Maya Lutay: “What a Person Needs to Remember and Learn, First of All, Should be Interesting”

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

An interview with Lutay Maya Vadimovna, a certified trainer, CTA, PTSTA in the field of Psychotherapy, about how she chose the modality of transactional analysis, the areas of her work and the peculiarities of teaching.

Full Text

ЛУТАЙ Майя Вадимовна

СТА, PTSTA в психотерапии; CIP, CIIPST-UT в Интегративной психотерапии Ричарда Эрскина. Опыт работы психологом: с 2010 года по настоящий момент. Опыт работы PTSTA и CIIPST-UT: с 2022 года по настоящий момент.

Направления работы:

  • индивидуальная психотерапия;
  • групповая психотерапия;
  • ведущий обучающих программ по транзактному анализу и Интегративной Психотерапии Ричарда Эрскина для психологов, психотерапевтов и психиатров;
  • автор обучающих программ осознанности для неспециалистов.
  • timmaya@mail.ru

 

— С чего начались ваши отношения с ТА?

— В 1993 году отец на какой-то праздник (уже не помню, какой) подарил книгу Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Читала внимательно. Нашла ответы на мучающие вопросы. Стало интересно. В 2009 году на глаза попалась реклама обучения в ТА. В 2010 году начала учиться на 202-м курсе. С той поры больше не останавливалась.

— Каков ваш путь в ТА? Кто был вашими учителями?

— Мой путь извилистый. Учителя в исторической последовательности: Татьяна Сизикова, Дмитрий Шустов, Надежда Зуйкова, Владимир Гусаковский, Елена Соболева, Наталья Спенсер, Тони Вайт, Марк Виддоусон, Амайя Мауриц, Ричард Эрскин, Мария Тереза Тосси, Сильвия Росси, Труди Ньютон.

— Чему можно у вас научиться? Каким курсам/программам вы обучаете?

  1. Транзактный анализ: 101 курс, 202 курс — онлайн.
  2. Интегративная психотерапия Ричарда Эрскина. Вводный курс 2 дня — онлайн, лично, в зависимости от выбора студентов. Полный курс 4.5 года — лично в Москве. Выездные летние практикумы — разные места на выбор студентов.
  3. Летняя школа: три темы по два дня (подходы ТА и не только) — онлайн.
  4. Зимняя школа: две темы по два дня (подходы ТА и не только) — онлайн.

— Почему решили стать преподавателем именно транзактного анализа?

— Я из династии педагогов. Мои бабушка и отец — педагоги. Даже в первой профессии аудитора я постоянно читала тренинги и помогала развиваться в профессии коллегам. Во всем виноваты гены и подаренная книжка в детстве… А если серьезно, то транзактный анализ дает структуру в наше турбулентное время — это было важно и мне в 2010 году. Хотелось разобраться в человеке и его внутреннем мире. Мне лично во многом помог ТА: и в первой профессии, и в семье, и в вопросах воспитания ребенка, и в коммуникации с окружающим миром. ТА очень глубок и, в моем понимании, безграничен. Интерес за все эти годы еще ни разу не угас, и хочется узнавать все больше и больше, и делиться этим знанием с другими в сотворчестве. Постепенно все это переросло больше чем в увлечение и стало профессией.

— В чем ваша суперсила как преподавателя?

— Мне сложно сказать, это же к студентам вопрос... Если говорить про мой рабочий стиль, то это про организацию, планирование, структуру, качество материалов и практики, ясность, проверка, что у ребят улеглось, чем они пользуются.

Если говорить про обратную связь студентов, то они говорят: «Мне безопасно и комфортно», «Майя научила любить профессию», «Я не думала, что обучение может быть комфортным, но в то же время продуктивным и профессиональным», «Возможность делать теорию тут же практикой», «Майя учит чуткости, внимательности и подмечать важные моменты», «Отдельное спасибо за атмосферу в группе».

— Кто ваши студенты? Опишите их?

— Не знаю, мне сложно. Это люди…

— Как думаете, что ваши студенты ценят в вас больше всего?

