Майя Лутай: «То, что человеку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным»
- Авторы: Барсукова С.А.
- Выпуск: Том 4, № 1 (2024)
- Страницы: 69-71
- Раздел: "Я-О`кей, Ты - О`кей"
- URL: https://ta-journal.ru/TAR/article/view/629980
- DOI: https://doi.org/10.56478/taruj20244169-71
- ID: 629980
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Интервью с сертифицированным преподавателем, СТА, PTSTA в психотерапии, Лутай Майей Вадимовной, о том, как она выбрала модальность транзактный анализ, областях ее работы и особенностях преподавания.
Ключевые слова
Полный текст
ЛУТАЙ Майя Вадимовна
СТА, PTSTA в психотерапии; CIP, CIIPST-UT в Интегративной психотерапии Ричарда Эрскина. Опыт работы психологом: с 2010 года по настоящий момент. Опыт работы PTSTA и CIIPST-UT: с 2022 года по настоящий момент.
Направления работы:
- индивидуальная психотерапия;
- групповая психотерапия;
- ведущий обучающих программ по транзактному анализу и Интегративной Психотерапии Ричарда Эрскина для психологов, психотерапевтов и психиатров;
- автор обучающих программ осознанности для неспециалистов.
- timmaya@mail.ru
— С чего начались ваши отношения с ТА?
— В 1993 году отец на какой-то праздник (уже не помню, какой) подарил книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Читала внимательно. Нашла ответы на мучающие вопросы. Стало интересно. В 2009 году на глаза попалась реклама обучения в ТА. В 2010 году начала учиться на 202-м курсе. С той поры больше не останавливалась.
— Каков ваш путь в ТА? Кто был вашими учителями?
— Мой путь извилистый. Учителя в исторической последовательности: Татьяна Сизикова, Дмитрий Шустов, Надежда Зуйкова, Владимир Гусаковский, Елена Соболева, Наталья Спенсер, Тони Вайт, Марк Виддоусон, Амайя Мауриц, Ричард Эрскин, Мария Тереза Тосси, Сильвия Росси, Труди Ньютон.
— Чему можно у вас научиться? Каким курсам/программам вы обучаете?
- Транзактный анализ: 101 курс, 202 курс — онлайн.
- Интегративная психотерапия Ричарда Эрскина. Вводный курс 2 дня — онлайн, лично, в зависимости от выбора студентов. Полный курс 4.5 года — лично в Москве. Выездные летние практикумы — разные места на выбор студентов.
- Летняя школа: три темы по два дня (подходы ТА и не только) — онлайн.
- Зимняя школа: две темы по два дня (подходы ТА и не только) — онлайн.
— Почему решили стать преподавателем именно транзактного анализа?
— Я из династии педагогов. Мои бабушка и отец — педагоги. Даже в первой профессии аудитора я постоянно читала тренинги и помогала развиваться в профессии коллегам. Во всем виноваты гены и подаренная книжка в детстве… А если серьезно, то транзактный анализ дает структуру в наше турбулентное время — это было важно и мне в 2010 году. Хотелось разобраться в человеке и его внутреннем мире. Мне лично во многом помог ТА: и в первой профессии, и в семье, и в вопросах воспитания ребенка, и в коммуникации с окружающим миром. ТА очень глубок и, в моем понимании, безграничен. Интерес за все эти годы еще ни разу не угас, и хочется узнавать все больше и больше, и делиться этим знанием с другими в сотворчестве. Постепенно все это переросло больше чем в увлечение и стало профессией.
— В чем ваша суперсила как преподавателя?
— Мне сложно сказать, это же к студентам вопрос... Если говорить про мой рабочий стиль, то это про организацию, планирование, структуру, качество материалов и практики, ясность, проверка, что у ребят улеглось, чем они пользуются.
Если говорить про обратную связь студентов, то они говорят: «Мне безопасно и комфортно», «Майя научила любить профессию», «Я не думала, что обучение может быть комфортным, но в то же время продуктивным и профессиональным», «Возможность делать теорию тут же практикой», «Майя учит чуткости, внимательности и подмечать важные моменты», «Отдельное спасибо за атмосферу в группе».
— Кто ваши студенты? Опишите их?
— Не знаю, мне сложно. Это люди…
— Как думаете, что ваши студенты ценят в вас больше всего?
— Больше всего? Я, правда, не знаю. Каждый что-то свое, наверное, ценит. Не очень хочется их всех обобщать. Каждый из них ведь личность. Может ценят всесторонность. Я, честно, не знаю. Даже, скажем, порой удивлена их заинтересованностью в моих программах.
— А с чем они испытывают сложности в отношении вас?
— Думают, что строгая… говорят мне об этом в обратной связи.
— Какой ваш драйвер активнее всего проявляется в преподавании?
— Я начинающий педагог в ТА. Пока я время от времени обнаруживаю себя в драйвере «Будь совершенным». Но лично мне хотелось бы попасть, например, к врачу с таким драйвером… так что размышляю, перевожу драйвер в рабочий стиль. Хочется, с одной стороны, сделать программы качественными, при этом жизнь и актуальные ресурсы организма вносят свои коррективы.
— Какая модель ТА ваша самая любимая?
— На сегодняшний день «Замочная скважина» Ричарда Эрскина. Она так о многом рассказывает, я люблю емкие многогранные слои и связи.
— А с какой моделью или концепцией ТА чувствуете сложность или меньше ее используете?
— Про сложность не могу сказать. При желании и ресурсе можно разобраться в каждой концепции ТА, они структурны и прозрачны. Для меня основная сложность — это ограничение во времени. Его не хватает. Я готовлюсь к сдаче экзаменов на статус Тренера и Супервизора в транзактном анализе и Интегративной Психотерапии одновременно.
Могу сказать, что редко использую в настоящее время нарративный ТА — я не обучалась ему у автора, по книгам изучать сложнее, так как некому задать вопросы, прояснить.
Сейчас активно погружаюсь в ТА в Образовании. Это новые концепции для меня, бывает сложно и не совсем понятно. Много интуитивного знания, я слушала выдержки из Л.С. Выготского и А.С. Макаренко, еще будучи ребенком. Сейчас переосмысливаю знания из детства через призму ТА. Пока этот процесс основной в моем становлении как специалиста.
— Расскажите о вашей зоне ближайшего развития.
— Зона ближайшего развития — это специфика обучения взрослых. Безусловно, данный процесс отличается от обучения детей. Но как это реализовать на практике? При условии, что группа конечно же поднимает и опыт детства, и мы не можем это игнорировать в обучении и супервизии.
Что касается моей роли как психотерапевта, мне особенно сейчас интересны темы Соматического Ребенка и сонастроенность возрасту Внутреннего Ребенка на разных этапах терапевтического процесса.
— Ваше кредо/motto/девиз, как преподавателя?
— «То, что человеку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным».
— Если бы у вас было (а, может быть, есть) ваше тотемное животное — кто это, опишите его?
— Я думаю, мне бы подошел бурый сибирский медведь. Возможно, дикий волк. Белый.
— Сколько у вас сейчас студентов на контракте и сколько уже защитились?
— Три студента других педагогов в процессе подписания контракта со мной. Само подписание контракта — это живой процесс. Человек думает, размышляет, проживает, ощущает. Мы знакомимся. Движение к СТА — это глубокий процесс становления профессионального «Я». Мои же студенты, которых учу я, — на 2-м курсе первый набор. В текущей группе ТА 202 желающих подписать контракт на СТА несколько. Надеюсь, это желание будет только крепнуть к окончанию программы, перерастет в контракт СТА и впоследствии статус СТА.
— Где можно у вас учиться? Какая периодичность набора студентов?
- Программы по ТА: 101, 202, Зимняя школа, Летняя школа. Формат: онлайн. Набор каждые два года. Следующий набор: 101 — май текущего года, 202 — сентябрь текущего года.
- Программы по Интегративной Психотерапии: Вводный курс, Полная программа на 4.5. года, Выездные практикумы. Формат: лично. Набор каждые два года.
Заявку на встречу-знакомство можно направить на timmaya@mail.ru
Об авторах
Светлана Алексеевна Барсукова
Автор, ответственный за переписку.
Email: barsukova_sveta@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0552-309X
ResearcherId: HGD-5974-2022
психолог, телесный психолог, частная практика; член СОТА и EATA
Россия