Learning as a process of cooperation and mutual respect

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Review by practicing psychologist Anna Cherednikova of the book Tactics by Rosemary Napper and Trudy Newton. Transactional Analysis concepts for all trainers, teachers and educators, as well as an understanding of collaborative teaching strategies.", in which the author shares his personal impressions of reading this book. The material provides a description of the practical use of the book, its structure and design features of the text. The author also describes his feelings from reading and the thoughts and actions that this book encourages.

Full Text

Книга TACTICS впервые переведена на русский язык и опубликована в России. Она посвящена практике применения транзактного анализа в образовании. Название TACTICS является аббревиатурой иисчерпывающе отражает содержание данного практического пособия.

Transactional — транзактный
Analysis — анализ
Concept for all —концепции для всех
Trainers, teachersandtutorsplus — тренеров, учителей, наставников, репетиторов и многих других
Insight into — понимание
Collaborative learning— совместного обучения
Strategies— стратегий
TACTICS — это диалог с читателем, который основан на глубинном понимании авторами групповых процессов, рассматриваемых через призму концепций транзактного анализа.
Навигация по книге является удобной для читателя. Всего руководство содержит 11 разделов с одинаковой структурой:

  • с чем познакомит читателя раздел, для чего ему эти знания;
  • вводное упражнение для саморефлексии;
  • теория транзактного анализа;
  • упражнения для закрепления изложенного материала;
  • идеи практического применения концепции в образовательном процессе;
  • источники.

Схемы и таблицы прекрасно иллюстрируют и структурируют текст, а ключевые фразы и выводы, выделенные различными шрифтами, еще больше вовлекают читателя и способствуют активному усвоению материала.

Также очень понравилось, что данное пособие носитпрактический характер, а возможность сделать копию материала, чтобы сразу применить его в работе, является преимуществом книги.

Итак, как и кому может быть полезна эта книга?

Психологу, работающему с клиентами в индивидуальном формате, данная книга в практике вряд ли пригодится. При этом психолог в сфере обучения может использовать книгу как пособие по разработке учебной программы или плана обучающего занятия. В книге подробно изложен способ создания учебных материалов и групп на основе теории цикла Памелы Левин. В качестве примера приводится последовательность действий преподавателя в рамках одного занятия с учетом стадии развития, где стадия «Существование» — это разогрев; стадия «Действие» — это упражнение/рефлексия/обмен опытом или мозговой штурм; стадия «Мышление»— теория, концепции, модели и т.д. Авторы объясняют, как распознавать потребности учащихся на разных стадиях и как отвечать на них. В качестве ответа авторы предлагают перечень конкретных фраз-разрешений, фраз-признаний, которые могут способствовать продвижению учащихся на разных стадиях.

Для психологов, ведущих группы, полезными будут теория Берна о групповых имаго, карта группового развития, а также практические упражнения, направленные на определение потребностей и динамики группы, что в совокупности поможет лучше понимать развитие группы и уверенно проводить ее через все стадии развития.

Психологи, которые находятся в процессе обучения, могут использовать идеи книги для составления персонального плана обучения. Практические упражнения помогут прояснить стиль обучения, а также ответить на вопросы: как вы обучаетесь и как вымешаете себе научиться чему-то?

Ценными для меня в этой книге являются: простое и четкое изложение концепций транзактного анализа, ясноеи емкое освещение тем эго-состояний, жизненных позиций, поглаживаний. Действительно, хочется сделать фотографию или копию почти каждой схемы, так как они содержательны и точны в формулировках.

Для меня особое место в книге занимает раздел об установлении контакта, который подчеркивает важность роли взаимоотношений в учебном процессе. В теоретической части авторы описывают основы работы Поля Вара о «дверях терапии», предлагая использовать эту модель для поддержания низкого уровня стресса в учебной среде исоздания такой атмосферы в группе, где установленный контакт будет приемлемым для всех участников.

Для эффективного установления контактаавторы предлагают 25 идей для разминок-ледоколов — упражнений, предназначенных для первой встречи группы, цель которых — разбить лед между членами группы, а также между наставником и студентами.

Для улучшения понимания себя и своих учеников авторы предлагают обратиться к идее драйверов: как их определить и как они влияют на формирование рабочего стиля и на способы избавления от стресса.

Когда я писала данную рецензию, я была невероятно вдохновлена идеями транзактного анализа об окейности каждого человека и его способности к изменениям, которыми буквально пропитана эта книга.Захотелось собрать группу или записать пусть и короткую, но учебную программу. Попробовать то, о чем так здорово пишут авторы книги, и проверить на практике: а это действительно так работает? неужели это правда так круто?

Цитата, которую я выписала и запомнила:

«Когда мы отвечаем за развитие других, мы должны давать необходимые им разрешения и признание, что они могут быть теми, кто они есть,— и ценить то, что они действуют не так, как мы».

×

About the authors

Anna Andreevna Cherednikova

Author for correspondence.
Email: annasivanovamail@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-6602-0513
https://cherednikova.com

Psychologist, private practice; master's degree in psychology (WEIP); author of the Telegramchannel “and it's... Normal!”

Russian Federation, St. Petersburg

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML