Том 3, № 3 (2023)
От редакции



Языком науки
Психотерапевтическая работа с травмой эмиграции в транзактно-аналитическом подходе
Аннотация
Статья содержит размышления о том, как взгляд на эмиграцию через призму травматического опыта может помочь расширить понимание сценария клиента. Раскрытие понятия «травма» позволяет провести аналогию между проживанием опыта эмиграции и тех возможных изменений в сценарии, которые провоцирует переезд. Опыт эмиграции часто сопряжен с регрессом в Детское эго-состояние, что в свою очередь также может препятствовать адаптации клиента. В статье рассматриваются причины регресса, и как это может отражаться на принятии новых сценарных решений в настоящем и будущем. Предлагается практический опыт работы с эмигрантами, который отражает тенденцию к усилению драйвера «Будь сильным», а также объясняются причины подобного поведения у респондентов-участников эксперимента. Автор предлагает использовать экзистенциальную позицию «Я — Ок, Ты — Ок» как формулу для преодоления культуральных трудностей адаптации и как оптику для восприятия разницы культур во время процесса освоения новой системы норм и правил. Осознание приобретаемого практического опыта может помочь личности преодолеть трудности в адаптации к новой стране. Статья подготовлена на базе выступления на конференции МИР-ТА в 2023 году.



Влияние структуры личности на уровень профессионального выгорания
Аннотация
Влияние уровня профессионального (эмоционального) выгорания на качество работы педагогов-психологов муниципальных образовательных организаций обусловило актуальность этой статьи, в которой произведен анализ зависимости структуры личности, представленной в Транзактном Анализе как совокупность трех эго-состояний (Я-Родитель, Я-Ребенок и Я-Взрослый), на коэффициент профессионального выгорания, трактуемый как интегральный показатель трех факторов: психоэмоционального истощения, деперсонализации/дегуманизации и редукции профессиональных достижений. Выявление структуры личности участников исследования, расчет коэффициента их профессионального (эмоционального) выгорания, структурирование уровней выраженности факторов профессионального (эмоционального) выгорания, реализованные в качестве задач исследования, создали возможность достижения поставленной цели. Проверка гипотезы осуществлена посредством методов математической статистики. Наглядность и доступность выводов о корреляционных связях между интегральным показателем профессионального (эмоционального) выгорания и уровнем выраженности эго-состояний в эгограмме обеспечены с помощью их графического и текстового выражения. Представленные данные об отсутствии критического уровня профессионального (эмоционального) выгорания педагогов-психологов муниципальных образовательных организаций и наличие корреляционной связи между редукцией профессиональных достижений и эго-состоянием Взрослого обосновывают вектор дальнейшей работы по обеспечению условий для поддержания желаемого психоэмоционального состояния специалистов.



Особенности взаимодействия при онлайн-консультировании с позиций Транзактного Анализа
Аннотация
Данная статья написана на основе выступления на студенческой конференции МИР-ТА в 2023 году. В статье рассмотрен феномен виртуального общения в модальности Транзактного Анализа, описаны особенности виртуального общения, как специалистов помогающих профессий, так и свободных пользователей сети интернет. Основываясь на теории Эрика Берна об удовлетворении голода (жажды) по структуре, признанию и стимулам, автор анализирует виртуальные способы удовлетворения этих мотиваторов. В статье подробно описан каждый из шести способов структурирования времени в виртуальном пространстве, описан процесс взаимодействия между пользователями сети интернет, а также то, как виртуальное взаимодействие влияет на реальный контакт. Автор статьи отдельно прописывает особенности административного контракта при онлайн-консультировании в работе с клиентом. Также виртуальное общение рассматривается как инструмент для создания благоприятной атмосферы для развития личности и предлагается как способ удовлетворения стимульного голода клиента, даны практические рекомендации. Автор статьи предлагает посмотреть на виртуальное общение осознанно и использовать его как инструмент для развития личности в условиях стремительно меняющейся реальности.