— Больше всего? Я, правда, не знаю. Каждый что-то свое, наверное, ценит. Не очень хочется их всех обобщать. Каждый из них ведь личность. Может ценят всесторонность. Я, честно, не знаю. Даже, скажем, порой удивлена их заинтересованностью в моих программах.

— А с чем они испытывают сложности в отношении вас?

— Думают, что строгая… говорят мне об этом в обратной связи.

— Какой ваш драйвер активнее всего проявляется в преподавании?

— Я начинающий педагог в ТА. Пока я время от времени обнаруживаю себя в драйвере «Будь совершенным». Но лично мне хотелось бы попасть, например, к врачу с таким драйвером… так что размышляю, перевожу драйвер в рабочий стиль. Хочется, с одной стороны, сделать программы качественными, при этом жизнь и актуальные ресурсы организма вносят свои коррективы.

— Какая модель ТА ваша самая любимая?

— На сегодняшний день «Замочная скважина» Ричарда Эрскина. Она так о многом рассказывает, я люблю емкие многогранные слои и связи.

— А с какой моделью или концепцией ТА чувствуете сложность или меньше ее используете?

— Про сложность не могу сказать. При желании и ресурсе можно разобраться в каждой концепции ТА, они структурны и прозрачны. Для меня основная сложность — это ограничение во времени. Его не хватает. Я готовлюсь к сдаче экзаменов на статус Тренера и Супервизора в транзактном анализе и Интегративной Психотерапии одновременно.

Могу сказать, что редко использую в настоящее время нарративный ТА — я не обучалась ему у автора, по книгам изучать сложнее, так как некому задать вопросы, прояснить.

Сейчас активно погружаюсь в ТА в Образовании. Это новые концепции для меня, бывает сложно и не совсем понятно. Много интуитивного знания, я слушала выдержки из Л.С. Выготского и А.С. Макаренко, еще будучи ребенком. Сейчас переосмысливаю знания из детства через призму ТА. Пока этот процесс основной в моем становлении как специалиста.

— Расскажите о вашей зоне ближайшего развития.

— Зона ближайшего развития — это специфика обучения взрослых. Безусловно, данный процесс отличается от обучения детей. Но как это реализовать на практике? При условии, что группа конечно же поднимает и опыт детства, и мы не можем это игнорировать в обучении и супервизии.

Что касается моей роли как психотерапевта, мне особенно сейчас интересны темы Соматического Ребенка и сонастроенность возрасту Внутреннего Ребенка на разных этапах терапевтического процесса.

— Ваше кредо/motto/девиз, как преподавателя?

— «То, что человеку необходимо запомнить и чему научиться, прежде всего должно быть для него интересным».

— Если бы у вас было (а, может быть, есть) ваше тотемное животное — кто это, опишите его?

— Я думаю, мне бы подошел бурый сибирский медведь. Возможно, дикий волк. Белый.

— Сколько у вас сейчас студентов на контракте и сколько уже защитились?

— Три студента других педагогов в процессе подписания контракта со мной. Само подписание контракта — это живой процесс. Человек думает, размышляет, проживает, ощущает. Мы знакомимся. Движение к СТА — это глубокий процесс становления профессионального «Я». Мои же студенты, которых учу я, — на 2-м курсе первый набор. В текущей группе ТА 202 желающих подписать контракт на СТА несколько. Надеюсь, это желание будет только крепнуть к окончанию программы, перерастет в контракт СТА и впоследствии статус СТА.

— Где можно у вас учиться? Какая периодичность набора студентов?

  1. Программы по ТА: 101, 202, Зимняя школа, Летняя школа. Формат: онлайн. Набор каждые два года. Следующий набор: 101 — май текущего года, 202 — сентябрь текущего года.
  2. Программы по Интегративной Психотерапии: Вводный курс, Полная программа на 4.5. года, Выездные практикумы. Формат: лично. Набор каждые два года.

Заявку на встречу-знакомство можно направить на timmaya@mail.ru

×

About the authors

Svetlana A. Barsukova

Author for correspondence.
Email: barsukova_sveta@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0552-309X
ResearcherId: HGD-5974-2022

psychologist, body psychologist, private practice; member of SOTA and EATA

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Maya Vadimovna LUTAY

Download (113KB)




This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies