Positive drama triangle as my personal insight

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

A review by practicing psychologist Daria Mamchits of the book Tactics. Second Edition by Rosemary Napper and Trudi Newton. The author shares her impressions of reading the book, which reminded her of a textbook for coaches. The material lists some of the concepts used in the book, identifies the strengths and weaknesses. The author also shares a personal discovery from reading the book, related to the positive dramatic triangle.

Full Text

Большие ожидания от книги привели меня скорее к зонам моего роста, нежели к структурному пониманию.

С огромным энтузиазмом я взялась писать рецензию на данную книгу. Каково же было мое удивление, когда я начала ее читать и столкнулась с массой вопросов вместо ответов.

Это скорее учебник для тренеров, практикующих в модальности транзактный анализ. Книга имеет четкую структуру учебника, которая включает вводную часть и заключение к каждому разделу, задания для самопроверки и исследования своей техники работы. Книга уникальна не только своим взглядом на процесс обучения через призму теории транзактного анализа, но и структурой подачи информации, изобилующей таблицами, рисунками и графиками. Такая подача материала — находка для визуалов и любителей системного подхода.

В ходе чтения я отметила, что есть некий беспорядок в форматировании книги. Не все задания при выполнении интуитивно понятны: иногда я оказывалась в ступоре и не понимала, зачем в книгу добавлен тот или иной графический элемент, или что именно автор хочет, чтобы я сделала в задании. В некоторых задачах, где нужно было дать ответы напредставленные ситуации, мне не хватило вариантов ответа. У меня осталось ощущение недоделанности и неполного освоения некоторых тем.

Основная миссия книги — показать читателю, что процесс образования симметричен для всех его участников: «Учитель и ученик рассматриваются как совместно вовлеченные в обоюдный процесс творчества и сотрудничества». Книга учит читателя тому, чтобы рассматривать учащегося как равного себе, разделять с ним ответственность за процесс обучения и направлять его к автономии.

Меня очень вдохновила идея построения обучающего процесса с точки зрения транзактного анализа. Двигаясь от главы к главе, я испытывала чувство недосказанности: будто авторская мысль не была развита до такогоуровня, который позволил быпонять его идею и затем реализовать её на практике. Хотелось бы видеть не только дословный перевод книги, но и больше примеров или аналогий, которые будут знакомы и актуальны для русскоязычной аудитории.

В ходе чтения появляются различные знакомые концепции, сопричастные к теории транзактного анализа, такие как «треугольник Карпмана», «двери коммуникации», циклы развития Памелы Левин и другие элементы теории ТА, через которые авторы поясняют свои идеи. Здесь я почувствовала, что мне явно не хватает связис некоторыми аспектами теории, которые были мне знакомы до прочтения этой книги, и что есть белые пятна, которые нужно заполнить, чтобы слова авторов стали понятны. Эта книга не предназначена для неподготовленного ума. Чтобы понять и применять её в полном объеме, необходимо быть достаточно продвинутым пользователем ТА.

На мой взгляд, удачно описана тема драйверов, которая пронизывает несколько глав книги. Особенно отозвалась идея о том, как люди с тем или иным драйвером справляются со стрессом: даны конкретные рекомендации относительно их потребностей в этот момент. Это полезно как для работы с клиентами, так и для информации в лекциях о профессиональном выгорании, которые я читаю.

Для меня очень свежей оказалась идея о психологической дистанции как способе диагностики, когда не работает контракт. Авторы наглядно показали с помощью треугольников, как выглядит дисбаланс в отношениях между разными участниками обучения, какие возможны среди них коалиции и как из них выйти.

Моим личным инсайтом стало представление позитивного драматического треугольника, а точнее — таблицы смены игровых ролей на позитивные. Нигде ранее я не встречала такую понятную, конкретную и четкую схему по выходу из игры, которую уже применила на практике с внутренним конфликтом клиентки и получила от нее положительную реакцию на сессии.

Книга меня впечатлила широтой и охватом тем. Я в который раз восхитилась разнообразием и применимостью любимого ТА подхода. Пока читала,пересмотрела свою профессиональную библиотеку в поисках ответов на собственные «не знаю», что не считаю плюсом книги, но как пользу от обновления знаний — беру.

«Тактика» — книга не для однократного прочтения. Скорее, это руководство по построению контакта со своей аудиторией, по анализу своих привычных паттернов не только в работе, но и в собственном учебном процессе. Подобные масштабные изменения требуют продолжительного взаимодействия с материалом.

×

About the authors

Daria Gennadievna Mamchits

Author for correspondence.
Email: letterford@gmail.com
ORCID iD: 0009-0003-7278-3921
https://vk.com/dashaodyshe

Place of work: private practice; psychologist in the modality of transactional analysis; crisis psychologist, SFBT-specialist, author of a master class on professional burnout

Russian Federation, Saint-Petersburg

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML