Expressions of Personality Adaptations on the Example of the Film ”August: Osage County”

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This paper presents a psychological analysis of the film August: Osage County (2013, director John Wells, drama, USA). The analysis is based on transactional-analytical concepts: injunctions, life script and personality adaptations. The author explores the relationship between the characters and analyzes their behavior using the terminology and ideas of Transactional Analysis. At the end, he asks the question: is it possible to get out of the script or do we inevitably follow the precepts passed down from our family?

Full Text

В этой статье я буду упоминать:

  • концепцию предписаний (приказаний), сформулированных Мэри и Робертом Гулдингами;
  • концепцию жизненного сценария, сформулированную Эриком Берном и дополненную Клодом Штайнером;
  • концепцию личностных адаптаций, разработанную Полом Уаром и Таиби Калером, а затем дополненную Вэнном Джоинсом.

Предписания (приказания) — это негативные решения, полученные в раннем детстве от родителей. Передаются эти послания из Детского эго-состояния родителей в Детское эго-состояния ребенка.

Жизненный сценарий — это бессознательный жизненный план, составленный ребенком в детстве и подкрепляемый родителями.

Личностные адаптации — это определенный набор стратегий, используемых ребенком при формировании своего жизненного сценария. В ТА выделяют 6 типов личностных адаптаций (подробнее см. в таблице).

Мне хотелось найти такой пример фильма, где будут представлены все 6 типов личностных адаптаций, и, кажется, я его нашел: это «Август» режиссера Джона Уэллса («August: Osage county», 2013).

В начале фильма из дома пропадает мужчина, и позже мы узнаем причину. А до тех пор все члены семьи собираются для поддержки его жены. Сочувствиесменяется горечью, осуждением, взаимными обвинениями и обидами. Выяснение отношений превращает кажущуюся мирной семейную встречу в невыносимое испытание.

Как же это происходит? Давайте проясним.

 

Адаптации в фильме

Антисоциальная адаптация

  • Вайолет (Мэрил Стрип) — властная мать семейства. Она точно знает, что нужно всем. А ещё она больна и зависима от лекарств и сигарет.

У нее сразу две адаптации: Антисоциальная и Параноидная.

У Антисоциальной адаптации имеется потребность в возбуждении, драме, постоянная провокация других на конфликты и внимание к себе. Эго-состояние Родитель исключено, и коммуникация (здесь это обвинения и ярость) происходит из Бунтующего Ребенка.

Собственные потери Вайолет не оплаканы, потому что нужно «Быть сильной», и тогда в ход идет ее Параноидная адаптация, когда она выводит всех на чистую воду. И это леденящие, обессиливающие и завораживающие сцены — Карающий Родитель во всей своей красе.

Ближе к концу фильма, когда ее дочери будут обсуждать старые добрые времена, выяснится, что их мать была на реабилитации в психиатрической лечебнице: в терминах предписаний это «Не будь здоровой» (ментально), как возможный способ справиться с посланием «Не живи».

  • Мэтти Фэй (Марго Мартиндейл) — сестра Вайолет. Также сильная и властная женщина.

 

 

Здесь также мы видим две адаптации: Антисоциальная и Параноидная.

У Мэтти Фэй есть муж и сын, которых она шпыняет. Она прямо называет сына своим разочарованием, глупым, криворуким и объясняет это тем, что сделала ошибку очень давно и заплатила за это.

И муж, и сын чувствуют, что в ее сердце нет доброты для них, и это проясняется, когда Вайолет расскажет об их тяжелом детстве: с обилием насилия несмотря на то, что Мэтти Фэй была любимицей родителей.

Трое дочерей Вайолет демонстрируют разные способы адаптации к поведению матери.

Параноидная адаптация

  • Барбара (Джулия Робертс) — старшая дочь. Властная, сильная женщина, которая смещает Вайолет с позиции главы семейства.

 

 

Если в детстве родители не могут обеспечить ребенку структуру и безопасность, то он решает создать ее сам. Эго-состояние Ребенок исключено, и структурно Взрослый захвачен Родителем, который считает, что «мои мысли о мире и есть мир», и ждет совершенства от других. Здесь важно «Быть совершенным».

И любые проявления несовершенства, например, возможный развод с мужем — это публичное и унизительное признание поражения, и выбор здесь — не чувствовать.