Опыт применения матрицы обесценивания у пациентов с нарушениями пищевого поведения
Аннотация
В статье представлен опыт использования ТА (Транзактного Анализа) для выявления обесценивания как механизма психологической защиты, описывается матрица обесценивания, созданная Кеном Меллором и Эриком Шиффом (Зигмундом) в Институте Катексиса. Авторы показывают свой опыт применения матрицы обесценивания в клинической практике. В статье приведены вопросы, облегчающие диагностику уровней обесценивания у пациентов с нарушениями пищевого поведения. Авторами показана практическая ценность применения данной диагностики для последующей психотерапевтической работы.



Транзактный Анализ и психотерапевтические исследования. Материал выступления Энрико Бенелли на международной конференции ОРТА
Аннотация
Эта статья является конспектом выступления Энрико Бенелли (TSTA-P) на международной онлайн конференции Казахстанской Ассоциации Транзактного Анализа (ОРТА), состоявшейся в октябре 2023 года. В этом выступлении Энрико Бенелли рассказал о том, какое место занимает ТА в мире психотерапии и чем отличается терапия в Транзактном Анализе от психотерапии в других направлениях. Также Энрико поделился идеями о том, как возможно объединить теорию развития, обучения, лечения, супервизии и исследования. В статье обсуждаются две техники Транзактного Анализа: деконтаминация — как помогать людям понимать их эго-состояния и осознавать внутренний диалог; деконфьюжен (распутывание) — как помогать людям соединяться с потребностями их Свободного Ребенка и переписывать сценарий. Конспект был подготовлен корреспондентом журнала «Транзактный Анализ в России» Александрой Мхитарян.



"Я - О`кей, Ты - О`кей"
Взгляд на взрослого человека с СДВГ с позиций Транзактного Анализа
Аннотация
В статье рассматривается синдром дефицита внимания и гиперактивности с транзактно-аналитической точки зрения, а именно: какие предписания, драйверы, сценарные процессы и адаптации могут быть у взрослых людей с СДВГ. Мы рассмотрели, как симптомы СВДГ проявляются в детском возрасте, и как они трансформируются у взрослых; что мы, как терапевты, будем наблюдать у себя в кабинете, и как это поможет сделать правильную диагностику.
В статье затрагивается тема сложности диагностики СДВГ в связи с его коморбидностью. Поднимается вопрос о том, подходит ли стандартный терапевтический план лечения для нейронетипичных людей. Также затрагивается вопрос о том, как терапевт и клиент могут почувствовать себя «не ОК», если оба не знают о том, что у клиента может быть нейронетипичный мозг, и, вследствие этого незнания, делают акцент на терапии других расстройств. В этом случае результаты терапии могут быть незначительными, или симптомы могут возвращаться вновь. При наличии подобных маркеров можно сделать предположение о нейронетипичности клиента и рекомендовать ему пройти диагностику на СДВГ, что значительно повысит результаты работы с ним.



Тема денег в жизни специалиста помогающих профессий
Аннотация
В данной статье рассматривается с разных сторон вопрос выбора психологом стоимости оплаты, роли собственного сценария терапевта и его влияния на личную финансовую сферу. Предполагается, что тема денег, осознанно или нет, нередко обходится стороной в обсуждениях профессионального сообщества психологов и других помогающих специалистов. Причинами такого избегания автор видит: культуральный сценарий, историю развития психологии на постсоветском пространстве, особенности этики профессии и высшего профессионального обучения. Автором предлагаются методы расчета стоимости одной консультации и схема изучения личного финансового блока в психотическом сценарии психолога. Приводится алгоритм позволяющий проводить деконтаминацию Взрослого через работу с пословицами, поговорками и семейными мифами посредством феноменологических вопросов и последующего анализа.



Елена Соболева: «Быть членом ЕАТА — значит принадлежать к таким же, как ты»
Аннотация
В статье приводится интервью с делегатом России в ЕАТА Еленой Соболевой. В беседе делегат освещает свою работу и отвечает на ряд вопросов. Что такое Европейская Ассоциация Транзактного Анализа, каково ее место в мире ТА и среди других международных ассоциаций. Сколько ассоциаций ТА в мире. В чем отличие ЕАТА от других ассоциаций. Международная Ассоциация Транзактного Анализа (ITAA) и их взаимоотношения с EATA. Каков принцип включения национальной ассоциации в Европейское сообщество, что нужно, чтобы она вошла в состав ЕАТА. Что дает членство в ЕАТА как национальной ассоциации в целом, так и конкретным людям, каковы права и обязанности члена ЕАТА. Чем может быть полезно членство в ассоциации для представителей модальности Транзактный Анализ в России и русскоязычных участников. Делегат от России в ЕАТА — его функции, чем он занимается. Можно ли быть психологом в модальности ТА и не быть членом международных ассоциаций, имеет ли право психолог называться транзактным аналитиком, если не сдал экзамен. Какие существуют отличия в процедуре получения СТA и других статусов в ЕАТА и ITAA. Какие важные события произошли в 2023 году в ЕАТА и какие новости важно знать российским специалистам, работающим в модальности ТА.



Личный опыт получения статуса Сертифицированого Транзактного Аналитика в области психотерапии Интервью с Анастасией Бородкиной
Аннотация
Данная статья содержит интервью с Анастасией Бородкиной, сдавшей экзамен на получение статуса CTA-P в 2023 году. Анастасия рассказывает о том, насколько важную роль в успешной сдаче экзамена играет поддержка профессионального сообщества. Анастасия брала поддержку у коллег-психологов, в личной терапии, у куратора, в супервизорских и интервизорских группах; также очень ценна была поддержка и внимательность ее переводчика. В статье дается несколько полезных советов для подготовки к экзамену: на что обращать внимание, как можно позаботиться о себе в процессе. Анастасия также рекомендует при возможности сдать предварительный mock-экзамен, чтобы оценить свои силы и внести необходимые корректировки в свою итоговую письменную работу.



«Это совершенно другой взгляд на экзамен, не свойственный нашему представлению о нем»
Аннотация
В данной статье представлено интервью с переводчиком Наталией Шикиной, работающей на экзаменах на получение статуса сертифицированного транзактного аналитика. Наталия делится собственным опытом работы в качестве переводчика на устной части экзамена CTA: раскрывает тонкости и особенности сдачи экзамена, рассказывает, что включает в себя письменный и устный экзамен, какая атмосфера ждет кандидатов на получение статуса CTA, а также к чему переводчику стоит быть готовым и что предусмотреть, чтобы все прошло успешно, как подготовиться технически и эмоционально. Также в интервью затрагивается вопрос о том, какой уровень владения английским языком должен быть у переводчика для работы на экзамене СТА. Интервью с точки зрения переводчика, а не экзаменуемого, позволит читателям взглянуть на экзамен с другой стороны и получить о нем более объемное представление.



Теория поглаживаний из безусловной позиции «Я — ОК, Ты — ОК» на примере сериала «Тэд Лассо»
Аннотация
В статье представлены анализ теории поглаживаний, применяемой в рамках Транзактного Анализа, с иллюстрацией данной теории на примере сериала «Тэд Лассо» (2020-2023). Главный герой сериала применяет все виды поглаживаний, описанные Мэри и Робертом Гулдингами, а также выступает как носитель безусловной экзистенциальной позиции «Я — ОК, Ты — ОК», которая является исцеляющей как в рамках обычных человеческих взаимоотношений, так и в рамках психотерапевтического процесса. Автор проводит интересные параллели, подмечая сходство между групповым психотерапевтическим процессом и работой тренера в футбольной команде.



История ТА
История развития имаго-терапии в России
Аннотация
Статья рассказывает об истории становления имаго-терапии отношений в России. Имаго-терапия как подход для психотерапевтической работы с парами был разработан в 1980-е годы в США супругами Харвиллом Хендриксом и Хелен ЛаКелли Хант. Автор статьи впервые столкнулась с данным психотерапевтическим методом в 2005 году на конференции по разрешению конфликтов, где она познакомилась с Ребеккой Сиэрс (является имаго-терапевтом с 1994 года и членом методического совета Международного Института Имаго Тренинга с 2003 года) и решила учиться у нее. Автор рассказывает о первых тренингах, презентациях и мастер-классах по имаго-подходу, проходивших в России, а также о первых книгах, вышедших на русском языке. Автор говорит о том, какую роль в развитии подхода сыграли Ребекка Сиэрс, Институт психотерапии и консультирования «Гармония», «Психологическая газета», психологические сообщества страны, проект «Вершины Транзактного Анализа» и сама Ирина Иванова. Данная статья очерчивает путь, который прошел проект «Имаго-Россия» от первых тренингов до появления сертифицированных терапевтов, ведущих семинаров для пар, супервизоров и преподавателей имаго-подхода.



Развитие и становление Транзактного Анализа в России в 1990-е и 2000-е годы
Аннотация
В данной статье говорится о развитии Транзактного Анализа в России в 1990-е годы, когда Том Фрэйзер привез книгу Иана Стюарта и Вэнна Джоинса «Транзактный анализ сегодня» и попросил Дмитрия Касьянова перевести ее на русский язык. Авторы статьи рассказывают о первых тренерах и первых образовательных мероприятиях по Транзактному Анализу в России, в которых принимали участие многие всемирно известные транзактные аналитики: в 1990-е в Россию приезжали Клод Штайнер, Стивен Карпман, Мэрилин Зальцман, Петрушка Кларксон, Джин Кларк, Джон Парр и другие. Также в статье говорится о первых международных образовательных программах Транзактного Анализа в России («Транзактный Анализ в клинической области» и «Транзактный Анализ в образовании»), о создании национальных ассоциаций Транзактного Анализа — Санкт-Петербургской и Рязанской (СОТА и РАТА). Авторы описывают историю ТА в России до 2015 года, когда при поддержке ЕАТА впервые в России и в Восточной Европе был проведен первый Международный экзамен на звание СТА по инициативе делегата от России в Совете ЕАТА — Елены Соболевой.



Отзывы на книги
Пробуждение Фаниты Инглиш: Путешествие от «Спящей Красавицы» к Транзактному Анализу
Аннотация
Данная статья представляет обзор книги «Фанита Инглиш. Жизнь и Работа Терапевта. От Психоанализа к Транзактному Анализу и Гештальт Терапии», написанной и опубликованной профессиональным журналистом и психотерапевтом Сигрид Рёль в 2004 году на немецком языке и впоследствии переведенной на английский язык в 2021 году издательством «Books on Demand». Статья освещает ключевые моменты в биографии Фаниты Инглиш, рассматривает ее детство, юность и зрелость. Через призму уникальных встреч и диалогов с великими мастерами психотерапии данная статья приоткрывает завесу над тем, как Фанита Инглиш стала значимой фигурой и учителем для многих поколений практикующих терапевтов, объединив в своей работе различные терапевтические подходы, такие, как Транзактный Анализ и гештальт-терапию. Автор статьи предоставляет читателям возможность ознакомиться с уникальным взглядом Сигрид Рёль на эту выдающуюся женщину в мире Транзактного Анализа. Также статья обращает внимание на смелость, выносливость и жажду жизни Фаниты Инглиш, выраженные в ее исследованиях и профессиональной практике: ее история стала не только историей о личной трансформации и силе человеческого духа, но и источником вдохновения для многих из нас.



«Книга создает ощущение ”живой”»
Аннотация
Рецензия на книгу В.В. Макарова, Г.А. Макаровой «Игры, в которые играют в России. Психологические игры новой России», в которой автор делится мыслями и эмоциями, которые пришли в ходе ее прочтения. Тема игр, раскрытая в книге, будет актуальна как специалистам помогающих профессий, так и всем кто контактирует с людьми, будь то семья, общество или государство. В книге консолидированы представления Транзактного Анализа, касающиеся теории игр, и представлен каталог игр.



«Диалог в книге приглашает читателей встать с авторами в позицию на равных»
Аннотация
Рецензия на книгу «Игры, в которые играют в России» В.В. Макарова и Г.А. Макаровой, в которой автор описывает свой опыт прочтения, осмысления и применения на практике концепции игр с учетом специфики российского менталитета. Автор описывает структуру изложения материала, особенности подачи, а также делится своим опытом того, какое влияние на нее оказала книга.


