Моим личным инсайтом стал позитивный драматический треугольник
- Авторы: Мамчиц Д.Г.
- Выпуск: Том 5, № 1 (2025)
- Страницы: 81-82
- Раздел: Отзывы на книги
- URL: https://ta-journal.ru/TAR/article/view/681808
- DOI: https://doi.org/10.56478/taruj20255181-82
- ID: 681808
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рецензия практикующего психолога Дарьи Мамчиц на книгу Розмари Нэппер и Труди Ньютон «Тактика. Второе издание». Автор рецензии делится личными впечатлениями от прочтения данной книги, которая вызывает у нее ассоциации с учебником для тренеров.Рецензент выделяет некоторые концепции, использованные в книге, обозначает сильные и слабые стороны, а также делится личным открытием, связанным с позитивным драматическим треугольником, которое возникло в результате знакомства с книгой.
Ключевые слова
Полный текст
Большие ожидания от книги привели меня скорее к зонам моего роста, нежели к структурному пониманию.
С огромным энтузиазмом я взялась писать рецензию на данную книгу. Каково же было мое удивление, когда я начала ее читать и столкнулась с массой вопросов вместо ответов.
Это скорее учебник для тренеров, практикующих в модальности транзактный анализ. Книга имеет четкую структуру учебника, которая включает вводную часть и заключение к каждому разделу, задания для самопроверки и исследования своей техники работы. Книга уникальна не только своим взглядом на процесс обучения через призму теории транзактного анализа, но и структурой подачи информации, изобилующей таблицами, рисунками и графиками. Такая подача материала — находка для визуалов и любителей системного подхода.
В ходе чтения я отметила, что есть некий беспорядок в форматировании книги. Не все задания при выполнении интуитивно понятны: иногда я оказывалась в ступоре и не понимала, зачем в книгу добавлен тот или иной графический элемент, или что именно автор хочет, чтобы я сделала в задании. В некоторых задачах, где нужно было дать ответы напредставленные ситуации, мне не хватило вариантов ответа. У меня осталось ощущение недоделанности и неполного освоения некоторых тем.
Основная миссия книги — показать читателю, что процесс образования симметричен для всех его участников: «Учитель и ученик рассматриваются как совместно вовлеченные в обоюдный процесс творчества и сотрудничества». Книга учит читателя тому, чтобы рассматривать учащегося как равного себе, разделять с ним ответственность за процесс обучения и направлять его к автономии.
Меня очень вдохновила идея построения обучающего процесса с точки зрения транзактного анализа. Двигаясь от главы к главе, я испытывала чувство недосказанности: будто авторская мысль не была развита до такогоуровня, который позволил быпонять его идею и затем реализовать её на практике. Хотелось бы видеть не только дословный перевод книги, но и больше примеров или аналогий, которые будут знакомы и актуальны для русскоязычной аудитории.
В ходе чтения появляются различные знакомые концепции, сопричастные к теории транзактного анализа, такие как «треугольник Карпмана», «двери коммуникации», циклы развития Памелы Левин и другие элементы теории ТА, через которые авторы поясняют свои идеи. Здесь я почувствовала, что мне явно не хватает связис некоторыми аспектами теории, которые были мне знакомы до прочтения этой книги, и что есть белые пятна, которые нужно заполнить, чтобы слова авторов стали понятны. Эта книга не предназначена для неподготовленного ума. Чтобы понять и применять её в полном объеме, необходимо быть достаточно продвинутым пользователем ТА.
На мой взгляд, удачно описана тема драйверов, которая пронизывает несколько глав книги. Особенно отозвалась идея о том, как люди с тем или иным драйвером справляются со стрессом: даны конкретные рекомендации относительно их потребностей в этот момент. Это полезно как для работы с клиентами, так и для информации в лекциях о профессиональном выгорании, которые я читаю.
Для меня очень свежей оказалась идея о психологической дистанции как способе диагностики, когда не работает контракт. Авторы наглядно показали с помощью треугольников, как выглядит дисбаланс в отношениях между разными участниками обучения, какие возможны среди них коалиции и как из них выйти.
Моим личным инсайтом стало представление позитивного драматического треугольника, а точнее — таблицы смены игровых ролей на позитивные. Нигде ранее я не встречала такую понятную, конкретную и четкую схему по выходу из игры, которую уже применила на практике с внутренним конфликтом клиентки и получила от нее положительную реакцию на сессии.
Книга меня впечатлила широтой и охватом тем. Я в который раз восхитилась разнообразием и применимостью любимого ТА подхода. Пока читала,пересмотрела свою профессиональную библиотеку в поисках ответов на собственные «не знаю», что не считаю плюсом книги, но как пользу от обновления знаний — беру.
«Тактика» — книга не для однократного прочтения. Скорее, это руководство по построению контакта со своей аудиторией, по анализу своих привычных паттернов не только в работе, но и в собственном учебном процессе. Подобные масштабные изменения требуют продолжительного взаимодействия с материалом.
Об авторах
Дарья Геннадьевна Мамчиц
Автор, ответственный за переписку.
Email: letterford@gmail.com
ORCID iD: 0009-0003-7278-3921
https://vk.com/dashaodyshe
частная практика; психолог в модальности транзактный анализ; кризисный психолог, ОРКТ-специалист, автор мастер-класса о профессиональном выгорании
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
Дополнительные файлы
