Избегание, порочные циклы и опровержение сценария: расширение методов транзактного анализа для терапии депрессии и тревоги. Обзор статьи Марка Виддоусона о работе с избеганием в транзактном анализе
- Авторы: Самойлова А.И.1,2
-
Учреждения:
- Международный Развивающий Институт Транзактного Анализа (МИР-ТА)
- НИУ ВШЭ
- Выпуск: Том 4, № 3 (2024)
- Страницы: 40-43
- Раздел: "Я-О`кей, Ты - О`кей"
- URL: https://ta-journal.ru/TAR/article/view/642610
- DOI: https://doi.org/10.56478/taruj20244340-43
- ID: 642610
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Данная статья содержит обзор работы Марка Виддоусона «Избегание, порочные циклы и эмпирическое опровержение сценария: две новые теоретические концепции и один механизм изменений в психотерапии депрессии и тревоги», которая была опубликована в «Журнале Транзактного Анализа» («Transactional Analysis Journal») в 2014 году. В статье дается определение процесса избегания, указывается на связь между тревогой и депрессией и процессом избегания, приводятся комментарии о том, как работают с избеганием в различных психотерапевтических подходах, а также практические рекомендации по конфронтации процессу избегания и пошаговый план по работе с избеганием в рамках психотерапии. Также исследуются взаимосвязи между сценарным процессом и избеганием, проводится сравнение между избеганием в транзактном анализе и теорией пассивности, которую предложили Шиффы.
Ключевые слова
Полный текст
Одна из основных идей статьи Марка Виддоусона «Избегание, порочные циклы и эмпирическое опровержение сценария» (Widdowson, 2014) заключается в расширении теории транзактного анализа с целью лучшего понимания, как он работает и как может приносить еще больше пользы в практике психолога.
Начнем с определения избегания, на которое мы будем опираться в этой статье. Избегание — это сознательное решение не делать чего-либо, чтобы избежать неприятных ощущений. Оно может быть связано с:
- поведением — не ходить на вечеринку, чтобы избежать общения;
- мыслями — не думать о тревожной ситуации;
- чувствами — отвлекаться от грусти (гнева, страха и т.д.).
Мы можем избегать как реальных событий и их последствий, так и воображаемых: не отвечать на телефонный звонок или не планировать поездку, ведь что-то может пойти не так. Такое поведение кажется оправданным в настоящем, потому что защищает от неприятных переживаний, однако в долгосрочной перспективе может привести к проблемам или усугубить их.
Концепция избегания присутствует во многих теориях психотерапии:
- психодинамическая теория (Фрейд и его принцип удовольствия [Freud, 1922]) утверждает, что избегание помогает подавлять конфликтные мысли, чувства, импульсы и фантазии, используя защитные механизмы. Это создает внутреннее напряжение;
- в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) используется метод экспозиции, когда клиент намеренно сталкивается с пугающими ситуациями и учится регулировать свою тревогу;
- аналогичный подход применяется в краткосрочной психодинамической терапии Маккалоу Вайланта (McCullough Vaillant, 1996) и реляционной модели циклической психодинамики Вахтеля (Wachtel, 2010). Клиент постепенно сталкивается с пугающими эмоциями, учась регулировать и выражать их, что снижает внутренний конфликт.
А теперь исследуем, как концепция избегания рассматривается в транзактном анализе.
ТА объясняет избегание как действия Ребенка. Ребенок не хочет сталкиваться с болезненными ощущениями и делает нас более зависимыми от Родителя и Взрослого, которые не могут предложить решений. Структурно избегание можно рассматривать как «загрязненный» (контаминированный) процесс Взрослого, основанный на более ранней стратегии Ребенка (Д1) по снижению дискомфорта. Этот способ «справляться» с неприятными переживаниями является частью сценарной системы — то есть теми шаблонами общения и поведения, которые мы усвоили в детстве (Erskine, Zalcman, 1979; O’Reilly-Knapp, Erskine, 2010).
Избегание в транзактном анализе похоже на концепцию пассивности (Schiff, et al., 1975), которая включает в себя четыре типа поведения: ничегонеделание, сверхадаптация, возбуждение и недееспособность/насилие. Однако избегание отличается тем, что предполагает активный выбор. Человек считает свои действия уместными и полезными.
Тем не менее, постоянное избегание не решает, а только усугубляет проблемы. Так как это Детская стратегия, человек не действует, исходя из реалий и возможностей себя взрослого, и может использовать, например, стратегии младенца, для которого все неприятные чувства кажутся ужасными и разрушительными, а одиночество — бесконечным и смертельным. Если рядом регулярно не оказывается надежного заботливого взрослого, то у человека как раз закрепится убеждение: «Все чувства опасны и разрушительны. Их нужно избегать». Позже это убеждение подкрепляется обществом, которое сообщает нам, что чувствовать себя плохо — это плохо, вот мы и пытаемся сбежать от неприятных чувств. Важно понимать, что это невозможно — иногда в жизни приходится встречаться с болью и страданиями, и хорошо бы уметь справляться с ними.
Для работы с Детскими чувствами в рамках транзактного анализа мы используем деконфузию (деконфьюжен) — процесс распутывания и проживания чувств, запертых в Детском эго-состоянии. Это помогает перепрожить старый опыт в новых условиях и укрепиться в понимании того, что чувствовать чувства — это безопасно.
Исследование избегания в рамках депрессии и тревоги
Избегание — это частый компонент депрессии и тревоги. В депрессии люди избегают даже радостных действий — и, конечно, избегают столкновений с неприятными мыслями и чувствами. Также люди с депрессией могут избегать общения, конфликтов и просьб о помощи.
Это означает, что избегание:
- поддерживает негативные сценарные системы, которые усиливают депрессию;
- мешает оценивать ситуацию и делать выводы на основе реальности;
- усугубляет депрессию и тревогу;
- не дает справляться с тревогой;
- ухудшает отношения с окружающими;
- «запирает» нас в кругу ужасных мыслей.
Таким образом формируются негативные циклы:
- депрессия и избегание: человек в депрессии может избегать позитивного опыта, что только усиливает депрессию;
- тревога и избегание: человек с тревогой может избегать пугающих ситуаций, но это делает его тревогу еще сильнее.
Сценарные системы можно представить как рыболовные сети, где скрываются большие рыбы — подавленные чувства. Интересно, что при депрессии эти «рыбки» не обязательно являются гневом или грустью: это может быть и доброе, хорошее отношение к себе. Так работают механизмы обесценивания — мы не обращаем внимания на то, что угрожает сценарию. Нередко здесь в ход еще идут различные игры — мы «выбираем» для себя определенные роли: не справляющегося, грустного, отчаявшегося, тревожного и т.д., опять же, чтобы поддержать сценарий и старые способы реакций на внутренние или внешние стимулы.
Было обнаружено, что депрессия усугубляет влияние сценария: человек избегает людей, потому что чувствует себя подавленным, и, как следствие, начинает чувствовать себя еще хуже, так как не откуда взять поддержку и позитивный опыт. Социальная тревожность побуждает избегать мероприятий и встреч с другими людьми. Так закрепляется ощущение бессилия перед собственным состоянием и тревогой. Мы лишаем себя возможности получить позитивный опыт и укрепить свою самооценку.
Есть механизмы, которые помогают, казалось бы, управлять своими эмоциями — например, самокритика, которая помогает мотивировать и взбодрить себя. Но во время депрессии или в случаях повышенной тревожности самокритика только подрывает уверенность, усиливает чувство безнадежности и приводит к избеганию действий. В итоге усугубляются депрессивные чувства, которые в свою очередь заставляют вновь погружаться в самокритику, что и формирует порочный круг (цикл) избегания.
Итак, можно сделать однозначный вывод: избегание — плохой союзник в борьбе с депрессией. Поэтому необходимо выбирать терапевтические методы, которые помогут преодолеть избегание и способы улучшить самочувствие при депрессии:
- когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): помогает встречаться с тем, что пугает, и справляться с тревогой;
- психодинамическая терапия: помогает принять и переработать пугающие эмоции, чтобы перестать их бояться;
- транзактно-аналитическая терапия.
Ниже представлены некоторые рекомендации, как вырваться из порочного круга избегания:
- увидеть неприятные чувства и научиться справляться с ними;
- постепенно возвращаться к тем ситуациям, которых вы избегаете;
- обратиться к психологу, который поможет научиться справляться с проблемами по-новому. Например, увидеть, где и как вы себя ругаете, и вместо этого начать себя поддерживать.
Что может сделать психотерапевт?
- Помочь вам осознать процессы избегания, чтобы справиться с проблемой.
- Обсудить, как это влияет на ваше состояние.
- Узнать, чего именно вы пытаетесь избежать.
- Обсудить, является ли это краткосрочным или долгосрочным решением.
- Выявить негативные последствия стратегий избегания.
- Предложить более эффективные способы.
- Поддержать вас в том, что вы уже делаете.
Работа со сценарием в рамках терапии избегания: систематическое экспериментальное опровержение
В рамках транзактно-аналитического подхода существуют разные инструменты работы с избеганием:
- антитезисное вмешательство (Berne, 1964): решительное противостояние игре клиента, которое часто оказывается недолговечным;
- катексисный подход (Schiff et al., 1975): активное использование конфронтации для оспаривания сценария (однако может восприниматься как жесткое или непродуктивное);
- нарушение сценария (Woollams, Brown, 1979): терапевт неоднократно прерывает сценарные процессы клиента;
- повторное обучение (Woollams, Brown, 1979): действия, мысли или чувства, которые прямо бросают вызов сценарию клиента, вызывая временный дискомфорт.
Марк Виддоусон в своей статье предлагает использовать метод под названием «систематическое экспериментальное опровержение» — он помогает клиенту проверить свой сценарий и убедиться, что он не всегда верен.
Этот принцип предполагает, что человек может проверить свои убеждения, подвергая их регулярным экспериментальным испытаниям, проверяя на практике актуальность убеждений и их соответствие или несоответствие реальности. Терапевты определяют ключевые элементы сценария, а затем стремятся обратить внимание на переживания, которые не соответствуют ожиданиям, описанным в сценарии клиента, а также предотвращают бесполезные повторные разыгрывания сценариев.
Как это работает:
- терапевт помогает клиенту осознать свой сценарий;
- терапевт и клиент планируют эксперименты, чтобы проверить сценарий на практике;
- клиент делает что-то новое и наблюдает за результатами;
- если результаты противоречат сценарию, клиент может начать сомневаться в его правильности.
Почему это работает?
- Изменение неявных воспоминаний: сценарий бывает основан на неявных воспоминаниях из детства, которые сложно изменить. Систематическое опровержение помогает переписать эти воспоминания на бессознательном уровне.
- Взаимодействие между внутренним и внешним миром: наши мысли, чувства и поведение влияют друг на друга. Изменение одного аспекта может привести к изменению всех остальных.
Для эффективного эмпирического опровержения сценария необходимы следующие шаги.
- Обеспечить безопасность и разрешения: терапевт должен убедиться, что клиент чувствует себя безопасно и может выйти за рамки сценария.
- Предоставить позитивный опыт: терапевт должен предоставить клиенту опыт (во время сеанса или в виде заданий), который демонстрирует Ребенку клиента, что выход из сценария безопасен и продуктивен.
- Поощрять изменения: терапевт поощряет изменения, «поглаживая» клиента за каждое действие, выходящее за рамки сценария, укрепляя желаемые изменения.
- Предоставить альтернативный опыт: терапевт стремится предоставить клиенту альтернативный опыт, который не подтверждает сценарий. Это может включать в себя избегание ожидаемых действий или предложение другого объяснения событий, которое противоречит ожиданиям сценария.
Заключение
В статье Марка Виддоусона предлагаются следующие дополнения к теории ТА:
- критический анализ имеющихся техник работы с избеганием;
- модель порочных циклов;
- систематическое эмпирическое опровержение как механизм терапевтических изменений.
Модель порочных циклов и метод эмпирического опровержения могут показаться похожими на поведенческие инструменты. Но Марк Виддоусон считает, что они могут давать глубокие и долгосрочные изменения. В результате применения систематического эмпирического опровержения клиент может войти в контакт со своими неявными воспоминаниями, переосмыслить свой опыт, проверить реальность своих убеждений и создать для себя новые смыслы.
Об авторах
Алсу Идгаровна Самойлова
Международный Развивающий Институт Транзактного Анализа (МИР-ТА); НИУ ВШЭ
Автор, ответственный за переписку.
Email: salsu@icloud.com
ORCID iD: 0009-0003-6815-2633
ResearcherId: IVU-7502-2023
практикующий психолог; студент Международного Развивающего Института Транзактного Анализа (МИР-ТА) и НИУ ВШЭ
Россия, КазаньСписок литературы
- Berne, E. (1964) Games People Play: The Psychology of Human Relationships. New York: Grove Press.
- Erskine, R.G., Zalcman, M.J. (1979) The Racket System: A Model for Racket Analysis // Transactional Analysis Journal. 9 (1). pp. 51–59.
- Freud, S. (1922) Beyond the Pleasure Principle. Translated by C.J.M. Hubback. London, England: International Psycho-Analytical Library.
- McCullough Vaillant, L. (1996) Changing Character: Short-term Anxiety-regulating Psychotherapy for Restructuring Defenses, Affects, and Attachment. New York: Basic Books.
- O’Reilly-Knapp, M., Erskine, R.G. (2010) The Script System: An Unconscious Organization of Experience // In Erskine R.G. (Ed.) “Life Scripts: A Transactional Analysis of Unconscious Relational Patterns”. London, England: Karnac Books. pp. 291–308.
- Schiff, J.L., Schiff, A.W., Mellor, K., Schiff, E., Schiff, S., Richman, D., Fishman, J., Wolz, L., Fishman, C., Momb, D. (1975) Cathexis Reader: Transactional Analysis Treatment of Psychosis. New York: Harper & Row.
- Wachtel, P. (2010) Relational Theory and the Practice of Psychotherapy. New York: Guilford Press.
- Woollams, S., Brown, M. (1979) Transactional Analysis. Dexter, MI: Huron Valley Institute.
Дополнительные файлы
