Elena Lazarenko: “The teacher learns something important from the students. Deep learning is always mutual”
- Authors: Barsukova S.A.
- Issue: Vol 4, No 3 (2024)
- Pages: 61-63
- Section: "I'm OK, You're OK"
- URL: https://ta-journal.ru/TAR/article/view/642619
- DOI: https://doi.org/10.56478/taruj20244361-63
- ID: 642619
Cite item
Full Text
Abstract
Interview with certified teacher, psychologist-psychoanalyst Elena Yurievna Lazarenko, PTSTA in the field of psychotherapy (EATA) and EMDR therapist. Elena Yurievna talks about her experience of learning psychoanalysis and transactional analysis, and how she became a teacher, although she never intended to be one.
Full Text
— С чего начались ваши отношения с ТА?
— Я заканчивала Восточно-Европейский Институт Психоанализа, принимала клиентов, исправно брала супервизии и ощущала себя абсолютно на своем месте. Однокурсники мне рассказали про курс Татьяны Ильиничны Сизиковой по ТА. О курсе были как восторженные, так и отрицательные отзывы. Мне захотелось на это посмотреть. Пришла из любопытства, осталась на 10 лет.
— Каков ваш путь в ТА? Кто был вашими учителями?
— Татьяна Ильинична Сизикова — мой первый преподаватель в ТА, символически это как начальные и средние классы в школе, Марайка Хейн — это мои старшие классы, Ричард Эрскин и Амайя Мауриц — мои университеты. С Амайей я была очень мало по времени, но ее я тоже ощущаю своим учителем.
На пути к экзамену на статус TSTA я чувствую нежную и надежную поддержку Марайки Хейн, Елены Сергеевны Соболевой и Владимира Евгеньевича Гусаковского.
И, конечно же, клиенты — мои главные учителя. Без них я не могла бы понять, что работает, а что нет. Марайка, Амайя и Ричард всегда показывали мне пример, как учиться у своих клиентов. Преподавания это тоже касается. Преподаватель учится чему-то важному у своих студентов. Глубинное обучение всегда взаимно.
— Чему можно у вас научиться? Каким курсам/программам вы обучаете?
— Мое преподавание очень камерное, в довольно небольших закрытых группах с высоким уровнем конфиденциальности и доверия. Для меня это больше похоже на исследовательскую лабораторию, чем на классическое преподавание. Я веду 202-й курс ТА. Цель курса в том, чтобы обучающиеся могли начать или усовершенствовать свою терапевтическую практику, если они этого хотят. На курсе я преподаю не только ТА, но и то, что мне видится полезным из других психотерапевтических подходов. Очень редко провожу отдельные семинары из этого курса для широкой аудитории.
Обучающиеся сами решают, чему они могут и хотят у меня научиться. Конечно, есть базовые этические правила и профессиональные нормы, на соблюдении которых я настаиваю. А в целом я сама после обучения в Восточно-Европейском Институте Психоанализа брала из других обучений то, что мне подходит, и не брала то, что не подходит, и я открыта к тому, чтобы обучающиеся делали аналогично и могли бы со мной об этом разговаривать. Конечно, сначала нужна четкая база, на которую набираются другие навыки. Кому-то я помогаю создать базу, а кому-то добавить то, что подходит к уже имеющимся навыкам.
В ТА мне больше всего откликается интегративная терапия Ричарда Эрскина. Также интересно, что современный отношенческий ТА очень похож на отношенческий психоанализ. Это и есть те основы, которым я обучаю. В зависимости от потребностей группы, я достаю из своей внутренней библиотеки то, что изучала где-то еще (например, у Евгения Молодова на курсе по процессуальному синтезу, у Иветы Апине на семинарах по системной работе с организациями и т.п.).
- Справка журнала «ТА в России»
Елена Юрьевна ЛАЗАРЕНКО
- психолог-психоаналитик (Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2004 г.), СТА-Р-ЕАТА (Женева, 2016 г.), PTSTA-P-EATA (TEW — Париж, 2019 г.), EMDR-терапевт (EMDR Europe, базовый курс, 2023 г.).
- С 2003 года я принимаю индивидуальных клиентов и пары. Преподавание составляет примерно 10% деятельности, в основном я терапевт и супервизор. Мой особый интерес — продолжать изучать новые направления в психотерапии и находить способы помочь клиентам с тяжелым детским опытом (ранняя потеря родителей, физическое и моральное насилие и т.п.).
- связаться со мной можно по телефону +7 911 717 33 39 (WhatsApp, Telegram).
— Почему решили стать преподавателем именно транзактного анализа?
— Я не собиралась быть преподавателем. Я училась на курсе, на котором полагалось на определенном году обучения заключить СТА-контракт, примерно как в школе раньше вступали в пионеры. Без этого не было допуска к следующему году обучения. На курсе были очень полезные практические занятия, я заключила контракт, совершенно не собираясь сдавать экзамен. А потом так случилось, что в ЕАТА приняли решение проводить СТА-экзамен в России в 2015 году. И не просто в России, а в моем родном Петербурге, в Восточно-Европейском Институте Психоанализа, который я окончила и много лет ходила туда на супервизии и личный психоанализ. Тогда я решила: раз не нужно никуда ехать, то можно и экзамен сдать, тем более, что две трети письменной работы у меня уже были написаны для зачета за предыдущие годы обучения. Не пропадать же добру. В итоге письменную работу я сдала со второго раза, а не с первого. Потребовалось внести некоторые изменения. Таким образом, к экзамену в Петербурге я не успела. А когда зачтена письменная работа, не бросать же дело на половине, поэтому я полетела в Швейцарию.
Мне нравилось супервизировать, поэтому через несколько лет я прошла TEW (Training Endorsement Workshop — Ред.) и заключила TSTA-контракт. На мой взгляд, подготовка к TEW намного менее энергоемкая, чем к СТА-экзамену. Я рассматривала вариант, и до сих пор иногда его рассматриваю, не преподавать вовсе, а только супервизировать, но так получается, что на каждом этапе мне предлагают преподавать такие люди, которым моя душа говорит «да».
Когда я наблюдала, как Ян Якоб Стам (организационный расстановщик) проводит расстановки, он часто спрашивал владельцев: «Это у вас есть эта компания или у нее есть вы?» В случае с моим преподаванием — точно у него есть я, а не у меня есть оно. «Эволюционная сила» (тоже термин Яна Якоба Стама, эволюционная сила в значительной мере похожа на физис в ТА) несет меня на своей волне. По Яну Якобу Стаму можно задавать вопрос: «Чего я хочу от жизни?» — а можно задавать вопрос: «Чего жизнь хочет от меня?» История с моим преподаванием — про второй вопрос. Это не всегда просто, но ощущается верным.
Я не собиралась преподавать, потом я не собиралась преподавать онлайн, потом не собиралась проводить семинары для широкой аудитории, никогда не собиралась изучать КПТ (а EMDR — это третья волна КПТ), но в итоге я все это делала. Теперь уже никогда не говорю «никогда».
— В чем ваша суперсила как преподавателя?
— Я не являюсь преподавателем в привычном смысле. Я — терапевт, супервизор, исследователь, немножко проповедник. Я даю в контакт себя с моими знаниями, навыками, опытом, чувствительностью к происходящему здесь и сейчас — и смотрю, что из этого получается и что делать дальше. Для кого-то это мой недостаток, а для кого-то суперсила.
— Кто ваши студенты? Опишите их?
— Они удивительные! Любознательные, смелые, готовые входить в контакт со своей уязвимостью. У многих высокая трансформационная способность, а это, на мой взгляд, одно из главных условий для хорошей терапевтической практики.
— Как думаете, что ваши студенты ценят в вас больше всего?
— Думаю, это очень индивидуально.
— А с чем они испытывают сложности в отношении вас?
— Это еще более индивидуально. Для кого-то контакт со мной достаточно легкий. При этом, если обучение предполагает близкий эмоциональный контакт обучающегося и преподавателя, то есть риск попасть в enactment (разыгрывание). И тогда будет лихо. Я так навернулась 3 раза за 4 года моего «питиэстиэйствования». Каждый эпизод тщательно обдумываю, ищу, что могла бы сделать по-другому.
Если обучение в голову, разыгрываний может не быть. И такое обучение бывает хорошим. Я так училась у Марка Виддоусона на курсах по работе с травмой и по парной терапии. А если обучение в сердце, то тут уже рискованно.
— Какой ваш драйвер активнее всего проявляется в преподавании?
— Драйвер не поможет понять мой стиль преподавания. Близкие говорят, что я похожа на героя польского анекдота: «Збигвень, Збигвень! У тебя в библиотеке воры!!! — Да?.. И что они читают?»
Думаю, в преподавании я такая же.
— Расскажите о вашей зоне ближайшего развития.
— Планирую продолжать обучение у Ричарда Эрскина. Уже зарегистрировалась на зимний онлайн мастер-класс в небольшой англоязычной группе и на очный семинар в марте. В EMDR-терапии хотела бы пройти программу по работе с ранней травмой и вебинары по работе с диссоциацией и сексуализированным насилием.
Понимаю, что мне нужно освоить медитацию, пока я совсем начинающая в этом.
— Ваше кредо/motto/девиз, как преподавателя?
— Девиза нет, есть коан: «Раскрой цветы, и на них прилетят птицы, чтобы петь».
— Если бы у вас было (а, может быть, есть) ваше тотемное животное — кто это, опишите его?
— Шаманы говорят, что тотемное животное может быть только диким. Думаю, тигр или рысь.
— Где можно у вас учиться? Какая периодичность набора студентов?
— Учиться можно онлайн или очно в Петербурге. В октябре завершился 202-й курс у моей первой группы. Желаю выпускникам ясного и вознаграждающего пути!
Еще одно забавное совпадение: предложение ответить на эти вопросы вы мне прислали ровно на следующий день после последнего семинара очного 202-ого курса.
Набор новой группы будет в начале 2025 года. Пока еще не уверена, какая часть обучения будет онлайн, а какая очно. После новогодних праздников запланирую точные даты и начну проводить собеседования. О дальнейшей периодичности пока не думаю.
About the authors
Svetlana A. Barsukova
Author for correspondence.
Email: barsukova_sveta@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0552-309X
ResearcherId: HGD-5974-2022
psychologist, body psychologist, private practice; member of SOTA and EATA
Russian FederationReferences
Supplementary files