Барбара, так же как мать, контролирует всех. Например, дает послание уже своей дочери «Делай, что хочешь, только умри после меня. Живи».

За проявлениями Параноидной адаптации в стрессе также следим, затаив дыхание: крайне пронзительные сцены с психиатром, с матерью («Ешь рыбу!»), дочерью, мужем, сестрами.

У Барбары есть и Пассивно-агрессивная адаптация, которую можно наблюдать в общении с мужем (об этом далее).

Истероидная адаптация

  • Карэн (Джульет Льюис) — младшая дочь.

Полагается на интуицию, большое значение придает внешнему виду, дарит тепло другим. Структурно Взрослый захвачен Ребенком, который считает, что «мои чувства о мире и есть мир», и поэтому нельзя проявлять гнев и заботиться о себе. Карэн считает, что то, что родители были вместе так долго, достойно уважения.

У нее нет детей и семьи, она несчастлива в отношениях и ждет, что кто-то другой закроет ее потребности, а за это сама готова закрывать глаза на недостатки партнера. Поскольку потребность в близости не удовлетворена, остается много грусти, ощущение отвержения и подавленности. Сексуализация в качестве психологической защиты.

Шизоидная адаптация

  • Айви — средняя дочь.

Айви до сих пор живет жизнью своей матери и безропотно сносит все нападки от той в свой адрес, потому что нужно «Быть сильной». Своей семьи у нее нет. Подавление чувств приводит к онкологии, которая не позволит Айви иметь детей.

  • Беверли Уэстон (Сэм Шепард) — муж Вайолет и отец семейства.
  • Чарли (Крис Купер) — муж Мэтти Фэй.
  • Малыш Чарльз (Бенедикт Камбербэтч) — сын Мэтти Фэй.

Общая черта людей с Шизоидной адаптацией — отделение от своих потребностей и чувств, пассивная позиция в отношении решения проблемы. Выбор Ухода в качестве ответа на стресс.

Каждый из персонажей демонстрирует это по-своему: Беверли Уэстон, глава семьи, уходит в алкоголь, Чарли старший уходит в курение травы; Малыш Чарльз демонстрирует уход скорее в мир фантазий.

Интересно, что Чарльза-сына назвали как отца, то есть хотят для него той же судьбы — быть под железной пятой властной женщины. Сам Чарльз против этого, но не вступает в активное противостояние, и здесь есть еще одна тайна, которая связана с его появлением на свет (ее мы узнаем ближе к концу фильма), что можно трактовать как предписание «Не живи», и, чтобы это предписание покрыть, задействуется другая личностная адаптация.

Обсессивно-компульсивная адаптация

  • Малыш Чарльз (Бенедикт Камбербэтч) — сын Мэтти Фэй.

 

 

«Если я буду делать, то могу жить». Иначе говоря: я должен «Радовать других», «Быть (в этом) совершенным» и «Не быть значимым». Представители этой адаптации также не говорят о чувствах и избегают своего гнева. И очень важно, что у малыша Чарльза есть Заботливый Родитель в виде Чарли-старшего, который может поддержать сына и снизить разрушительное влияние посланий Критикующего Родителя матери.

Пассивно-агрессивная адаптация

  • Билл (Эван Макгрегор) — муж Барбары.

Жена обвиняет Билла в инфантильности при воспитании дочери, Билл же считает, что это Барбара слишком давит на дочь. Людям с Пассивно-агрессивной адаптацией сложно открыто выражать свой гнев, поэтому он проявляется в виде вспышек агрессии или сопротивления, чаще всего через игру «Да, но»: «Я тебя люблю, но ты заноза!»

  • Джин (Эбигейл Бреслин) – дочь Барбары и Билла.

Кроме того, что Джин — подросток, она еще и дочь родителей с Параноидной и Пассивно-агрессивной адаптациями, которые, с одной стороны, ставят очень жесткие границы, а с другой — показывают, как спорить и эти границы нарушать. Героиня Джин важна еще и как пример передачи жизненного сценария по женской линии.

В фильме отлично показан вопрос родителей и детей, так знакомый многим: старшее поколение выбирает терпеть и класть свою жизнь на алтарь семьи, требует того же от остальных и обвиняет, когда этого не происходит. А младшее поколение выбирает себя — где-то робко, а где-то довольно смело.

 

 

К финалу все делают свой выбор. И здесь нет какой-то одной правды, поэтому герои раз за разом не могут договориться.

Важная ремарка: мужчинам здесь постоянно достается от сильных женщин, ожидающих, что другие должны «Быть сильными» (Антисоциальная адаптация) или «Быть совершенными» (Параноидная адаптация).

Сценарий в студию!

Каков же семейный сценарий, передаваемый по женской линии, от матери к дочери, уже в трех поколениях?

Вайолет вспоминает: «Моя мать была скупой и мерзкой старухой. Наверное, я пошла в нее», — и рассказывает пробирающую ее саму до слез историю про жестокую насмешку вместо подарка на Рождество.

В этой семье словно ведется борьба за то, кому тяжелее жилось. Весь фильм мать обвиняет младшую дочь и при этом ждет ее заботы и любви, и, когда в финале та уезжает, Вайолет остается одна, что можно трактовать как предписание «Не будь близким», полученное ею от своей матери.

Похоже, Вайолет собрала комбо: сценарии «Без любви», «Без ума» и «Без радости». А ее дочери выбирают сценарий «Без любви», который, вероятно, передадут и дальше.

В конце фильма, отъехав от дома на какое-то расстояние, Барбара внезапно останавливается. Может ли она убежать от сценария? Этот вопрос остается открытым.

Как писал Лев Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

***

В статье использованы кадры фильма с сайта imdb.com

Если вы хотите разобрать другие концепции Транзактного Анализа, или, может быть, проанализировать свой любимый фильм, пишите нам на почту if@ta-journal.ru

 

ШПАРГАЛКА ПСИХОЛОГА1

Адаптация

Характерные признаки

Описание

Антисоциальная

Конфликт (с правилами общества), низкая толерантность к фрустрации; стремится к возбуждению и драме, чрезвычайно энергичен, целеустремлен, схватывает на лету.

Эгоистичный, бессердечный (грубый), безответственный, импульсивный, очаровательный, харизматичный, агрессивный, умеющий ясно выражаться, стимулирующий, манипулирующий.

Параноидная

Ригидность мышления, преувеличение, проекция; блестящие мыслители, всегда настороже, обо всем осведомленные; внимательность к деталям.

Сверхчувствительный, подозрительный, ревнивый, завистливый, образованный.

Шизоидная

Уход, пассивность, мечтательность, избегание, отстраненность, артистичность, творческое мышление, забота о людях.

Стеснительный, чрезмерно чувствительный, эксцентричный, помогающий, приятный, добрый.

Истероидная

Возбудимый, чрезмерно реагирующий, эмоционально нестабильный, драматичный, привлекающий внимание, соблазняющий, очень энергичный, заботящийся о чувствах других, богатое воображение.

Незрелый, эгоцентричный, тщеславный, зависимый, веселый, привлекательный, забавный.

Обсессивно-компульсивная

Подчиняющийся, добросовестный, ответственный, надежный.

Перфекционист, излишне сдержан, исполнительный, напряженный, аккуратный.

Пассивно-агрессивная

Агрессивная пассивность, демонстрирует возмущение, чрезмерно зависимый, предпочитает думать сам, взвешивает все стороны вопроса.

Мешает, дуется, упрямый, верный, энергичный, веселый, цепкий.

 

1 Черты личности, характерные для каждой личностной адаптации, см. в: Джоинс В., Стюарт И. Личностные адаптации. СПб.: Издательство «Метанойя», 2017. С. 211.

×

About the authors

Alexander Y. Pushkaryov

International Academy of Additional Professional Education EdPro

Author for correspondence.
Email: aupushkarev@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-7676-7867
ResearcherId: IZP-9103-2023

body psychotherapist, practicing psychologist in the Transactional Analysis modality, ICU coach, teacher of practice 

Russian Federation, Moscow

References

  1. Гулдинг Р., Гулдинг М. (1997) Психотерапия нового решения.
  2. Джоинс В., Стюарт И. (2017) Личностные адаптации. СПб.: Издательство «Метанойя».
  3. Джоинс В., Стюарт И. (2018) Современный Транзактный Анализ. СПб.: Издательство «Метанойя»

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig.1.

Download (5MB)




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies