Избегание, порочные циклы и опровержение сценария: расширение методов транзактного анализа для терапии депрессии и тревоги. Обзор статьи Марка Виддоусона о работе с избеганием в транзактном анализе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Данная статья содержит обзор работы Марка Виддоусона «Избегание, порочные циклы и эмпирическое опровержение сценария: две новые теоретические концепции и один механизм изменений в психотерапии депрессии и тревоги», которая была опубликована в «Журнале Транзактного Анализа» («Transactional Analysis Journal») в 2014 году. В статье дается определение процесса избегания, указывается на связь между тревогой и депрессией и процессом избегания, приводятся комментарии о том, как работают с избеганием в различных психотерапевтических подходах, а также практические рекомендации по конфронтации процессу избегания и пошаговый план по работе с избеганием в рамках психотерапии. Также исследуются взаимосвязи между сценарным процессом и избеганием, проводится сравнение между избеганием в транзактном анализе и теорией пассивности, которую предложили Шиффы.

Полный текст

Одна из основных идей статьи Марка Виддоусона «Избегание, порочные циклы и эмпирическое опровержение сценария» (Widdowson, 2014) заключается в расширении теории транзактного анализа с целью лучшего понимания, как он работает и как может приносить еще больше пользы в практике психолога.

Начнем с определения избегания, на которое мы будем опираться в этой статье. Избегание — это сознательное решение не делать чего-либо, чтобы избежать неприятных ощущений. Оно может быть связано с:

  • поведением — не ходить на вечеринку, чтобы избежать общения;
  • мыслями — не думать о тревожной ситуации;
  • чувствами — отвлекаться от грусти (гнева, страха и т.д.).

Мы можем избегать как реальных событий и их последствий, так и воображаемых: не отвечать на телефонный звонок или не планировать поездку, ведь что-то может пойти не так. Такое поведение кажется оправданным в настоящем, потому что защищает от неприятных переживаний, однако в долгосрочной перспективе может привести к проблемам или усугубить их.

Концепция избегания присутствует во многих теориях психотерапии:

  • психодинамическая теория (Фрейд и его принцип удовольствия [Freud, 1922]) утверждает, что избегание помогает подавлять конфликтные мысли, чувства, импульсы и фантазии, используя защитные механизмы. Это создает внутреннее напряжение;
  • в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) используется метод экспозиции, когда клиент намеренно сталкивается с пугающими ситуациями и учится регулировать свою тревогу;
  • аналогичный подход применяется в краткосрочной психодинамической терапии Маккалоу Вайланта (McCullough Vaillant, 1996) и реляционной модели циклической психодинамики Вахтеля (Wachtel, 2010). Клиент постепенно сталкивается с пугающими эмоциями, учась регулировать и выражать их, что снижает внутренний конфликт.

А теперь исследуем, как концепция избегания рассматривается в транзактном анализе.

ТА объясняет избегание как действия Ребенка. Ребенок не хочет сталкиваться с болезненными ощущениями и делает нас более зависимыми от Родителя и Взрослого, которые не могут предложить решений. Структурно избегание можно рассматривать как «загрязненный» (контаминированный) процесс Взрослого, основанный на более ранней стратегии Ребенка (Д1) по снижению дискомфорта. Этот способ «справляться» с неприятными переживаниями является частью сценарной системы — то есть теми шаблонами общения и поведения, которые мы усвоили в детстве (Erskine, Zalcman, 1979; O’Reilly-Knapp, Erskine, 2010).

Избегание в транзактном анализе похоже на концепцию пассивности (Schiff, et al., 1975), которая включает в себя четыре типа поведения: ничегонеделание, сверхадаптация, возбуждение и недееспособность/насилие. Однако избегание отличается тем, что предполагает активный выбор. Человек считает свои действия уместными и полезными.

Тем не менее, постоянное избегание не решает, а только усугубляет проблемы. Так как это Детская стратегия, человек не действует, исходя из реалий и возможностей себя взрослого, и может использовать, например, стратегии младенца, для которого все неприятные чувства кажутся ужасными и разрушительными, а одиночество — бесконечным и смертельным. Если рядом регулярно не оказывается надежного заботливого взрослого, то у человека как раз закрепится убеждение: «Все чувства опасны и разрушительны. Их нужно избегать». Позже это убеждение подкрепляется обществом, которое сообщает нам, что чувствовать себя плохо — это плохо, вот мы и пытаемся сбежать от неприятных чувств. Важно понимать, что это невозможно — иногда в жизни приходится встречаться с болью и страданиями, и хорошо бы уметь справляться с ними.

Для работы с Детскими чувствами в рамках транзактного анализа мы используем деконфузию (деконфьюжен) — процесс распутывания и проживания чувств, запертых в Детском эго-состоянии. Это помогает перепрожить старый опыт в новых условиях и укрепиться в понимании того, что чувствовать чувства — это безопасно.

Исследование избегания в рамках депрессии и тревоги

Избегание — это частый компонент депрессии и тревоги. В депрессии люди избегают даже радостных действий — и, конечно, избегают столкновений с неприятными мыслями и чувствами. Также люди с депрессией могут избегать общения, конфликтов и просьб о помощи.

Это означает, что избегание:

  • поддерживает негативные сценарные системы, которые усиливают депрессию;
  • мешает оценивать ситуацию и делать выводы на основе реальности;
  • усугубляет депрессию и тревогу;
  • не дает справляться с тревогой;
  • ухудшает отношения с окружающими;
  • «запирает» нас в кругу ужасных мыслей.

Таким образом формируются негативные циклы:

  • депрессия и избегание: человек в депрессии может избегать позитивного опыта, что только усиливает депрессию;
  • тревога и избегание: человек с тревогой может избегать пугающих ситуаций, но это делает его тревогу еще сильнее.

Сценарные системы можно представить как рыболовные сети, где скрываются большие рыбы — подавленные чувства. Интересно, что при депрессии эти «рыбки» не обязательно являются гневом или грустью: это может быть и доброе, хорошее отношение к себе. Так работают механизмы обесценивания — мы не обращаем внимания на то, что угрожает сценарию. Нередко здесь в ход еще идут различные игры — мы «выбираем» для себя определенные роли: не справляющегося, грустного, отчаявшегося, тревожного и т.д., опять же, чтобы поддержать сценарий и старые способы реакций на внутренние или внешние стимулы.

Было обнаружено, что депрессия усугубляет влияние сценария: человек избегает людей, потому что чувствует себя подавленным, и, как следствие, начинает чувствовать себя еще хуже, так как не откуда взять поддержку и позитивный опыт. Социальная тревожность побуждает избегать мероприятий и встреч с другими людьми. Так закрепляется ощущение бессилия перед собственным состоянием и тревогой. Мы лишаем себя возможности получить позитивный опыт и укрепить свою самооценку.

Есть механизмы, которые помогают, казалось бы, управлять своими эмоциями — например, самокритика, которая помогает мотивировать и взбодрить себя. Но во время депрессии или в случаях повышенной тревожности самокритика только подрывает уверенность, усиливает чувство безнадежности и приводит к избеганию действий. В итоге усугубляются депрессивные чувства, которые в свою очередь заставляют вновь погружаться в самокритику, что и формирует порочный круг (цикл) избегания.

Итак, можно сделать однозначный вывод: избегание — плохой союзник в борьбе с депрессией. Поэтому необходимо выбирать терапевтические методы, которые помогут преодолеть избегание и способы улучшить самочувствие при депрессии:

  • когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): помогает встречаться с тем, что пугает, и справляться с тревогой;
  • психодинамическая терапия: помогает принять и переработать пугающие эмоции, чтобы перестать их бояться;
  • транзактно-аналитическая терапия.

Ниже представлены некоторые рекомендации, как вырваться из порочного круга избегания:

  • увидеть неприятные чувства и научиться справляться с ними;
  • постепенно возвращаться к тем ситуациям, которых вы избегаете;
  • обратиться к психологу, который поможет научиться справляться с проблемами по-новому. Например, увидеть, где и как вы себя ругаете, и вместо этого начать себя поддерживать.

Что может сделать психотерапевт?

  • Помочь вам осознать процессы избегания, чтобы справиться с проблемой.
  • Обсудить, как это влияет на ваше состояние.
  • Узнать, чего именно вы пытаетесь избежать.
  • Обсудить, является ли это краткосрочным или долгосрочным решением.
  • Выявить негативные последствия стратегий избегания.
  • Предложить более эффективные способы.
  • Поддержать вас в том, что вы уже делаете.

Работа со сценарием в рамках терапии избегания: систематическое экспериментальное опровержение

В рамках транзактно-аналитического подхода существуют разные инструменты работы с избеганием:

  • антитезисное вмешательство (Berne, 1964): решительное противостояние игре клиента, которое часто оказывается недолговечным;
  • катексисный подход (Schiff et al., 1975): активное использование конфронтации для оспаривания сценария (однако может восприниматься как жесткое или непродуктивное);
  • нарушение сценария (Woollams, Brown, 1979): терапевт неоднократно прерывает сценарные процессы клиента;
  • повторное обучение (Woollams, Brown, 1979): действия, мысли или чувства, которые прямо бросают вызов сценарию клиента, вызывая временный дискомфорт.

Марк Виддоусон в своей статье предлагает использовать метод под названием «систематическое экспериментальное опровержение» — он помогает клиенту проверить свой сценарий и убедиться, что он не всегда верен.

Этот принцип предполагает, что человек может проверить свои убеждения, подвергая их регулярным экспериментальным испытаниям, проверяя на практике актуальность убеждений и их соответствие или несоответствие реальности. Терапевты определяют ключевые элементы сценария, а затем стремятся обратить внимание на переживания, которые не соответствуют ожиданиям, описанным в сценарии клиента, а также предотвращают бесполезные повторные разыгрывания сценариев.

Как это работает:

  • терапевт помогает клиенту осознать свой сценарий;
  • терапевт и клиент планируют эксперименты, чтобы проверить сценарий на практике;
  • клиент делает что-то новое и наблюдает за результатами;
  • если результаты противоречат сценарию, клиент может начать сомневаться в его правильности.

Почему это работает?

  • Изменение неявных воспоминаний: сценарий бывает основан на неявных воспоминаниях из детства, которые сложно изменить. Систематическое опровержение помогает переписать эти воспоминания на бессознательном уровне.
  • Взаимодействие между внутренним и внешним миром: наши мысли, чувства и поведение влияют друг на друга. Изменение одного аспекта может привести к изменению всех остальных.

Для эффективного эмпирического опровержения сценария необходимы следующие шаги.

  1. Обеспечить безопасность и разрешения: терапевт должен убедиться, что клиент чувствует себя безопасно и может выйти за рамки сценария.
  2. Предоставить позитивный опыт: терапевт должен предоставить клиенту опыт (во время сеанса или в виде заданий), который демонстрирует Ребенку клиента, что выход из сценария безопасен и продуктивен.
  3. Поощрять изменения: терапевт поощряет изменения, «поглаживая» клиента за каждое действие, выходящее за рамки сценария, укрепляя желаемые изменения.
  4. Предоставить альтернативный опыт: терапевт стремится предоставить клиенту альтернативный опыт, который не подтверждает сценарий. Это может включать в себя избегание ожидаемых действий или предложение другого объяснения событий, которое противоречит ожиданиям сценария.

Заключение

В статье Марка Виддоусона предлагаются следующие дополнения к теории ТА:

  • критический анализ имеющихся техник работы с избеганием;
  • модель порочных циклов;
  • систематическое эмпирическое опровержение как механизм терапевтических изменений.

Модель порочных циклов и метод эмпирического опровержения могут показаться похожими на поведенческие инструменты. Но Марк Виддоусон считает, что они могут давать глубокие и долгосрочные изменения. В результате применения систематического эмпирического опровержения клиент может войти в контакт со своими неявными воспоминаниями, переосмыслить свой опыт, проверить реальность своих убеждений и создать для себя новые смыслы.

×

Об авторах

Алсу Идгаровна Самойлова

Международный Развивающий Институт Транзактного Анализа (МИР-ТА); НИУ ВШЭ

Автор, ответственный за переписку.
Email: salsu@icloud.com
ORCID iD: 0009-0003-6815-2633
ResearcherId: IVU-7502-2023

практикующий психолог; студент Международного Развивающего Института Транзактного Анализа (МИР-ТА) и НИУ ВШЭ

Россия, Казань

Список литературы

  1. Berne, E. (1964) Games People Play: The Psychology of Human Relationships. New York: Grove Press.
  2. Erskine, R.G., Zalcman, M.J. (1979) The Racket System: A Model for Racket Analysis // Transactional Analysis Journal. 9 (1). pp. 51–59.
  3. Freud, S. (1922) Beyond the Pleasure Principle. Translated by C.J.M. Hubback. London, England: International Psycho-Analytical Library.
  4. McCullough Vaillant, L. (1996) Changing Character: Short-term Anxiety-regulating Psychotherapy for Restructuring Defenses, Affects, and Attachment. New York: Basic Books.
  5. O’Reilly-Knapp, M., Erskine, R.G. (2010) The Script System: An Unconscious Organization of Experience // In Erskine R.G. (Ed.) “Life Scripts: A Transactional Analysis of Unconscious Relational Patterns”. London, England: Karnac Books. pp. 291–308.
  6. Schiff, J.L., Schiff, A.W., Mellor, K., Schiff, E., Schiff, S., Richman, D., Fishman, J., Wolz, L., Fishman, C., Momb, D. (1975) Cathexis Reader: Transactional Analysis Treatment of Psychosis. New York: Harper & Row.
  7. Wachtel, P. (2010) Relational Theory and the Practice of Psychotherapy. New York: Guilford Press.
  8. Woollams, S., Brown, M. (1979) Transactional Analysis. Dexter, MI: Huron Valley Institute.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML