Проявление личностных адаптаций на примере фильма «Август»
- Авторы: Пушкарев А.Ю.1
-
Учреждения:
- Международной академии дополнительного профессионального образования EdPro
- Выпуск: Том 3, № 2 (2023)
- Страницы: 65-68
- Раздел: "Я-О`кей, Ты - О`кей"
- URL: https://ta-journal.ru/TAR/article/view/568590
- DOI: https://doi.org/10.56478/taruj20233265-68
- ID: 568590
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Психологический разбор фильма «Август» (2013, режиссер Джон Уэллс, драма, США) на основе транзактно-аналитических концепций: предписаний, жизненного сценария и личностных адаптаций. В разборе автор исследует взаимоотношения между героями и анализирует их поведение, используя терминологию и идеи Транзактного Анализа. В конце он задается вопросом: возможно ли выйти из сценария или мы неизбежно следуем заветам, переданным от нашей семьи?
Полный текст
В этой статье я буду упоминать:
- концепцию предписаний (приказаний), сформулированных Мэри и Робертом Гулдингами;
- концепцию жизненного сценария, сформулированную Эриком Берном и дополненную Клодом Штайнером;
- концепцию личностных адаптаций, разработанную Полом Уаром и Таиби Калером, а затем дополненную Вэнном Джоинсом.
Предписания (приказания) — это негативные решения, полученные в раннем детстве от родителей. Передаются эти послания из Детского эго-состояния родителей в Детское эго-состояния ребенка.
Жизненный сценарий — это бессознательный жизненный план, составленный ребенком в детстве и подкрепляемый родителями.
Личностные адаптации — это определенный набор стратегий, используемых ребенком при формировании своего жизненного сценария. В ТА выделяют 6 типов личностных адаптаций (подробнее см. в таблице).
Мне хотелось найти такой пример фильма, где будут представлены все 6 типов личностных адаптаций, и, кажется, я его нашел: это «Август» режиссера Джона Уэллса («August: Osage county», 2013).
В начале фильма из дома пропадает мужчина, и позже мы узнаем причину. А до тех пор все члены семьи собираются для поддержки его жены. Сочувствиесменяется горечью, осуждением, взаимными обвинениями и обидами. Выяснение отношений превращает кажущуюся мирной семейную встречу в невыносимое испытание.
Как же это происходит? Давайте проясним.
Адаптации в фильме
Антисоциальная адаптация
- Вайолет (Мэрил Стрип) — властная мать семейства. Она точно знает, что нужно всем. А ещё она больна и зависима от лекарств и сигарет.
У нее сразу две адаптации: Антисоциальная и Параноидная.
У Антисоциальной адаптации имеется потребность в возбуждении, драме, постоянная провокация других на конфликты и внимание к себе. Эго-состояние Родитель исключено, и коммуникация (здесь это обвинения и ярость) происходит из Бунтующего Ребенка.
Собственные потери Вайолет не оплаканы, потому что нужно «Быть сильной», и тогда в ход идет ее Параноидная адаптация, когда она выводит всех на чистую воду. И это леденящие, обессиливающие и завораживающие сцены — Карающий Родитель во всей своей красе.
Ближе к концу фильма, когда ее дочери будут обсуждать старые добрые времена, выяснится, что их мать была на реабилитации в психиатрической лечебнице: в терминах предписаний это «Не будь здоровой» (ментально), как возможный способ справиться с посланием «Не живи».
- Мэтти Фэй (Марго Мартиндейл) — сестра Вайолет. Также сильная и властная женщина.
Здесь также мы видим две адаптации: Антисоциальная и Параноидная.
У Мэтти Фэй есть муж и сын, которых она шпыняет. Она прямо называет сына своим разочарованием, глупым, криворуким и объясняет это тем, что сделала ошибку очень давно и заплатила за это.
И муж, и сын чувствуют, что в ее сердце нет доброты для них, и это проясняется, когда Вайолет расскажет об их тяжелом детстве: с обилием насилия несмотря на то, что Мэтти Фэй была любимицей родителей.
Трое дочерей Вайолет демонстрируют разные способы адаптации к поведению матери.
Параноидная адаптация
- Барбара (Джулия Робертс) — старшая дочь. Властная, сильная женщина, которая смещает Вайолет с позиции главы семейства.
Если в детстве родители не могут обеспечить ребенку структуру и безопасность, то он решает создать ее сам. Эго-состояние Ребенок исключено, и структурно Взрослый захвачен Родителем, который считает, что «мои мысли о мире и есть мир», и ждет совершенства от других. Здесь важно «Быть совершенным».
И любые проявления несовершенства, например, возможный развод с мужем — это публичное и унизительное признание поражения, и выбор здесь — не чувствовать.
Барбара, так же как мать, контролирует всех. Например, дает послание уже своей дочери «Делай, что хочешь, только умри после меня. Живи».
За проявлениями Параноидной адаптации в стрессе также следим, затаив дыхание: крайне пронзительные сцены с психиатром, с матерью («Ешь рыбу!»), дочерью, мужем, сестрами.
У Барбары есть и Пассивно-агрессивная адаптация, которую можно наблюдать в общении с мужем (об этом далее).
Истероидная адаптация
- Карэн (Джульет Льюис) — младшая дочь.
Полагается на интуицию, большое значение придает внешнему виду, дарит тепло другим. Структурно Взрослый захвачен Ребенком, который считает, что «мои чувства о мире и есть мир», и поэтому нельзя проявлять гнев и заботиться о себе. Карэн считает, что то, что родители были вместе так долго, достойно уважения.
У нее нет детей и семьи, она несчастлива в отношениях и ждет, что кто-то другой закроет ее потребности, а за это сама готова закрывать глаза на недостатки партнера. Поскольку потребность в близости не удовлетворена, остается много грусти, ощущение отвержения и подавленности. Сексуализация в качестве психологической защиты.
Шизоидная адаптация
- Айви — средняя дочь.
Айви до сих пор живет жизнью своей матери и безропотно сносит все нападки от той в свой адрес, потому что нужно «Быть сильной». Своей семьи у нее нет. Подавление чувств приводит к онкологии, которая не позволит Айви иметь детей.
- Беверли Уэстон (Сэм Шепард) — муж Вайолет и отец семейства.
- Чарли (Крис Купер) — муж Мэтти Фэй.
- Малыш Чарльз (Бенедикт Камбербэтч) — сын Мэтти Фэй.
Общая черта людей с Шизоидной адаптацией — отделение от своих потребностей и чувств, пассивная позиция в отношении решения проблемы. Выбор Ухода в качестве ответа на стресс.
Каждый из персонажей демонстрирует это по-своему: Беверли Уэстон, глава семьи, уходит в алкоголь, Чарли старший уходит в курение травы; Малыш Чарльз демонстрирует уход скорее в мир фантазий.
Интересно, что Чарльза-сына назвали как отца, то есть хотят для него той же судьбы — быть под железной пятой властной женщины. Сам Чарльз против этого, но не вступает в активное противостояние, и здесь есть еще одна тайна, которая связана с его появлением на свет (ее мы узнаем ближе к концу фильма), что можно трактовать как предписание «Не живи», и, чтобы это предписание покрыть, задействуется другая личностная адаптация.
Обсессивно-компульсивная адаптация
- Малыш Чарльз (Бенедикт Камбербэтч) — сын Мэтти Фэй.
«Если я буду делать, то могу жить». Иначе говоря: я должен «Радовать других», «Быть (в этом) совершенным» и «Не быть значимым». Представители этой адаптации также не говорят о чувствах и избегают своего гнева. И очень важно, что у малыша Чарльза есть Заботливый Родитель в виде Чарли-старшего, который может поддержать сына и снизить разрушительное влияние посланий Критикующего Родителя матери.
Пассивно-агрессивная адаптация
- Билл (Эван Макгрегор) — муж Барбары.
Жена обвиняет Билла в инфантильности при воспитании дочери, Билл же считает, что это Барбара слишком давит на дочь. Людям с Пассивно-агрессивной адаптацией сложно открыто выражать свой гнев, поэтому он проявляется в виде вспышек агрессии или сопротивления, чаще всего через игру «Да, но»: «Я тебя люблю, но ты заноза!»
- Джин (Эбигейл Бреслин) – дочь Барбары и Билла.
Кроме того, что Джин — подросток, она еще и дочь родителей с Параноидной и Пассивно-агрессивной адаптациями, которые, с одной стороны, ставят очень жесткие границы, а с другой — показывают, как спорить и эти границы нарушать. Героиня Джин важна еще и как пример передачи жизненного сценария по женской линии.
В фильме отлично показан вопрос родителей и детей, так знакомый многим: старшее поколение выбирает терпеть и класть свою жизнь на алтарь семьи, требует того же от остальных и обвиняет, когда этого не происходит. А младшее поколение выбирает себя — где-то робко, а где-то довольно смело.
К финалу все делают свой выбор. И здесь нет какой-то одной правды, поэтому герои раз за разом не могут договориться.
Важная ремарка: мужчинам здесь постоянно достается от сильных женщин, ожидающих, что другие должны «Быть сильными» (Антисоциальная адаптация) или «Быть совершенными» (Параноидная адаптация).
Сценарий в студию!
Каков же семейный сценарий, передаваемый по женской линии, от матери к дочери, уже в трех поколениях?
Вайолет вспоминает: «Моя мать была скупой и мерзкой старухой. Наверное, я пошла в нее», — и рассказывает пробирающую ее саму до слез историю про жестокую насмешку вместо подарка на Рождество.
В этой семье словно ведется борьба за то, кому тяжелее жилось. Весь фильм мать обвиняет младшую дочь и при этом ждет ее заботы и любви, и, когда в финале та уезжает, Вайолет остается одна, что можно трактовать как предписание «Не будь близким», полученное ею от своей матери.
Похоже, Вайолет собрала комбо: сценарии «Без любви», «Без ума» и «Без радости». А ее дочери выбирают сценарий «Без любви», который, вероятно, передадут и дальше.
В конце фильма, отъехав от дома на какое-то расстояние, Барбара внезапно останавливается. Может ли она убежать от сценария? Этот вопрос остается открытым.
Как писал Лев Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
***
В статье использованы кадры фильма с сайта imdb.com
Если вы хотите разобрать другие концепции Транзактного Анализа, или, может быть, проанализировать свой любимый фильм, пишите нам на почту if@ta-journal.ru
ШПАРГАЛКА ПСИХОЛОГА1
Адаптация | Характерные признаки | Описание |
Антисоциальная | Конфликт (с правилами общества), низкая толерантность к фрустрации; стремится к возбуждению и драме, чрезвычайно энергичен, целеустремлен, схватывает на лету. | Эгоистичный, бессердечный (грубый), безответственный, импульсивный, очаровательный, харизматичный, агрессивный, умеющий ясно выражаться, стимулирующий, манипулирующий. |
Параноидная | Ригидность мышления, преувеличение, проекция; блестящие мыслители, всегда настороже, обо всем осведомленные; внимательность к деталям. | Сверхчувствительный, подозрительный, ревнивый, завистливый, образованный. |
Шизоидная | Уход, пассивность, мечтательность, избегание, отстраненность, артистичность, творческое мышление, забота о людях. | Стеснительный, чрезмерно чувствительный, эксцентричный, помогающий, приятный, добрый. |
Истероидная | Возбудимый, чрезмерно реагирующий, эмоционально нестабильный, драматичный, привлекающий внимание, соблазняющий, очень энергичный, заботящийся о чувствах других, богатое воображение. | Незрелый, эгоцентричный, тщеславный, зависимый, веселый, привлекательный, забавный. |
Обсессивно-компульсивная | Подчиняющийся, добросовестный, ответственный, надежный. | Перфекционист, излишне сдержан, исполнительный, напряженный, аккуратный. |
Пассивно-агрессивная | Агрессивная пассивность, демонстрирует возмущение, чрезмерно зависимый, предпочитает думать сам, взвешивает все стороны вопроса. | Мешает, дуется, упрямый, верный, энергичный, веселый, цепкий. |
1 Черты личности, характерные для каждой личностной адаптации, см. в: Джоинс В., Стюарт И. Личностные адаптации. СПб.: Издательство «Метанойя», 2017. С. 211.
Об авторах
Александр Юрьевич Пушкарев
Международной академии дополнительного профессионального образования EdPro
Автор, ответственный за переписку.
Email: aupushkarev@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-7676-7867
ResearcherId: IZP-9103-2023
телесный психотерапевт, практикующий психолог в модальности Транзактный Анализ, коуч ICU, преподаватель практики в Международной академии
Россия, МоскваСписок литературы
- Гулдинг Р., Гулдинг М. (1997) Психотерапия нового решения.
- Джоинс В., Стюарт И. (2017) Личностные адаптации. СПб.: Издательство «Метанойя».
- Джоинс В., Стюарт И. (2018) Современный Транзактный Анализ. СПб.: Издательство «Метанойя»