творческое мышление, позволяют посмотреть на привычное под непривычным углом.
Впрочем, обычно после выполнения техники те клиенты, которым после первого объяснения Финаграмма казалась похожей на колесо баланса, снимают свои сомнения, так как похожесть в форме хотя и есть, но не в сути.
Теоретические основы: персонологическая модель топологии жизни
Для создания практики я использовала модель топологии жизни Старовойтенко Елены Борисовны. В рамках персонологического подхода к психологии человека можно выделить модель топологии жизни как основу для психологической помощи личности, как одну из наиболее удобных для терапевтической работы с клиентами в областях, связанных с финансами.
В этой модели выделяются такие пространства:
- Телесности: «Тело, наружность, расширенное тело как тело движущееся, возрастные изменения тела... смыслы телесности... телесные способности... порождающая способность и продуктивность тела...» (Старовойтенко, 2015, с. 263). Авторский пример: мое отношение к телу, что такое мое тело для меня — инструмент, кумир, друг? Это что-то несносное, требующее постоянной изнурительной заботы? Это часть «Я», о которой я несильно задумываюсь? А может быть, мое тело — это 100 процентов выражения моей личности и малейшие нарушения в нем вызывают тревогу? Что мое тело дает мне и другим и благодарен (благодарна) ли я за это?
- Духовное: «Знания, идеи, мировоззрения, человеческие идеалы, высшие чувства...» (Старовойтенко, 2015, с. 263). Авторский пример: каких эстетических, моральных, интеллектуальных и религиозных ценностей я придерживаюсь? Что я вкладываю в то, чтобы поддерживать свои ценности — встречи с другими людьми, чтение определенной литературы, посещения богослужений и т. п? Что такое для меня добро и зло? Где я и мои взгляды относительно мира и других людей?
- Культурное: «Тип культуры, к которой принадлежит и с которой соотносит себя личность, история этой культуры... культурное наследие, традиции. Духовные истоки культуры, культурные вкусы и стили жизни...» (Старовойтенко, 2015, с. 263). Авторский пример: к какой культуре я себя отношу — на уровне национальности, пласта общества, семьи; кто я в этой культуре: я ее продлеваю и передаю другим, а может быть, я бунтую против тех или иных культурных слоев, к которым я принадлежу в силу рождения и того, как складывалась дальнейшая жизнь? Как стиль моей жизни определен культурой? Какую культурную жизнь я веду? Какие культурные мероприятия мне важно посещать — театры, выставки, кино, а может быть, это культура регулярных выездов на природу, где все поют песни? И т.п.
- Социальное: «Мир других людей, общественных отношений, отношений личности с конкретными другими. Определенный социум, к которому принадлежит личность; его история, актуальная динамика. Коллективное сознание и бессознательное» (Старовойтенко, 2015, с. 263). Авторский пример: мои отношения с профессиональным и другими сообществами, к которым я принадлежу: соседи, родители одноклассников ребенка, друзья; что это для меня значит, насколько я определяю себя через социум.
- Деятельности: «Виды деятельности, в которые включена личность; ее доминирующие виды деятельности. Традиции, каноны, новации в осуществляемой деятельности... Авторитеты в деятельности...» (Старовойтенко, 2015, с. 263). Авторский пример: в какие виды деятельности я в принципе включена (включен); я как профессионал в одной или нескольких областях, и какие ограничения и возможности это накладывает; как я себя ощущаю внутри деятельности, в том числе непрофессиональной (например, благотворительной, хобби, родительской и т.п.), и о каком виде деятельности я вспоминаю первым в этом поле.
- Внутреннее: «Непосредственная данность “внешних” пространств личности в сознательных и внесознательных эмоциях, ощущениях, чувственных образах...» (Старовойтенко, 2015, с. 263). Авторский пример: мой внутренний мир: как я себя чувствую внутри себя в контакте с собой; понимаю ли я себя, кто я и что я, и если не понимаю, то как с этим справляюсь; мои чувства, мечты, сны, желания, комфорт и дискомфорт внутри меня в течение жизни.
