Club 27: the tragedy of talented musicians – a script of the defeated?
- Authors: Kurbanova L.I.
- Issue: Vol 5, No 2 (2025)
- Pages: 45-51
- Section: "I'm OK, You're OK"
- Submitted: 11.08.2025
- Accepted: 11.08.2025
- Published: 12.08.2025
- URL: https://ta-journal.ru/TAR/article/view/689040
- DOI: https://doi.org/10.56478/taruj20255245-51
- ID: 689040
Cite item
Full Text
Abstract
This article is dedicated to the phenomenon of the classic ”Club 27” — a group of seven musicians who died at the age of 27. Among them are legendary figures such as Kurt Cobain, Jimi Hendrix, Janis Joplin, and others. All of them left behind an unforgettable legacy, yet their lives were tragically cut short. What unites these individuals beyond their musical talent? Why did their destinies end so dramatically?
The article presents an in-depth analysis of these musicians’ lives using the tools of transactional analysis (TA). It explores the «Club 27» as both a cultural and psychological phenomenon, connecting the tragic fates of young musicians through the lens of ego states, life positions, parental injunctions, mirroring relationships, impasses, and life scripts — all shaped by early childhood and adolescent experiences under the influence of parental messages and traumatic events.
The study identifies recurring patterns and biographical parallels: parental divorce, teenage rebellion, illness, alcoholism, and emotional coldness within families. These insights offer a deeper understanding of the psychological mechanisms behind the tragedies of these outstanding artists and allow for a new perspective on the inner world of iconic figures of the 20th and 21st centuries, highlighting the lasting impact of early psychological trauma on life scripts.
Full Text
Кто они?
Классический «Клуб 27» — это неофициальное объединение 7 знаменитых музыкантов, которые умерли в возрасте 27 лет за относительно короткий промежуток времени (4 из них в промежуток с 1969 по 1971 год). Первым в списке «Клуб 27» считается Роберт Джонсон, легендарный блюзовый гитарист, который умер в 1938 году. Затем в клуб вошли такие звёзды, как Джими Хендрикс, Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Брайан Джонс, Курт Кобейн и Эми Уайнхаус. После того, как лидер рок-группы Nirvana Курт Кобейн покончил с собой в 1994 году, термин «Клуб 27» вышел за рамки фанатского сообщества и стал общеизвестным.
Если посмотреть на смерти участников «Клуба 27» не как на отдельные трагедии, а как на единое явление, то становится очевидна одна пугающая закономерность. Удивительным образом, при всей разности характеров, эпох и музыкальных стилей, уход у всех был примерно одинаковым. Это были не случайные инциденты — это были долгие, болезненные финалы внутренней борьбы. Но не только это.
Передозировки наркотиками, отравления алкоголем, самоубийства, хронические болезни — у кого-то были проблемы с желудком, у кого-то — приступы удушья от астмы, у кого-то — депрессия и паника, похожие родительские предписания, эго-состояния, жизненные позиции. И когда складываешь эти детали вместе, становится ясно: их тела, так же как и психика, просто не справились. Их смерть — не просто результат зависимости. Это финальная точка в истории аутоагрессии, непрожитых чувств и сценариев, которые они не смогли переписать.
Таблица 1. Имена, причины смерти и болезни участников «Клуба 27»
Фото | Имя | Смерть | Болезни |
Роберт ДЖОНСОН Один из самых известных блюзменов XX века | Официальная версия — застрелен ревнивым мужем одной из своих любовниц. По другой версии — отравлен стрихнином | Катаракта, из-за чего страдал слабым зрением и стеснялся собственного вида, носил очки | |
Брайан ДЖОНС Основатель The Rolling Stones | Утонул в бассейне, по неподтверждённым данным — был убит | На протяжении всей жизни страдал астмой | |
Джимми ХЕНДРИКС Лучший гитарист за всю историю рок-музыки | Захлебнулся рвотными массами после передозировки снотворного, смешавшегося в организме музыканта с амфетамином | Несколько раз оказывался в больнице с ожогами рук после поджигания гитары во время выступления | |
Дженис ДЖОПЛИН Одна из величайших «белых» исполнительниц блюза | Официальная версия — сердечная недостаточность. Хотя есть мнение, что причиной смерти могли стать передозировка наркотиков и убийство | Психологические проблемы, связанные в основном с лишним весом | |
Джим МОРРИСОН Солист и лидер группы The Doors | По официальной версии, смерть наступила вследствие передозировки наркотиков, но считают, что это было убийство | Астма, диагноз поставили после переезда в Европу | |
Курт КОБЕЙН Лидер группы Nirvana | Официальная версия — застрелился из ружья. Многочисленные конспирологические теории считают, что это было убийство | Проблемы ЖКТ. Синдром раздраженного кишечника, при жизни не диагностировали | |
Эми УАЙНХАУС R&B-, джаз-, соул-певица | Отравление алкоголем | Пищевое расстройство (предположительно булимия), эмфизема лёгких |
Эго-состояние — «Бунтующий ребенок»
У большинства участников «Клуба 27» прослеживается особенно сильный конфликт между внутренними Ребёнком и Родителем. Многие из них были людьми, у которых внутренний Ребёнок не мог найти гармонии с Родителем, что приводило к конфликту и самоуничтожению. Отсюда преобладание «Бунтующего Ребенка» в их внешнем поведении как реакции на жесткие родительские запреты и отсутствие безусловного принятия.
