Влияние структуры личности на уровень профессионального выгорания

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Влияние уровня профессионального (эмоционального) выгорания на качество работы педагогов-психологов муниципальных образовательных организаций обусловило актуальность этой статьи, в которой произведен анализ зависимости структуры личности, представленной в Транзактном Анализе как совокупность трех эго-состояний (Я-Родитель, Я-Ребенок и Я-Взрослый), на коэффициент профессионального выгорания, трактуемый как интегральный показатель трех факторов: психоэмоционального истощения, деперсонализации/дегуманизации и редукции профессиональных достижений. Выявление структуры личности участников исследования, расчет коэффициента их профессионального (эмоционального) выгорания, структурирование уровней выраженности факторов профессионального (эмоционального) выгорания, реализованные в качестве задач исследования, создали возможность достижения поставленной цели. Проверка гипотезы осуществлена посредством методов математической статистики. Наглядность и доступность выводов о корреляционных связях между интегральным показателем профессионального (эмоционального) выгорания и уровнем выраженности эго-состояний в эгограмме обеспечены с помощью их графического и текстового выражения. Представленные данные об отсутствии критического уровня профессионального (эмоционального) выгорания педагогов-психологов муниципальных образовательных организаций и наличие корреляционной связи между редукцией профессиональных достижений и эго-состоянием Взрослого обосновывают вектор дальнейшей работы по обеспечению условий для поддержания желаемого психоэмоционального состояния специалистов.

Полный текст

Многочисленные исследования синдрома профессионального выгорания, актуализированные в российской науке с начала 90-х годов прошлого века, подтверждают необходимость изучения его как феномена, развивающегося в процессах трудовой деятельности.

Понятие «профессиональное выгорание» (Ронгинская, 2016; Водопьянова, 2011; Бухтияров, Рубцов, 2014; и др.) российскими учеными используется наряду с понятиями «эмоциональное выгорание» (Бойко, 1999; Чутко, Козина, 2014; Ярошенко, 2019 и др.) и «психическое выгорание» (Борисова, 2005; Орёл, 2005; Савина, 2009; и др.).

Многолетние терминологические дискуссии российских и зарубежных авторов, по-прежнему присутствующие в научных трудах, позволили сделать некоторые выводы и принять явление, называемое синонимическими терминами «профессиональное выгорание» и «эмоциональное выгорание» как объект нашего исследования.

МКБ-11 (одиннадцатая редакция международной классификации болезней) трактует эмоциональное выгорание следующим образом: «синдром, концептуализируемый как результат хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось успешно справиться… Выгорание относится конкретно к явлениям в профессиональном контексте и не должно применяться для описания опыта в других сферах жизни».

Учитывая важность изучения феномена профессионального выгорания у специалистов, работающих с людьми, мы поставили целью нашего исследования анализ влияния структуры личности на коэффициент профессионального выгорания, сформулировав следующие задачи: анализ структуры личности участников исследования, расчет коэффициента их профессионального выгорания, математическая и статистическая обработка полученных результатов.

Предметом исследования является зависимость коэффициента профессионального выгорания от структуры личности.

В методологии Транзактного Анализа структура личности рассматривается как совокупность трех эго-состояний: Взрослого (В), Ребенка (Ре) и Родителя (Р). Взрослый — это объективность, рациональность, способность принимать решения адекватные ситуации. В эго-состоянии Ребенка личность проявляет доверчивость, капризность, непосредственность, любопытство, творческую увлеченность и легкомысленность (Свободный Ре), либо конформность, скованность, стыдливость (Адаптивный Ре). В эго-состоянии Родителя человек предъявляет комплекс правил и требований (Требующий, Критикующий Р), или демонстрирует опеку, заботу, поддержку (Заботливый Р) (Берн, 2001; Штайнер, 2019).

Мы используем эгограмму — графический способ визуализации структуры личности, предложенный Джеком Дюсеем (Стюарт, Джойнс, 1996, с. 30-33). Для анализа эгограмм мы применили опросник, составленный М. Барановской (Барановская и другие, 2007), в котором структура личности представлена в следующих проявлениях: Взрослый, Ребенок Адаптивный, Ребенок Свободный, Родитель Критикующий и Родитель Заботливый.

Разнообразные модели профессионального выгорания можно условно классифицировать на две подгруппы: факторные и процессуальные (Трущенко, 2012; Полянский, Быковская, 2018; и др.).

Инструментом для реализации задач нашего исследования мы выбрали трехфакторную модель К. Маслач и С. Джексона, обоснованную в 1981 году и принятую в качестве одной из основных моделей участниками научной конференции в Сан-Франциско (1993) и участниками научной конференции в Курске (2007) (Журавлев, Сергиенко, 2011).

В соответствии с трехфакторной моделью профессиональное (эмоциональное) выгорание — это синдром эмоционального истощения и цинизма, который часто появляется у персонала, работающего с людьми, и ведет к негативной коммуникации со своими клиентами.

На трехфакторной структуре основана методика диагностики профессионального выгорания, разработанная К. Маслач и С. Джексоном и адаптированная Н. Водопьяновой (Водопьянова, Старченкова, 2005). Методика определяет интегральный коэффициент выгорания на основе показателей:

  • психоэмоционального истощения (ПЭИ), выраженного в проявлении усталости, в чувстве эмоциональной опустошенности;
  • деперсонализации/дегуманизации (Д), проявляемой в негативном коммуникативном настрое, циничном отношении к окружающим;
  • редукции профессиональных достижений (РПД), дающей ощущение чрезмерности предъявляемых требований, профессиональной несостоятельности.

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что величина коэффициента профессионального (эмоционального) выгорания, трактуемого как интегральный показатель психоэмоционального истощения, деперсонализации/дегуманизации и редукции профессиональных достижений, зависит от структуры личности, представленной в Транзактном Анализе как совокупность трех эго-состояний: Я-Родитель (Критикующий или Заботливый), Я-Ребенок (Свободный или Адаптивный) и Я-Взрослый.

В нашем исследовании приняли участие 40 человек: педагоги-психологи муниципальных образовательных учреждений города Кургана. Все участники женского пола.

Возраст сотрудников — от 20 до 62 лет, из них: 24 человека в возрасте до 39 лет, 15 человек в возрасте от 40 до 59 лет, 1 человек в возрасте старше 60 лет.

По уровню образования: специалистами являются 22 человека, бакалаврами — 15 человек, магистрами — 2 человека, 1 человек имеет профессиональную переподготовку без базового психологического образования.

Трудовой стаж до 1 года у 2 человек, от 1 года до 10 лет — у 26 человек, более 11 лет — у 12 человек.

По результатам письменного опроса в 25 эгограммах из 40 наиболее ярко выражено эго-состояние Родителя Заботливого, а в 12 эгограммах — эго-состояние Ребенка Адаптивного. В одном случае — эго-состояние Взрослого, в одном случае — эго-состояние Ребенка Свободного, и в одном случае — Родителя Критикующего.

Результаты исследования, представленные в текстовом и графическом виде, выглядят следующим образом.

Психоэмоциональное истощение на высоком уровне у 15 человек, это 37.5% участников, на среднем — у 18 человек, т.е. 45%, на низком — у 7 человек, это 17.5% опрошенных.

Деперсонализация/дегуманизация на высоком уровне проявилась у 9 человек, т.е. 22.5%, на среднем — у 11 человек, это 27.5%, на низком — у 20 человек, т.е. у 50% опрошенных.

Редукция профессиональных достижений выражена: на высоком уровне — у 8 человек (20%), на среднем — у 19 человек (47.5%), на низком — у 13 человек, что соответствует 32.5% опрошенных (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Уровни выраженности факторов профессионального (эмоционального) выгорания у участников исследования

 

На гистограмме мы видим, что психоэмоциональное истощение чаще встречается на высоком уровне, чем редукция профессиональных достижений и деперсонализация/дегуманизация.

Интегральный показатель профессионального (эмоционального) выгорания или коэффициент выгорания, который может выражаться в баллах от 0 до 1, продемонстрировал, что 4 респондента имеют результат в диапазоне от 0.51 до 0.62. Это самый высокий уровень в нашей выборке.

До 0.25 выражен интегральный показатель у 7 респондентов.

Остальные показали коэффициент выгорания в диапазоне от 0.26 до 0.50.

Таким образом, критический уровень профессионального (эмоционального) выгорания, в числовом значении близком к 1, не выявлен (таблица 1).

 

Таблица 1. Коэффициент профессионального (эмоционального) выгорания, выявленный у участников исследования

№ респондента

Интегральный показатель

№ респондента

Интегральный показатель

3

0.62

20

0.33

5

0.59

6

0.32

39

0.52

11

0.30

12

0.52

24

0.30

37

0.45

15

0.30

23

0.44

10

0.30

40

0.43

21

0.29

31

0.43

7

0.28

32

0.43

27

0.28

29

0.42

22

0.27

26

0.39

1

0.27

33

0.39

25

0.27

35

0.38

17

0.25

38

0.37

28

0.23

16

0.36

30

0.22

36

0.35

18

0.22

34

0.35

14

0.20

2

0.35

4

0.16

19

0.34

8

0.11

9

0.34

13

0.11

 

Для проверки гипотезы мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критические значения которого при количестве участников исследования — 40 (n=40) равны 0.31 для 0.05 (зона незначимости, rкр= 0.31) и 0.40 для 01 (зона значимости, rкр= 0.40).

Мы не выявили корреляционной связи между интегральным показателем профессионального (эмоционального) выгорания и профессиональным стажем респондентов, а также между интегральным показателем профессионального (эмоционального) выгорания и возрастом респондентов: эмпирические коэффициенты ранговой корреляции -0.062 и 0.051 (соответственно) находятся в зоне незначимости.

Между уровнем выраженности в эгограмме эго-состояния Взрослого и уровнем выраженности психоэмоционального истощения отсутствует устойчивая корреляционная связь, так как эмпирический коэффициент ранговой корреляции -0.096 в зоне незначимости.

Показатели уровня выраженности в эгограмме эго-состояния Взрослого и уровня сформированности деперсонализации/дегуманизации также не коррелируются. Эмпирический коэффициент ранговой корреляции -0.037 в зоне незначимости.

Корреляционная связь между интегральным показателем профессионального (эмоционального) выгорания и уровнем сформированности в эгограмме эго-состояния Взрослого также не отличается от 0 (эмпирический коэффициент ранговой корреляции -0.095), несмотря на то, что редукция профессиональных достижений и выраженность в эгограмме эго-состояния Взрослого продемонстрировали устойчивую прямую корреляционную связь (эмпирический коэффициент ранговой корреляции 0.493 находится в зоне значимости). Теснота этой связи установлена по шкале Чеддока и относится к средней.

Учитывая специфику использованной нами тестовой методики, в которой увеличение количества баллов говорит о снижении уровня выраженности редукции профессиональных достижений, мы делаем вывод: чем сильнее выражено в эгограмме эго-состояние Взрослого, тем слабее редукция профессиональных достижений.

Мы также не обнаружили корреляцию между коэффициентом профессионального (эмоционального) выгорания и проявленностью в эгограмме эго-состояний Родителя Заботливого (-0.232), Родителя Критикующего (0.002), Ребенка Свободного (-0.381) и Ребенка Адаптивного (-0.278).

Эмпирические коэффициенты ранговой корреляции во всех случаях, кроме эго-состояния Ребенка Свободного, находятся в зоне незначимости. Эмпирический коэффициент ранговой корреляции Ребенка Свободного и профессионального (эмоционального) выгорания находится в зоне неопределенности (больше rкр для 0.05, но меньше rкр для 0.01), что позволяет нам сделать вывод о его незначимости.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза не подтвердилась: структура личности, представленная в Транзактном Анализе как совокупность трех эго-состояний (Я-Родитель, Я-Ребенок и Я-Взрослый), не влияет на величину коэффициента профессионального выгорания, трактуемого как интегральный показатель психоэмоционального истощения, деперсонализации/дегуманизации и редукции профессиональных достижений.

Исследование позволило также сделать выводы о том, что в личностной структуре педагогов-психологов города Кургана наиболее сильно выражено эго-состояние Заботливого Родителя (в 25 эгограммах из 40), на втором месте — эго-состояние Ребенка Адаптивного (в 12 эгограммах из 40).

Критический уровень профессионального (эмоционального) выгорания, в числовом значении близком к 1, не обнаружен. Максимальное значение коэффициента выгорания, выявленное у участников исследования — 0.62, его продемонстрировал один респондент. Еще три респондента показали коэффициент выгорания в зоне от 0.52 до 0.59. Остальные результаты находятся в зоне от 0.11 до 0.45.

Установлена корреляционная связь средней тесноты (по шкале Чеддока) между редукцией профессиональных достижений и эго-состоянием Взрослого: чем выше уровень выраженности в эгограмме эго-состояния Взрослого, тем слабее редукция профессиональных достижений. Но наличие этой зависимости не повлияло на корреляционную связь между интегральным показателем профессионального (эмоционального) выгорания и структурой личности, т.е. величина коэффициента выгорания не зависит от выраженности в эгограмме личности эго-состояний Ребенка, Взрослого или Родителя.

Данные, полученные в результате исследования, предлагаются к использованию при разработке и реализации программ профилактики профессионального (эмоционального) выгорания педагогов-психологов.

×

Об авторах

Ирина Михайловна Леготина

Автор, ответственный за переписку.
Email: Legotinairina@mail.ru

Психолог, работающий в модальности Транзактный Анализ, магистр в области психолого-педагогического образования, кандидат педагогических наук, педагог-психолог, профориентолог

Россия, Курган

Список литературы

  1. Барановская М.С., Беспанская Е.Д., Конькова О.В. (2007) Транзактный анализ в подборе кадров // Актуальные проблемы бизнес-образования: материалы VI Международной научно-практической конференции. Минск: Издательский центр БГУ. С. 23-25.
  2. Берн Э. (2001) Трансактный анализ в психотерапии. М.: Издательство «Академический проект».
  3. Бойко В.В. (1999) Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Издательство «Сударыня».
  4. Борисова М.В. (2005) Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2. С. 96-105.
  5. Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю. (2014) Профессиональное выгорание, его проявления и критерии оценки. Аналитический обзор // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова. 2. С. 106-111.
  6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. (2005) Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Издательство «Питер».
  7. Водопьянова Н.Е. (2011) Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2. С. 38-50.
  8. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. (2011) Стресс, выгорание, совладание в современном контексте // Коллективная монография. М.: Издательство Института психологии РАН.
  9. Куваева И.О. (2007) История изучения «синдрома выгорания» в американской психологии // Сборник научных статей «Проблемы исследования “синдрома выгорания” и пути его коррекции у специалистов “помогающих” профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике)». Курск: Издательство Курск. гос. ун-та. С. 85-88.
  10. Орёл В.Е. (2005) Синдром психического выгорания личности. М.: Институт психологии РАН.
  11. Полянский А.И., Быковская Л.И. (2018) Синдром выгорания как феномен в современной науке // Горизонты гуманитарного знания. 5. С. 85-92.
  12. Ронгинская Т.И. (2016) Специфика синдрома выгорания в профессиях с высоким уровнем стресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2. С. 107-121.
  13. Савина Н.С. (2009) Специфика психического выгорания в управленческой деятельности // Вестник Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Гуманитарные науки. 1. С. 55-60.
  14. Стюарт Я., Джойнс В. (1996) Современный транзактный анализ. СПб.: Социально-психологический центр.
  15. Трущенко М.Н. (2012) К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы исследования и современное состояние проблемы // Психология: традиции и инновации. Уфа: Издательство «Лето». С. 1-8.
  16. Федорцова С.С., Ковярова В.А. (2021) Эмоциональное выгорание среди представителей профессиональной группы педагогические работники // CHRONOS: Экономические науки. 3 (31). С. 47-53.
  17. Чутко Л.С., Козина Н.В. (2014) Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М.: Издательство «МЕДпресс-информ».
  18. Штайнер К. (2019) Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. СПб.: Издательство «Питер».
  19. Ярошенко Е.И. (2019) Социально-психологическая модель эмоционального выгорания личности // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 1 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-model-emotsionalnogo-vygoraniya-lichnosti (дата обращения: 26.10.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1. Уровни выраженности факторов профессионального (эмоционального) выгорания у участников исследования

Скачать (80KB)