- Трансличностное: «Представленность свойств личности, ее активности и отношений, созданных ею вещей, текстов, изображений во внутренних и внешних мирах других людей... Взгляды, жесты, прикосновения и движения, запахи и ароматы, внешности и признаки пола личности, запечатленные Другим» (Старовойтенко, 2015, с. 263). Авторский пример: взаимодействие между собой и Другим в тонком индивидуальном контакте; впечатление, которое я произвожу на других: как я об этом думаю и как мне говорят об этом другие; Другой, отраженный во мне, и как «Я» меняется под влиянием Другого и т.п.
- Влияний и вкладов: «Значение, ценность, признание личности в мирах других людей...сделанное, созданное, совершенное личностью в обществе, культуре, сфере производства., гуманитарной сфере... статусы известности, значимости... длительность и перспектива влияний личности на внешний мир...» (Старовойтенко, 2015, с. 263) Авторский пример: как я влияю на людей и окружающий мир через свою профессиональную и семейную деятельность, хобби, социальные сети, и как я влияю сам (сама) на себя, в какой области я себя развиваю и куда, какие вклады в других людей я вношу и какие вклады вносят другие в меня.
- Пространство Высшего: «Область тайны, благоговения, жизненного прорыва, жизненного восхождения, творчества, трансцендентности личности. Мир Абсолюта: Бога, Разума» (Старовойтенко, 2015, с. 263). Авторский пример: мои отношения с кем-то или чем-то внутри меня, что-то, что почти невозможно описать словами, но хорошо чувствуется, как нечто самое ценное, важное, «святое»; идеи о бессмертии, бесконечности бытия и т.п.
На мой взгляд, деньги пронизывают так или иначе все пространства личности, включая, пусть и в небольшой степени, даже духовное пространство и пространство Высшего. Например, для того чтобы читать духовную литературу, ее нужно купить или просмотреть с заранее купленного компьютера или телефона (оплатив связь); для того чтобы поехать в место, где мы можем прикоснуться к важному душой, тоже нужны средства (пространства духовного и Высшего). Мы платим также за билеты на концерты или в музеи как за способы приобщения к культуре; за участие в совместных мероприятиях, связанных с культурой нации (например, входной билет на фестиваль или оплата сувениров на нем), культурой семьи (например, оплата совместного выезда расширенной семьей на отдых — потому что так принято в нашей семье, такова наша культура) (культурное пространство). Мы платим за одежду, еду, спортзал, врачей (пространство телесного). А иногда эти же категории могут относиться к пространству деятельности или социальному пространству — в том случае, если, к примеру, мы оплачиваем одежду, чтобы вид был более профессиональный, или еду, оплаченную на совместном мероприятии, когда обед становится не просто средством насыщения, а полем общения и налаживания связей. Деньги в пространстве деятельности — это также мера оплаты нашего труда, а с другой стороны — это может быть еще и стоимость наших хобби. «Внутреннее пространство и трансличностное пространство также чаще всего включают в себя компоненту денег (“я богат”, “я беден”, “я могу себе это позволить”, “мои вещи выглядят дорого” и т.п.); пространство влияний и вкладов также пронизано финансовым обеспечением (например, возможностями распространения влияний и вкладов личности в обществе)» (Дорошенко, с. 48).
Теоретическая основа. Ролевая концепция Б. Шмида: модель трех миров
Идеи персонологической модели Е.Б. Старовойтенко, на мой взгляд, перекликаются с моделью трех миров Шмида Б., поэтому я хотела бы кратко познакомить читателя с этой моделью. О взаимосвязях между обладанием и идентичностью (представлениями личности об автономности) Шмид (2007) пишет:
Обладать чем-то, чего нет ни у кого другого, — это незрелое желание определить свою идентичность. Поскольку все мы являемся частью нашего человеческого сообщества и нашего времени, мы не можем ожидать, что будем уникальными, имея то, чего нет ни у кого другого. Идентичность должна это в большей степени определяется тем, как мы придерживаемся этих ценностей, и специфической культурой наших ассоциаций. (р. 18)
Рис. 1. Перевод рисунка из статьи Шмида (Schmid, 2008, p. 19)
В более ранней работе Шмид (1994) отмечает: Роль — это целостная система установок, чувств, моделей поведения, взглядов на реальность и сопутствующих отношений. При этом учитывается, что каждая роль связана с определенной сферой реальности и соответствующими системами отсчета и относится к ней. Описание ролей всегда связано с описанием отношений, соответствующих этим ролям, и с пьесой, в которой они разыгрываются. С точки зрения человека, каждая роль влечет за собой представления о типе отношений, которые могут быть сформированы на основе этой роли и которые подсказываются этой ролью.
Развитие личности связано с развитием долгосрочного, сбалансированного отношения к этим трем мирам, изучение и занятие ролей в них, а также поиск смысла в этих ролях и отношений, соответствующих этим ролям. (p. 31)
Человек может выступать сразу в нескольких ролях в случае, если ситуация к этому располагает. В качестве иллюстрации Шмид приводит пример женщины-следователя, матери, столкнувшейся с сексуальным насилием в адрес юной девушки, где женщина сталкивается с этим случаем и в профессиональной роли, и как мать такой же девушки. Шмид пишет о том, что человек выражает свою индивидуальность как в форме интеграции, так и в стиле исполнения ролей. Важным понятием ролевой концепции является экономия использования ресурсов и безопасности. К примеру, если на работе работники еще и дружат и личностные и профессиональные роли перепутаны, то работники могут жаловаться на исчерпание внутренних ресурсов, а организация может иметь невысокий производственный результат при больших затратах. Осознанность выбора роли или мира, в котором сейчас находится «Я», становится наиважнейшим условием эффективной «экономики ролей» (по Шмиду — способности достигать наибольшего результата с наименьшими затратами). Важным понятием данной концепции является также ролевая контаминация (перемешанность ролей, например: в частном разговоре с подругой психолог может неосознанно «включать» психолога, вместо того чтобы оставаться в рамках дружеского, а не профессионального общения).
Шмид видел развитие своей модели прежде всего в рамках организационного ТА (и, возможно, отчасти поэтому в рамках направления психотерапия ролевая концепция получает внимание нечасто); предлагал активнее использовать имеющиеся модели личности, модели коммуникации, модели культурных мифов и др. (персонологическое направление психологии); считал, что необходимо поощрять создание новых моделей, необходимых в различных профессиональных ситуациях.
На мой взгляд, ролевая концепция Шмида имеет большой потенциал не только для организационного ТА, но и для консультативного и психотерапевтического направления, и данная техника является продолжением идей Шмида и развитием интеграции ТА и персонологии.
Техника выполнения
Для проведения своей авторской техники я сократила количество пространств до 6: культурное; влияний и вкладов; деятельности; телесное; социальное; духовное. Трансличностное объединено с социальным, Высшее объединено с духовным, а внутреннее — это фактически «Я», которое смотрит на свои пространства. Сокращение сделано с целью достижения более легкого использования на основе того, что объем одновременного внимания к нескольким объектам у взрослого имеет предел, а именно 4-5 объектов одновременно (Гиппенрейтер, Романов, 2008).
Техника выполняется на листе бумаги (желательно неразлинованной) тремя разными цветами карандашей или ручек. Если использовать один цвет, то необходимо придумать три разных условных обозначения, по типу контурных карт в школе, что также будет показано ниже на рисунках в одном цвете.
Важно помнить, что четких границ между пространствами нет (см. рис. 2). Я иногда его показываю своим клиентам, чтобы снизить тревогу и визуально подкрепить понимание, что клиент очень свободен в том, что включить в каждое пространство. Эта свобода может стать своеобразным камнем преткновения для клиентов с исключенным эго-состоянием Ребенка: у таких клиентов неопределенность может вызывать тревогу, дискомфорт, которые клиенты могут по-разному описывать. Например, одна моя клиентка очень разозлилась из-за того, что ей не было ясно, где точно заканчивается одно пространство и начинается другое. То, как человек делит пространства и что включает в каждое из них, также может быть предметом анализа; очень интересно бывает вместе с клиентом исследовать, что именно он или она включили в каждое из пространств или почему. Обычно эти объяснения доставляют много удовольствия и клиенту, и терапевту.
Рис. 2. Человек и его миры
- Первый этап Финаграммы: поставить на листочке точку и нарисовать исходящие из нее шесть лучей, озаглавив их в произвольном порядке. Обычно я держу список пространств на листочке (или слайде) так, чтобы клиент мог несколько раз обратиться к этому списку.
То, как человек озаглавил пространства, что написал первым, что дальше, тоже является информацией для размышления. Откуда начал называть (к примеру, если начал снизу вверх или справа налево, что обычно несвойственно нашей культуре) — об этом тоже можно рассуждать с клиентом; и здесь могут быть открытия, к примеру, о Бунтующем Ребенке или о трансгенерационных связях с представителями других культур. Например, одна моя клиентка в такой момент вспомнила о своих еврейских корнях, а другой клиент объяснил, что точно не хотел начинать с деятельности, поскольку родители очень давили на него в связи со стартом карьеры.
Для тех клиентов, которым нравится считать, можно использовать шкалирование по 10-балльной шкале. Для других удобнее будет представить бесшкальное, неопределённое пространство, неописанное цифрами. Практика применения мною этой методики показывает, что бесшкальное пространство чаще срабатывает с точки зрения инсайта.
- Задавая себе вопрос «где я сейчас в этом пространстве» — «насколько это пространство развито, насколько вы им удовлетворены», ставим точку на каждом луче цветом номер 1.
Рис. 3. Шаг техники 1
- Задавая себе вопрос «что для меня деньги в этом пространстве» или «насколько для меня важны деньги в этом пространстве», ставим точку цветом номер 2 (важно: в некоторых пространствах «что для меня деньги» — это про затраты, в некоторых — про доходы, в некоторых — и про то, и про другое).
Рис. 4. Шаг техники 2
- Третий этап: задавая себе вопрос «где я хочу быть в этом пространстве», ставим третью точку на рисунке — третьим цветом или третьим условным обозначением (рис. 5).
Рис. 5. Шаг техники 3
- Соединяем все три цвета — каждый в свою линию (рис. 6).
Рис. 6. Шаг техники 4
Вопросы, которые терапевт может задать клиенту:
- О чем для меня порядок, в котором я выписал пространства, что я написал сначала, а что — потом?
- Какое соотношение в моем рисунке между линиями «где я сейчас», «что для меня деньги», «где я хотел бы быть»? Что находится «выше», что «ниже»?
- Как я использую свои финансы, чтобы обустроить каждое из пространств так, как мне нужно?
- Что бы я сделал с этим пространством, если бы у меня было намного больше денег? Намного меньше денег? Чего бы я мог добиться? Каковы были бы мои цели?
- Могу ли я реализовать свои сокровенные мечты вообще без помощи денег? Что для этого нужно?
- Что для меня значат разные пространства? Какое значение имеют деньги для разных сфер жизни? Нравится ли мне эта ситуация?
- Когда я говорю про деньги в этом пространстве, это для меня скорее затраты или доходы?
Помогая клиенту получить информацию из техники, терапевту важно включать свою детскую исследовательскую часть: «Интересно, почему вы это именно так нарисовали?»; «Интересно, а почему тут у вас такая большая разница?» и т.п.
Что напоминает мне вся фигура? Равномерно ли распределены линии между лучами, или это вытянутая в одну сторону форма? А если форма напоминает какой-то предмет или часть тела, то что это напоминает?
Приблизительные трактовки:
- совпадение точек «где я есть», «где я хочу быть» и «что для меня деньги в этой области» — как правило, о гармонии в этой области;
- резкие несоответствия между уровнем развития в какой-то области (например, «где я сейчас» — 1 балл; «где я хотел бы быть» или «что для меня деньги» — 10 баллов) чаще всего говорят про особенную критичность к себе в этой области;
- если во всех областях деньги совпадают либо с «где я есть», либо с «где я должен быть», то вероятно речь о том, что сложно видеть развитие в этой области без денег;
- если во всех областях между точками «где я есть» и «где я хочу быть» лежат деньги, то, вероятнее всего, человек блокирует свое развитие сам (не всегда приводя отсутствие денег в качестве причины, когда он это описывает).
Что происходит между клиентом и терапевтом во время использования этой техники?
С точки зрения эго-состояний, техника направлена на активное участие Ребенка, части «Маленький профессор», где содержатся интуиция и первый предвестник Взрослого эго-состояния. При этом важно использовать функциональную часть Ребенка терапевта, проявляя любопытство к рисунку клиента: «Интересно, на что это похоже?»; «А вот тут у вас что?»; «Ого, какая разница между желаемым и сегодняшней ситуацией! Про что это, скорее всего?» и т.п. Взаимодействие Терапевта и Клиента в этой технике изображено на рисунке 7.
Рис. 7. Взаимодействие между терапевтом и клиентом во время выполнения техники
Примеры результатов использования техники
Опыт использования техники показывает, что клиенты могут совершать открытия как уровня консультирования (пример: «Для меня было важно, что точка, где я сейчас нахожусь, может быть дальше, чем точка, где я хочу быть. Спасибо, что Вы подсказали эту идею. Меня это очень удивило. Я поняла: заберу-ка я оттуда и силы, и деньги и положу их в другие области»), так и психотерапевтического уровня (например, в результате диалога на тему техники между клиентом и терапевтом произошло открытие тупика третьего уровня: «Если я начну зарабатывать деньги так, как я хочу, я умру»).
С одним из участников удалось выяснить, что он предпочитает не зарабатывать деньги; и это связано с детской травмой, полученной при заработке на школьной практике (еще в советские времена), когда оказалось, что друзья отвернулись из-за того, что клиент заработал больше всех. И в детском эго-состоянии он принял решение — не зарабатывать больше минимально необходимого.
Форма диаграммы, вытянутая к одному или двум полюсам, также может стать «подсказчицей» для анализа. Так, с одной из участниц, чья форма диаграммы напомнила ей сдувшийся воздушный шарик, пришли к выводу, что у нее замирает дыхание, когда она сталкивается с планированием переговоров по поводу реализации своих проектов. Ей очень откликнулась идея, что она может концентрироваться на дыхании и на том, что воздуха достаточно для обеспечения жизни. Дыхательная практика очень помогла ей снизить страх и приступить к планированию, а затем и осуществлению переговоров.
Заключение
На взгляд автора, рассмотренная в статье Финаграмма, благодаря непрямым вопросам и нечетким указаниям относительно того, как именно понимать то или иное пространство, становится отличным инструментом для исследования чувств эго-состояния Ребенка, особенно той его части, которая называется «Маленький профессор». В свою очередь, распутывание чувств Ребенка может привести к осознаванию тупика и перерешению относительно своего финансового поведения.
About the authors
Elena V. Doroshenko
Author for correspondence.
Email: evdoroshenko@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-2348-5264
ResearcherId: LCD-3091-2024
Candidate for the status of Certified Transactional Analyst in the field of psychotherapy (CTA-P) at EATA, Master of Psychology, PhD in Economics; psychologist, visiting lecturer at the Higher School of Economics (course “Financial Therapy”), organizer of the community of psychologists in Dmitrov, Moscow region; member of SOTA and EATA
Russian FederationReferences
- Гиппенрейтер, Ю. Б., Романов В. Я. (2008). Психология внимания. Астрель.
- Дорошенко, Е.В. (2019). Соотношение личностной и финансовой состоятельности. [Неопубликованная магистерская диссертация]. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
- Старовойтенко Е.Б. (2015). Персонология. Жизнь личности в культуре. Академический проект.
- Hargaden, H., & Sills, C. (2001). Deconfusion of the child ego state: A relational perspective. Transactional Analysis Journal, 31(1), 55-70.
- Schmid, B. (2008). The role concept of transactional analysis and other approaches to personality, encounter, and cocreativity for all professional fields. Transactional Analysis Journal, 38(1), 17-30.
- Schmid, B. (1995). Transactional analysis and social roles. Growth and change for organizations: Transactional analysis new developments, 2006, 32-61.
- Schmid, B. (1994, July 10-14). Transactional Analysis and Social Roles. The Maastricht Papers, Selection from the 20th EATA Conference.
Supplementary files