Таблица 2. Примеры проявления эго-состояния бунтующего ребенка
Фото | Имя | «Бунтующий ребенок» |
Брайан ДЖОНС | Несмотря на высокий интеллект, бунтовал в пику родителям на фоне послушной сестры1. В 17 лет ушел из дома с позором | |
Дженис ДЖОПЛИН | Была в ссоре с матерью с 14-ти лет. «Моя мать вышвырнула меня из дома, когда мне было четырнадцать»2. В 17 лет окончательно ушла из дома и стала певицей в ночных барах | |
Джимми ХЕНДРИКС | После смерти матери в 16 лет бросает школу и полностью уходит в музыку3 | |
Джим МОРРИСОН | В 19 уехал из дома, в 21 последний раз виделся с родителями. Цитата из песни The End: — Father? — Yes son? — I want to kill you. Mother... I want to... fuck you4 |
ОК-Коралл и жизненная позиция «Я-не ОК»
Одна из ключевых позиций ОК-Коралл, которая наблюдается в судьбах участников «Клуба 27», это позиция «Я – не ОК, Ты – ОК», когда человек чувствует себя недостаточно хорошим, а мир вокруг кажется ему более ценным. Эта позиция может быть связана с постоянным ощущением, что человек недостаточно хорош для мира или для себя. А также «Я – не ОК, Ты – не ОК».
Таблица 3. Примеры проявления жизненных позиций
Фото | Имя | ОК-Коралл – «Я-не ОК, Ты – ОК», «Я – не ОК, Ты – ОК» |
Брайан ДЖОНС | Все время желал от родителей признания хотя бы того, что он, неважно как, но добился успеха в этой жизни | |
Дженис ДЖОПЛИН | В школе подвергалась буллингу со стороны одноклассников. Продолжалось до самого окончания школы. | |
Курт КОБЕЙН | «Ненавижу папу, ненавижу маму; папа ненавидит маму, мама ненавидит папу». «Пусть уж меня ненавидят за то, что я есть, чем любят за то, чем я не являюсь»5 | |
Эми УАЙНХАУС | Эми все время изнуряла себя всевозможными диетами. Не любила праздники и вечеринки: они утомляли ее; вместо того чтобы знакомиться с мальчиками, предпочитала выпить или вообще уйти6 |
Роль отзеркаливающих отношений
С теорией «отзеркаливающих отношений» можно познакомиться в работах Джо Статридж, где описано насколько важно качественное присутствие матери (значимой парентальной фигуры) в жизни младенца. Безусловно, «отзеркаливающие отношения» сыграли серьезную роль в судьбе «Клуба 27». Разбирая детство каждого из участников, мы видим повторяющиеся истории, в которых матери были алкоголизированы, эмоционально нестабильны и недоступны, холодны, большинство из них переживали тяжёлые разводы. Безусловно всё это разрушало базовую опору в психике музыкантов. В такой атмосфере, вероятно, у них сформировался сценарий: «Меня не замечают — значит меня нет». И если представить, что с этим ощущением они вырастали, становились звездами, миллионы людей аплодировали им, но внутри всё равно оставалась пустота. Потому что в детстве в глазах значимых близких не было простого послания: «Ты есть, и ты — хороший». И вот тогда их слава становится заменой любви. А сцена — заменой настоящей связи. Только вот подменить любовь нельзя. И в этой тишине — там, где должно было быть зеркало, — оставалось губительное чувство одиночества.
Таблица 4. Семейная история участников «Клуба 27»
Фото | Имя | Семья |
Роберт ДЖОНСОН | Мать часто меняла мужей. До 7 лет у него сменилось три отчима | |
Брайан ДЖОНС | Очень хотел снова наладить близкие в детстве отношения со своим отцом. Хотел признания родителей, хотя бы того, что он, неважно как, но добился успеха в этой жизни | |
Джимми ХЕНДРИКС | Развод родителей в 11 лет. Мать умерла от алкогольной зависимости | |
Дженис ДЖОПЛИН | Жаловалась, что родители записали ее в «пропащие», еще когда она была совсем юной, и не меняли своего мнения, пока она не стала звездой | |
Джим МОРРИСОН | Мать с алкогольной зависимостью. Особенные отношения с матерью - домашние ссоры, как у семейной пары | |
Курт КОБЕЙН | Развод родителей в 9 лет. Мать с алкогольной зависимостью | |
Эми УАЙНХАУС | Развод родителей в 10 лет стал настоящим предательством |
Родительские приказания
Конечно, в судьбах участников «Клуба 27» можно найти примеры всех 12-ти родительских приказаний, описанных Мери и Бобом Гулдингами в работе «Психотерапия нового решения». Наше внимание привлекли наиболее яркие родительские предписания участников К27:
«Не будь собой». Многие участники клуба чувствовали, что не имеют права быть собой. Так Роберт Джонсон до того, как вернуться к фамилии отца из-за нескольких браков матери, сменил шесть или около того фамилий. Джимми Хендрикс при рождении получил имя Джонни Аллен Хендрикс, но отец поменял его на Джеймс Маршалл, когда вернулся с войны. От Дженис Джоплин ждали, что она будет соответствовать стандартам женской красоты Америки 50–60-х годов. В детстве мать Курта Кобейна оплатила профессиональную фотосессию, на которой маленький Курт был одет в платье в стиле «Фаунтлерой»7. Впоследствии Курт зачастую выходил на сцену в женских платьях. Говорящая фамилия Эми Уайнхаус: в переводе с английского winehouse «винный погреб», певица в последствии умрет от алкогольного отравления. Сама же певица неоднократно говорила о том, что не была рождена для музыки, а для того, чтобы быть матерью и женой. Члены «Клуба 27» были слишком чувствительными, творческими, уязвимыми — и именно это вытесняли.
«Не будь близким». Участники клуба, несмотря на популярность, были глубоко одиноки и не умели строить устойчивых, тёплых отношений. Ни один из них так и не смог построить серьезных и крепких отношений. Роберт Джонсон имел два неудачных брака. На протяжении всей жизни был на содержании у богатых и пожилых женщин, которых соблазнял, эксплуатировал и даже избивал, чтобы бросить их, если находился вариант получше. Брайан Джонс имел 4 сыновей, но ни разу не был женат. Интересно, что с первым сыном Саймоном никогда не виделся, двух следующих сыновей назвал Джулианами, по его словам, в честь джазового саксофониста Джулиана Эддерли. Джимми Хендрикс пользовался большой популярностью у женщин, имел романтические отношения с другой героиней «Клуба 27» — Дженис Джоплин. Ни на одной не был женат, но в каждой женщине искал свой идеал, что отражалось в его творчестве. Многие композиции музыканта были пропитаны верой в личное счастье, и большой надеждой на то, что он будет спасен именно женщиной. Дженис Джоплин пряталась от своего одиночества в большом количестве кратковременных любовников. По воспоминаниям близкого окружения, у Дженнис случались моменты любвеобильности, тогда она пробовала и бисексуальные связи. В молодости пробовала стать проституткой. Когда стала знаменитой, для удовлетворения своих сексуальных потребностей предпочитала 16-тилетних мальчиков. Сближение с партнерами, которых она выбирала сама, а также тех, кто отвечал ей взаимностью, было под большим табу. Страдала от навязчивых идей, что мужчины будут рядом с ней только для получения материальных выгод. Джим Моррисон также был известен большим количеством связей. Серьезные отношения связывали певца с редактором музыкального журнала Патрицией Кеннели, с которой он обвенчался по кельтским обычаям. Роковой связью в его жизни стали отношения с Памелой Курсон, которые отмечались частыми изменами и ссорами. По официальной версии Смерть Моррисона вызвала передозировка героина, который предпочитала Памела. Все серьезные отношения Курта Кобейна с Трейси Марандер, Тоби Вэйл, Мэри Лу Лорд заканчивались по одному сценарию – девушки бросали певца. Роковой связью для Курта стала Кортни Лав, на которой он женился, с кем активно употреблял наркотики. По словам окружения Курта, Кортни стала с ним близкой для того, чтобы решить свои материальные проблемы и развивать свою музыкальную карьеру. Предполагаемый корыстный настрой Лав, стал причиной слухов об убийстве Кобейна, так как незадолго до смерти, он хотел подать на развод8.
«Не живи»: Практически у каждого из участников клуба проявлялись признаки этого приказания — в зависимости, в психосоматике, в разрушительном поведении и, в конечном итоге, в ранней смерти.
Таблица 5 Примеры родительских приказаний участников «Клуба 27»
Фото | Имя | Не будь собой | Не будь близким | Не живи |
Роберт ДЖОНСОН | В общей сложности было шесть фамилий | Два неудачных брака. Дети умирали при родах. Одного ребенка не признал | «В глубине души я тогда осознал, что бедному Бобу суждено пойти на дно»9 | |
Брайан ДЖОНС | Было две сестры: Памела умерла 14 октября 1945 г. от лейкемии; и Барбара 1946 г.р. | Женат не был, 4 детей. С первым сыном не был знаком | «Боб Дилан, скорее всего, переживёт всех нас, я не хочу сказать, что жду — не дождусь, что умру раньше него, но можете ли вы подумать о ком-нибудь, с кем вам будет неплохо постареть, даже на расстоянии?»10 | |
Джимми ХЕНДРИКС | Отец вернулся с войны и сменил имя сына с Джонни Аллена Хендрикса на Джеймса Маршалла | Женат не был, при этом в каждой искал свой идеал | «Только мертвый для жизни готов»11 | |
Дженис ДЖОПЛИН | «Моя мать пробовала сделать меня такой, как все… но я никогда бы не смогла»12 | Замужем не была. Романы с известными музыкантами. Были периоды бисексуальности | «Свобода — это просто еще одно слово, означающее, что нечего терять»13 | |
Джим МОРРИСОН | Наиболее важная сторона свободы – быть тем, кем являешься14 | Большое количество романов. Роковая связь с Памелой Курсон | «Смерть случается только раз. Я не хочу проспать её»15 | |
Курт КОБЕЙН | «То, что я иногда переодеваюсь в женскую одежду, показывает, что я могу быть настолько женственным, насколько захочу»16 | Все серьезные отношения заканчивались тем, что девушки его бросали. Роковая связь с Кортни Лав | «Я не боюсь смерти. Когда ты умираешь, твоя душа продолжает жить и становится абсолютно счастливой. Полный покой после смерти, перерождение в кого-то другого — вот самая большая надежда моей жизни…» 17 | |
Эми УАЙНХАУС | Я соглашусь с тем, что талантлива. Но — и это совершенно точно — я была рождена не для того, чтобы петь. Я была рождена для того, чтобы быть женой и матерью. И приглядывать за семьей18 | Роковая связь с Блейком Филдер-Сивилом. Брак продлился с 2007 по 2009 г. Перед смертью хотела выйти замуж и удочерить девочку | «Все приличные люди покинули этот мир в 27 лет, и я их прекрасно понимаю: любовь оказалась дерьмом, петь больше не о чем, ведь поешь всегда о себе! Ну и чего здесь ошиваться?»19 Мать исполнительницы призналась: она всегда знала, что Эми не доживет до 30 лет20 |
Таким образом, приказания — «не будь собой», «не будь близким», «не живи» — предстают перед нами не как теоретические тезисы. Они показывают реальные сценарии, по которым шли музыканты «Клуба 27». Каждый из них старался найти дорогу к себе, к любви, к жизни. Только внутренние ограничения и предписания, полученные от родителей ещё в детстве, оказались сильнее них.
Жизненный сценарий и тупик 3 степени
Наша гипотеза заключается в том, что жизненный сценарий «Пока не» был характерен для большинства участников «Клуба 27». Напомним, сценарий «Пока не» описывает ситуацию, когда человек решает, что он продолжит действовать или жить до тех пор, пока не случится его обесценивание или же пока его усилия не будут признаны. Родители и близкие большинства из участников «Клуба 27» очень любили музыку, разбирались и играли на различных инструментах. Старший брат Роберта Джонсона научил его играть на гитаре. Родители Брайана Джонса были глубоко увлечены музыкой. Отец умел играть на фортепиано и органе, пел в церковном хоре. Мать была учителем музыки. Дед и бабушка Джими Хендрикса были актёрами варьете в Ванкувере. Дженис Джоплин почитала и очень любила своего отца, считая его музыкально образованным. А ее мать выступала в мюзиклах на студенческой сцене, в свое время отвергла предложение начать профессиональную музыкальную карьеру. Дядя Курта Кобейна играл в рок-н-рольной группе Beachkombers. Семья Эми Уайнхаус издавна была погружена в музыкальную жизнь, прежде всего джаз: известно, что бабушка (по отцовской линии) в 1940-х годах имела близкие отношения с легендарным британским джазменом Ронни Скоттом, а братья матери были профессиональными джазовыми музыкантами21. С подачи Эми ее отец начал сольную музыкальную карьеру.
Таким образом, сценарий участников «Клуба 27» можно сформулировать так: «Пока не» — «Я буду жить, пока ты не обесценишь мои сногсшибательные успехи в твоем хобби (в случае наших героев — музыка)».
Каждый из участников «Клуба 27» был талантлив и имел невероятный успех. Однако их трагедии заключались в том, что они не смогли справиться с внутренними конфликтами, которые постоянно возникали у них в эго-состояниях. Родительские приказания, незакрытые люки, недолюбленный бунтующий ребенок внутри — всё это создавало неразрешённые конфликты, которые в итоге привели их к саморазрушению.
Эти трагедии напоминают нам, как важно быть в гармонии с собой, как важно не быть пленником своих внутренних конфликтов, сценариев и не позволять давлению внешнего мира разрушать наше внутреннее «Я».
1 Брайан Джонс. (n.d.). От жизненного встал он сновиденья… https://xn--c1ajbjandp.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%B0%D0%BD-%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D1%81-%D0%BE%D1%82-%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB-%D0%BE%D0%BD-%D1%81%D0%BD/
2 Эмберн, Э. (2006). Дженис Джоплин — жемчужина рок-н-ролла. М.: АСТ.
3 ТАСС. (2021, 19 ноября). Полвека бьет током: как Джими Хендрикс превратил гитарные соло в вид искусства.
4 Лингво-лаборатория «Амальгама». (n.d.). The End. https://www.amalgama-lab.com/songs/d/doors/the_end.html
5 Wordshow. (n.d.). Цитаты. https://www.wordshow.ru/quotes?view=quote&id=9332&catid=44
6 Вести. (2018, 24 июля). Мать Эми Уайнхаус: я не надеялась, что она доживет до 30 лет. https://www.vesti.ru/article/1990070
7 Кросс, Ч. Р. (2013). Тяжелее небес. Жизнь и смерть Курта Кобейна, о которых вы ничего не знали прежде (Переведено с англ. И. Константинова). М.: Эксмо.
8 Life.ru. (2015, 24 марта). Кортни Лав или суицид? Кто убил Курта Кобейна. https://life.ru/p/1104953
9 LyrSense. (n.d.). Cross Road Blues. https://lyrsense.com/robert_johnson/cross_road_blues
10 Брайан Джонс. (n.d.). От жизненного встал он сновиденья.
11 Цитаты известных личностей. (n.d.). Джимми Хендрикс. Получено с https://ru.citaty.net/avtory/dzhimi-khendriks/
12 Эллис, Э. (2006). Эллис Эмберн: Дженис Джоплин — жемчужина рок-н-ролла. М.: АСТ.
13 Переводы песен. (n.d.). Я и Бобби Маки. Получено с https://lyricstranslate.com/ru/me-and-bobby-mcgee-%D1%8F-%D0%B8-%D0%B1%D0%BE%D0%B1%D0%B1%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D0%BA%D0%B3%D0%B8.html
14 Цитаты известных личностей. (n.d.). Джим Моррисон: «Наиболее важная сторона свободы — быть тем, кем я являюсь». Получено с https://ru.citaty.net/tsitaty/654378-dzhim-morrison-naibolee-vazhnaia-storona-svobody-byt-tem-kem-iav/
15 Цитаты известных личностей. (n.d.). Джим Моррисон: «Смерть случается только раз, я не хочу проспать её». Получено с https://ru.citaty.net/tsitaty/631942-dzhim-morrison-smert-sluchaetsia-tolko-raz-ia-ne-khochu-prospat-eio/
16 Цитаты. (n.d.). Курт Кобейн: То, что я иногда переодеваюсь в женскую одежду. https://ru.citaty.net/tsitaty/479188-kurt-kobein-to-chto-ia-inogda-pereodevaius-v-zhenskuiu-odezhdu-po/#:~:text=%D0%9A%D1%83%D1%80%D1%82%20%D0%9A%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B9%D0%BD%20%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B0%3A%20%E2%80%9E%D0%A2%D0%BE%2C,%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%BC%2C%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D1%85%D0%BE%D1%87%D1%83
17 Кобейн, К. (n.d.). Я не боюсь смерти. Когда ты умираешь, твоя душа пр... Получено с https://ru.citaty.net/tsitaty/476325-kurt-kobein-ia-ne-boius-smerti-kogda-ty-umiraesh-tvoia-dusha-pr/
18 Pravilamag. (n.d.). Правила жизни Эми Уайнхаус. https://www.pravilamag.ru/hero/283-amy-winehouse/
19 7Days. (2012, 22 апреля). Эми Уайнхаус: одна в темноте. https://7days.ru/caravan/2012/4/emi-uaynkhaus-odna-v-temnote.htm
20 Вести. (2021, 23 июля). Мать Эми Уайнхаус: я не надеялась, что она доживет до 30 лет. Вести. https://www.vesti.ru/article/1990070
21 Гламурчик. (n.d.). Эми Уайнхаус. Получено с https://glamurchik.tochka.net/dossie/112-emi-uaynkhaus/
About the authors
Lia I. Kurbanova
Author for correspondence.
Email: liya.kurbanova@gmail.com
ORCID iD: 0009-0008-1009-801X
ResearcherId: NTQ-5595-2025.
Practicing psychologist in the modality of Transactional Analysis (Moscow Institute of Psychoanalysis — Multidisciplinary Counseling: Transactional Analysis and Transactional-Analytical Coaching, 2024). TA psychologist in training (Moscow Institute of Psychoanalysis, Course 202: Transactional Analysis in Psychotherapy and Counseling, 2024–2027). Member of SOTA and EATA
Russian FederationReferences
- Берн, Э. (2021). Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Эксмо.
- Берн, Э. (2020). Психотерапия новой жизни. Эксмо.
- Гулдинг, Р., & Гулдинг, М. (2016). Психотерапия нового решения: как изменить жизненный сценарий. Класс.
- Stuthridge, J. (2006). Inside out: A transactional analysis model of trauma. Transactional Analysis Journal, 36(4), 270-283.
- Стюарт, И., & Джойнс, В. (2005). Транзактный анализ сегодня. Введение в теорию и практику. Класс.
- Штайнер, К. (2002). Сценарии жизни: как люди становятся тем, кем они являются. Академический проект.
- Эмберн, Э. (2006). Дженис Джоплин — жемчужина рок-н-ролла. АСТ.
- Кросс, Ч. Р. (2013). Тяжелее небес. Жизнь и смерть Курта Кобейна, о которых вы ничего не знали прежде (И. Константинова, Пер.). Эксмо.
- Кобейн, К. (2015). Предсмертное письмо Курта Кобейна. Pikabu.ru. https://pikabu.ru/story/predsmertnoe_pismo_kobeyna_3101833
- Кападия, А. (Режиссёр). (2015). Эми [Документальный фильм].
- Морген, Б. (Режиссёр). (2015). Кобейн: Чёртов монтаж [Документальный фильм].
- Берг, Э. (Режиссёр). (2015). Дженис: Маленькая девочка грустит [Документальный фильм].
- ДиЧилло, Т. (Режиссёр). (2009). The Doors: When you’re strange [Документальный фильм].
- Восберг, С. (Режиссёр). (2004). Джимми Хендрикс: Неоконченная история [Документальный фильм].
- Гарсиа, Д. (Режиссёр). (2019). Rolling Stone: Жизнь и смерть Брайана Джонса [Документальный фильм].
Supplementary files
